Бешбармак с конины,вкусно...
Ода конине, или Как правильно употр****ть бешбармак
Известны лошадь Пржевальского, лошадь монгольской породы, знаменитые арабские скакуны, английская скаковая, знаменитые Ахалтекинцы, Владимирские тяжеловозы и т.д., и т.п. Казахской породы лошадь тоже, конечно, есть, но она так широко не известна. Неизвестна потому, что для казахов все лошади - своей породы, всякая порода пригодна. Не только, и даже не столько великие скакуны, о которых слагают легенды, сколько обыкновенная лошадь, обыкновенный мерин, который может сгодиться не только для того, чтобы на нем "воду возить", но и на мясо. Вот о последнем, то есть о конине, мы поговорим подробнее.
Когда фельдмаршал Михаил Кутузов говорил, что он заставит французов жрать конское мясо, то эти слова должны были у слабонервных вызвать, как минимум, приступ тошноты - как если бы алматинская женщина-судья, выносившая приговор "нашим" каннибалам, между прочим узнала бы, что и она сама отведала шашлык из человечины. К черту каннибалов! Даже отечественных! Лучше - о конине!
Казахи действительно едят конину. Традиционно они так много ее едят, что можно сказать, "жрут". Но конина конине - рознь! Как, впрочем, коренным образом отличается французское употребление конины от казахского ее пожирания.
Если бедолагам-французам удавалось отъесть что-то от павшей артиллерийской лошади, то это действительно для них было чем-то чрезвычайным - как в плане меню (все-таки лошадь - это не лягушка!), так и в плане везения в ситуации гибельного и голодного отступления. Думается, что после подобной пробы конины у французов все равно не изменилось предосудительного отношения к конине.
Что же касается конины безотносительно французов, казахов и разных там американцев, то некоторые достаточно серьезные ученые (слава богу, евреи, а не казахи!) доказывают, что мясо и жиры любого животного происхождения, за исключением конского, при избыточном их употреблении способствуют отложению в организме холестерина. Что же касается конского жира, то он, наоборот, усваиваясь в организме, способствует выведению из него холестерина. Может быть, и поэтому, когда смотришь на казаха, знаменитого тем, что он много съедает мяса, то видишь, что он, как правило, не выглядит толстяком. Но зато такой, который ест за троих, и работает за пятерых, и занимается деторождением за семерых... Во всяком случае, в селе до сих пор можно изредка видеть картинку, когда какой-то казах-дедуля ведет за руку на первый взгляд правнучку, а это, оказывается, его дочка от молодой токал (второй жены), которую он все эти годы прятал в своей юрте чабана от советской власти. Кстати, сегодняшние казахские власти мечтают о том, чтобы казахи побольше плодились, пусть и с помощью токалок, но при одном условии: чтобы этот казах не ел конину, точнее, бешбармак (или бесбармак - как хотите!).
Традиционно казахи едят конину в виде бешбармака. Упрощенно, это суп из мяса, но только - мяса очень и очень много, при этом оно должно быть со "своей костью", а последнюю нельзя рубить топором. Делается еще своего рода гарнир из теста: в виде отварных или жареных тонких лепешек ("жука нан"). Сначала подается мясо с лепешками, а после этого бульон. Точнее, много бульона.
Традиционный казахский бешбармак бывает из баранины и конины, а также из говядины и козлятины.
Из баранины бешбармак удобен тем, что он всегда свежий. У уважающего себя казаха непременно имеется некий "дежурный" баран, предназначенный для достойного гостя. Поэтому, если такой гость и нагрянул внезапно, то даже при отсутствии главы семейства его дети наконец, могут зарезать этого дежурного барана, а пока потчевать гостя чаем (причем далеко не пустым!) и непустыми разговорами. А тут и хозяин дома вернулся, и бешбармак уже готов!
(Кстати, заехал я как-то с одним своим коллегой-немцем погостить к знакомому чабану. У того все бараны - дежурные, и он сам был в юрте, когда мы приехали. Моментально был зарезан баран (не на наших глазах!), но бешбармак все равно любит, чтобы его подождали. Подали чай (со сливками), баурсаки, сливочное масло ("сары май"), сыр ("иримшик"), разогретое мясо ("кешегi ет"), ну и, разумеется, водку ("арак"). А мы были изрядно проголодавшимися. Мой немец как напал на всю эту закусь! Никакие мои сигналы воздержаться не возымели никакого действия. Я же старался обходиться густым чаем вместо закуси. Когда подали бешбармак, то мой аппетит был уже достаточно разогрет, а немец мог только беспомощно и завистливо смотреть на это мясное дымящееся великолепие, которое мы съели полностью, начиная с головы... На другое утро нам снова подали чай, с мясом от вчерашнего бешбармака, ну и, конечно, водку. Я ем все, а немец пьет только чай (с водкой!). Как он был несказанно и неприятно удивлен потом тем, что бешбармака больше не будет! А нам уже надо было уезжать...)