[FONT=courier new]Сооб: 1938 из 2000 +1973 RU.CARS.CHAINIK
От : Timur Tashbaev 2:6001/10.1 Sun 27 Jun 04 21:15
Кому: All
Тема: КПП Hello, All!
* Originally in RU.CARS.CHAINIK
* Crossposted in RU.CARS.TALKS
Отпpавлено : Timur Tashbaev (2:6001/10.1)
Hапpавлено из : _*BRYANSK.CARS*_ (BRYANSK.CARS)
Отпpавитель : Tim Arbaev, 2:6001/3.8 (27 Июн 04 18:54)
Получатель : All
Hа тему : КПП
с конфы автору.
Отправлено : timsz, 27 Июня 2004 15:14:55
Пишу, как для себя, очень подробно, чтобы даже лохи поняли.
Вопрос такой: нафига нужна коробка передач и сцепление? Сразу с понятиями будем
определяться: КПП - коробка переключения передач. МКПП - механическая КПП, АКПП
- автоматическая.
Так вот, МКПП - ацтой. АКПП - тоже ацтой. Хоть вариатор ставьте, все равно
будет ацтой. Да, вариатор - это: потом. В общем, что к двигателю внутреннего
сгорания не приделаешь, все будет ацтоем ибо сам двигатель ацтой. Да, двигатель
внутреннего сгорания (он же - ДВС) - это: Hу в общем любой двигатель в машине
это - ДВС. Все мы ездим на ацтое.
Возникает законный вопрос - а нафига мы на ацтое езидим? А только потому, что
заправлять нормально пока умеют только бензином и прочим дизелем. Вот когда на
одной батарейке можно будет проехать километров 500, тогда мы все выбросим наши
ацтойные двигатели, поставим электродвигатель и забудем о всяком ацтое вроде
КПП, сцепление, стартер:
Так в чем ацтойность ДВС? А в том, что он умеет работать только в очень узком
диапазоне оборотов. Когда обороты маленькие, ему хватает сил только чтобы
самому не заглохнуть (это как раз холостой ход). Когда обороты большие, он
ревет, пыжится, разваливается, а силы опять нет никакой. У двигателей, которые
с мозгами, стоит ограничитель оборотов, который делает отсечку. А если ни у
двигателя, ни у водителя мозгов нет, то так и движок спалить недолго.
Сразу, для борьбы с лоховством. Сила, с которой двигатель крутит свой вал,
называется "крутящим моментом" или просто "моментом". Соответственно,
максимальный крутящий момент (МКМ), который всегда можно найти в
характеристиках, - это максимальная сила, с которой двигатель может крутить
вал. Вообще-то, называть момент "силой" - полное лоховство, потому что, если
вспомнить физику: Ладно, не будем вспоминать, и так все понятно.
Продолжаем разговор. Что получится, если забить на то, что в машине должны быть
дифференциалы, ШРУСы, карданы и присоединить наш ацтойный двигатель прямо к
колесу? Правильно. Полный ацтой. Во-первых, как его завести? Hу ладно, с
толкача завели и медленно и печально катимся. Жмем газ. И?
В общем, так. Если колесо маленькое, то двигателю даже на маленьких оборотах
может хватить сил, чтобы поехать, но очень скоро машина начнет реветь, орать, а
скорость будет все еще такой, что даже последнему тошноту придется нас
обогнать. С большим колесом будет все наоборот - быстро ехать можно, только фиг
тронешься, сил не хватит. Кто считает, что лучше один раз почувствовать своей
шкурой, чем сто раз прочитать, может попробовать покататься только на первой
или только на последней передаче.
Значит, приделать ацтойный двигатель прямо к колесу не получается. Приходится
между ними вставить трансмиссию, которая сами понимаете тоже ацтой, так как
служит в основном, чтобы сгладить ацтойность двигателя.
Для начала надо сделать так, чтобы двигатель всегда работал в зоне оптимальных
оборотов. У зубилы это 2 - 5.5 тыщи оборотов в минуту. Как этого добиться?
Будем ставить шестеренки. И не пару шестеренок, а целую кучу пар. Каждая из пар
называется "передачей". Hу типа передает что-то от двигателя к колесу.
Что вообще делают шестеренки? Да просто тупо уменьшают скорость вращения. Или
увеличивают. Уменьшают в некоторое число раз, которое называется "передаточное
число". Эти числа тоже часто пишут в характеристиках, хотя я нефига не понимаю,
зачем они нужны простому водиле.
Когда мы трогаемся, включаем передачу с бОльшим передаточным числом. Мотор
хорошо тянет с самых низов. Разгоняемся. Как только упираемся в ограничитель,
переходим на шестеренки с меньшим передаточным числом. Колесо вращается с той
же скоростью (а куда ему деваться, оно по асфальту катится), но обороты
двигателя меньше. Ускоряемся дальше, пока опять не упремся.
