В загадочное время мы живём. С одной стороны – дружеские встречи сильных мира сего на самом высоком уровне. Протокольные улыбки. Барбекю. Шикарный саммит с кружевами деловых бесед. С другой – ракетопады в Ливане и Израиле, танки в Палестине. Разрушенные мосты, горящие нефтехранилища.
Казалось бы, совсем-совсем недавно весь цивилизованный мир шумел о дорожной карте с очерченными на ней горизонтами заждавшегося мира на Ближнем Востоке – и надо же: такая неожиданность! А уж такая ли? Когда смотрю на всё это через окно телеэкрана, почему-то невольно вспоминаются «Крейсера» Пикуля с невесть каким образом зацепившейся за память фразой: «Состоялась… мирная конференция; и все страны срочно начали вооружаться».
Ну не капризная ли девица История? И не слишком ли уж настойчиво повторяются её капризы? Окинем мысленно хотя бы некоторые из них. Вот пышнейшее трёхсотлетие дома Романовых. 1913-й год, когда кажется, что этот Дом простоит ещё тысячу лет. Ан нет - подкрадывается 14-й с его Первой мировой, беременной революцией, – и нет ни дома Романовых, ни старой России.
Ликуют освобождённые толпы. Именитый поэт звучно пишет о том, что вкусивший свободы народ уже не загнать в стойло безмолвного повиновения – и в это же время начинают обтачиваться ключи для закручивания гаек очередной диктатуры.
Заключается пакт о ненападении (Молотова – Риббентропа) и спустя какую-то пару лет Германия обрушивает невиданной силы удар на СССР… Наконец-то завершается Вторая мировая. Мир рукоплещет Советскому Союзу. «Железный занавес» – и тот начинает давать трещины. В Москве 56-го лучится улыбками фестиваль молодежи – и бах! – через считанные годы Карибский кризис, едва не опрокинувший планету в бездну ядерной войны…
Горланили: «Москва – Пекин! Дружба навек!» – так и тут привычное уже для капризной Истории продолжение: Даманский, цистерны помоев, выливаемых друг на друга, – и прочая, и прочая.
Учёные мужи начинают пылко убеждать народ в безопасности АЭС , а тут вот беда – Чернобыль.
Устав от нелепых игр и двусмысленностей, начинаем умно-умно и очень убедительно рассуждать о правовом государстве, сломе барьеров между странами и иных вкусностях – глядь: в одно прекрасное утро и самого государства-то нет. Слава Богу, появляются другие. Но шалунья История высыпает из своего сундучка киллеров, межнациональные конфликты и иже с ними – и тут такое начинается!
Начинаем петь гимны совершенствованию отечественного образования и бодрым взлётам к вершинам мировой педагогики – иные, как заговорённые, враз обычную грамотность забывают и без калькулятора трижды три не умножат.
А уж о росте зарплат, пособий, социальных выплат говорить в полный голос порою просто боязно: вдруг Цены и Коммунальные Выплаты подслушают? И устроят привычную для них гонку. А кто не знает, что Рядовой Заработанной Плате угнаться за Ценами и Коммунальными выплатами так же непросто, как «Запорожцу» за «Ауди»?
Хорошо ещё, что есть оптимисты. Главный архитектор Перестройки Михаил Сергеевич до сих пор мило говорит о достижениях перестроечных лет. Правда, некоторым эти достижения напоминают импортные унитазы и модные обои в доме, фундамент которого подрыт руками самого архитектора, так что иные из подъездов обрушились. Но мало ли что кому напоминает!
Я лично тоже так хотел бы быть оптимистом и надеяться, что симпатичные саммиты, встречи в верхах и в низах станут давать в итоге не только прелестные декларации, но плоды, вкус которых сохранялся бы десятилетиями.
Ну не веками же Истории печь слоёные пироги, в коих коржи прекрасных посулов и помыслов перемазаны кремом горьких деяний?