А теперь сравним характеристики С-300 и "Пэтриота".
С-300 способна поражать самолеты и крылатые ракеты на всех высотах боевого применения начиная с 10 м, тогда как, по имеющимся сведениям, у "Пэтриота" минимальная высота обстреливаемых целей составляет 60 м.
О мобильности. ЗРК может быть переведен из походного положения в боевое (развернут) за 5 минут, за такое же время он и свертывается. Американцам нужно на каждую из этих операций 30 минут. Если прибавить к этому, что средства С-300 смонтированы на самоходных шасси высокой проходимости, а средства "Пэтриота" на прицепах, то становится очевидно, что по мобильности и, следовательно, живучести С-300 значительно превосходит американский комплекс.
Благодаря вертикальному старту ракет С-300 имеет возможность обстреливать цели, летящие с любого направления, без разворота пусковых установок. В "Пэтриоте" пуск ракет наклонный, а значит, в ходе интенсивного маневренного боя придется разворачивать пусковые установки или заранее расставлять их так, чтобы прикрыть все опасные направления - в этом случае снижаются огневые возможности.
Ракета российского комплекса имеет более мощное боевое снаряжение. При той же точности наведения это обеспечивает более высокую вероятность поражения цели, что особенно важно при стрельбе по баллистическим ракетам.
Некоторые специалисты утверждают, что С-300 уступает "Пэтриоту" в количестве одновременно обстреливаемых целей. Если верить рекламным проспектам Пентагона, то их комплекс способен вести огонь одновременно по 9 целям. Факты говорят об обратном. Действительно, "Пэтриот" может "завязывать" 9 трасс, но на последнем участке сближения с целями поражает одновременно только три цели. У С-300 с самого начала есть возможность вести ракеты на все цели, что захвачены, до их поражения. При интенсивных налетах производительность российского ЗРК окажется выше, чем американского.
Поразить баллистическую ракету - значит нанести ей такие повреждения, чтобы она не могла достичь цели, т.е. сбить с курса. Почему? На завершающем этапе, когда ее могут обстреливать зенитные ракетные комплексы, она, выработав топливо, летит, как обычная металлическая болванка. Ее можно повредить осколками, но она все равно прилетит в ту точку, куда была послана. Если боевое снаряжение осталось неповрежденным, последует взрыв. Важно не просто накрыть баллистическую ракету полем осколков, но сбить ее с курса настолько, чтобы ни ее удар как тяжелого тела, ни даже подрыв боезаряда не могли повредить защищаемый объект. "Алмазовцам" удалось это сделать: отклонение на 7-8 км обеспечивает безопасность обороняемому объекту.
В 1997-1999 гг. эффективность С-300 проверяется новейшими российскими мишенями, которым нет аналогов в мире. Небо полигонов бороздят "Стриж-3", имитирующая крылатую ракету, способную на высоте 50 м огибать рельеф местности и резко подниматься до километра, "Синица", высокая скорость которой (до 900 м/сек.) и малая отражающая поверхность рассеивания делает ее трудно уязвимой для противоракетных комплексов, и наконец, мишень, полет которой по баллистической и аэробаллистической траекториям с очень высокой скоростью создает сложные условия для ее поражения. Огневые дуэли заканчиваются в пользу "трехсотки".
Ценят С-300 и за рубежом. Она допускает сопряжение с различными автоматизированными системами управления противовоздушной обороной, с системами разведки, в том числе зарубежного производства. Это позволяет странам, у которых есть С-300, интегрировать ее в имеющуюся у них систему противовоздушной обороны без существенных дополнительных затрат.
У С-З00ПМУ1 появился уже продолжатель - более совершенная ЗРС - С-З00ПМУ2 "Фаворит". Эта зенитная ракетная система, по мнению авторитетнейших специалистов, является самой универсальной в мире, способной с высокой эффективностью защищать объекты и войска от любых средств нападения с воздуха, включая самолеты, вертолеты, оперативно-тактические баллистические ракеты, а также крылатые ракеты, летящие на предельно малых высотах с огибанием рельефа в условиях лесной и сильно пересеченной местности.
С-З00ПМУ2 "Фаворит" не предел. Потенциал российской фирмы "Алмаз" огромен. Продолжаются испытания новой зенитной ракетной системы "Триумф". В ближайшие годы планируется принятие ее на вооружение. Военные специалисты относят "Триумф" к поколению "четыре плюс". Главное командование ВВС РФ характеризует появление "Триумфа" как прорыв в XXI век.
Головной разработчик - НПО "Алмаз" (генеральный директор Игорь Ашурбейли, генеральный конструктор Александр Леманский), разработчик ракет - машиностроительное КБ "Факел".
"Триумф" будет обнаруживать и уничтожать воздушные цели на дальности до 400 км. Новая система способна бороться со всеми современными, а также перспективными средствами воздушного нападения - самолетами тактической и стратегической авиации, стратегическими крылатыми ракетами типа "Томагавк" и другими ракетными средствами, самолетами радиолокационного дозора и наведения типа АВАКС. Энергетические возможности радаров позволяют обнаруживать и уничтожать цели, выполненные по технологии "стелс", другие малозаметные цели на всех высотах их боевого применения. До пределов, установленных соглашениями по разграничению систем ПРО, повышен антиракетный потенциал ЗРС. "Триумф" способен перехватывать боеголовки, летящие со скоростью 4,8 км/сек.
"Триумф" - первая в мире система, которая может выборочно работать на нескольких типах ракет - как старых, входивших в ранние разработки, так и двух новых, каждая из которых в своем роде уникальна. Как уже отмечалось, ракета дальнего действия способна поражать цели на расстоянии до 400 км. Вторая ракета - 9М96, имея подобие, например, в образе перспективной американской ЕRINT в ЗРС "Пэтриот" РАС-3, превосходит ее в два раза. Она предназначена для уничтожения самолетов и ракет в средней зоне.
По оценке российских военных специалистов, ЗРС "Триумф", поскольку может интегрировать в себя средства поражения других комплексов ПВО, создает базу для построения эшелонированной обороны, за преодоление которой противник будет вынужден платить огромную цену - неприемлемыми потерями участвующих в налете самолетов и ракет.
И это все при ламповой электронике российских ВС?