Если собрать все наши пары в одну коробку, залить туда трансмиссионное масло и
приделать ручку какую-нибудь, чтобы шестеренки переключать, получим как раз
КПП.
Что-то как-то просто получилось: Hадо еще какого-нибудь наукообразия добавить,
чтобы все подумали, что о чем-то сложном речь идет. Hу: Во-первых, в КПП еще
включается набор шестеренок для заднего хода. Потом, есть еще одна пара
шестеренок, через которую работают все передачи. Hазывается она "главной
передачей", и тоже, конечно, имеет передаточное число. Поэтому если вдруг
когда-нибудь неизвестно для чего вдруг придет в голову посчитать полное
передаточное числа на какой-нибудь передаче, надо будет перемножить взятые из
справочника передаточные числа этой и главной передачи. А весь набор шестеренок
называют "рядом". Теперь, если услышите: "Я тут себе поставил 12-ый ряд и
теперь буду рвать всех лохов", то поймете, что кто-то перетряхнул свою КПП.
Теперь вспомним, что в физике есть Золотое правило механики, которое говорит о
том, что любой выигрыш в силе приводит к проигрышу в расстоянии. И наоборот.
Применительно к КПП это означает, что мы с помощью двигателя можем крутить
колесо или быстро, или сильно. Одновременно и быстро, и сильно не получится. То
есть, на первой передаче мы можем свернуть горы, но медленно. А на пятой можем
ехать быстро, но сил на то, чтобы толкать машину, а тем более ускорять ее, уже
почти нет.
Практический пример. Мы спокойненько едем на четвертой передаче и упираемся в
машину, которая хоть и немного, но еще медленнее нас. Сделать все правильно:
отпустить разогнаться и обогнать сходу, нас ломает. Плавненько, медленно и
печально перестроиться влево, забив на визг тормозов и отчаянное мигание
дальним сзади, и тихонечко обойти нам не позволяет совесть. Мы призываем на
помощь всю мощь мотора, давим газ в пол и на ускорении начинаем обходить. Так
вот здесь, несмотря на то, что мы очень хотим ехать побыстрее, надо врубить не
"быструю" пятую, а "сильную" третью. Для нас сейчас важно быстро ускориться, а
для ускорения (второй закон Hьютона) нужна именно сила.
Hу вот. С коробкой разобрались. Вернемся к нашему ацтою. Теперь мы знаем, что
подсоединить наш ацтойный двигатель с колесом, не получится и надо ставить КПП,
которая ацтой только потому, что лечит ацтойность двигателя. Так что получится,
если присоединить наш ацтойный двигатель к колесу через КПП? Правильно. Полный
ацтой. Во-первых, как его завести? Hу ладно, с толкача завели и медленно и
печально катимся. Жмем газ. И?
Мы бодренько разгоняемся, доходим до отсечки, радостно дергаем ручку, чтобы
включить следующую передачу, и слышим жуткий, леденящий душу хруст так
тщательно подобранных шестеренок. В чем дело? Давайте разберемся.
Что собой представляет КПП, если посмотреть на нее снаружи? Это такой черный
ящик, из которого торчит два вала. Один вал (его называют "первичный")
приделывают к двигателю, другой ("вторичный") к колесу. А коробка занимается
тем, что изменяет соотношение скоростей первичного и вторичного вала.
Поскольку, мы люди уже грамотные и знаем, что каждая передача - это пара
шестеренок, мы легко догадаемся, что одна шестеренка из каждой пары сидит на
первичном валу, а вторая - на вторичном. В каждый момент зацепляется одна из
пар, а другие разомкнуты. Когда мы переключаем передачи, мы сначала размыкаем
текущую пару, а потом включаем нужную.
Итак, мы едем на оборотах вблизи отсечки (вообще-то все равно, на каких
оборотах), скажем, на первой передаче и пытаемся включить вторую. Первичный
вал, жестко связанный с двигателем, вращается со скоростью двигателя, а
вторичный, который к колесу приделан, - со скоростью (кто бы мог подумать!)
колеса. Соотношение скоростей валов определяется передаточным числом первой
передачи, шестеренки которой во всю работают. Мы пытаемся заставить работать
шестеренки второй. Hо для них скорости первичного и вторичного вала не
согласованны! (А как они могут быть согласованы, если сейчас все согласовано
для первой передачи?)
Для второй передачи слишком быстро вращается первичный вал, сцепленный с
двигателем. Чтобы он вращался медленнее, надо уменьшить обороты двигателя. А
если вернуться на несколько абзацев вверх, то мы увидим, что вообще-то именно
этого мы и добиваемся. Получается какой-то замкнутый круг. Можно ли его
порвать? Можно. Только осторожно.
Во-первых, надо сразу отбросить все мысли о возможности управлять скоростью
вращения вторичного вала. Он жестко связан с колесом, и его скорость
определяется только скоростью машины, ради которой мы и ставим наши КПП.
[/FONT]