Зачем РФ нужна армия?В России разгорается скандал по поводу выполнения гособоронзаказа. В дело даже вмешались оба исполняющих обязанности царя, гневно пожурив отечественный ВПК и генералитет. Однако зачем РФ армия и что она с ней будет делать, никому в стране не известно.
Если театр начинается с гардероба, то армия начинается с головного мозга. Подобный аппарат был всегда в дефиците у русских, советских и нынешних российских полководцев и политиков. Что из себя должна представлять российская армия, какие задачи она должна выполнять, как структурно выглядеть, как и из кого комплектоваться – толком никому не известно. Хуже всего, что любые попытки над этим задуматься в России ни к чему не приводят – вместо «интеллектуального штурма» получается говорильня под водочку и коньяк.
Патриотическое крыло в российской колониальной номенклатуре настаивает на призывной рекрутской армии, существующей по лекалам позднесоветского воинства с его гигантским флотом, 70 тысячами танков, бесчисленными количествами ракет, самолетов, вертолетов и прочих «мужских» игрушек. Слабо понимающие что-то в военном деле либералы ограничиваются заявлениями о «профессиональной армии», а комитеты солдатских матерей требуют «освободить наших мальчиков от ужасов казармы». Все последние 20 лет кремлевские мыслители не знали и сейчас не знают, что делать с доставшимся в наследство от СССР войском.
Но им отчетливо понятно, что воевать со сколько-нибудь серьезным противником оно в принципе неспособно, а для борьбы с сепаратистами на Северном Кавказе или пресловутыми русскими фашистами, угрожающими, по логике кремлевских пропагандистов, миру и спокойствию в многонациональной России, массы танков, самоходок, ракетных тактических комплексов и прочих железяк абсолютно ненужны.
Тем не менее, оставить совсем без денег и заказов чахлые, но еще заметные, остатки советского военно-промышленного комплекса и генералитет Кремль не может. В этом году государственный оборонный заказ запланирован в размере порядка 600 миллиардов рублей (около 21 миллиарда долларов). Всего же до 2020 года планируется потратить на перевооружение армии до 20 триллионов рублей (государственная программа вооружений, ГПВ). Однако таких денег у России нет и даже при цене на нефть в 200 долларов за баррель не будет. Вообще же в руководстве РФ царит понимание, что военные расходы – это лишняя трата денег, которые могли бы быть спокойно выведены в британские офшоры.
Поэтому где можно, статьи расходования средств ужимаются, тем более, что ВПК военные и правительство упрекают в росте цен на его продукцию.
- Здесь мне трудно не согласиться с военными. Причем речь идет не только о министерстве обороны, речь идет и о других силовых ведомствах. МЧС докладывает, что, скажем, вертолетная техника в разы дорожает, – пожурил промышленников премьер Владимир Путин. О том, что вся страна живет в условиях галопирующих цен и так все последние 20 лет, он не вспомнил.
Косные военные мыслители в РФ полагают, что обновив парк военной техники, им удастся – в идеале, конечно – создать некую качественно новую армию. Это примитивное материалистическое мышление не учитывает двух факторов: человеческого материала, который будет служить с этой техникой и возможностей промышленности. Рекрутская армия не требует, однако, сложной и продвинутой техники, предназначенной для бойца, который сознательно служит, а не отбывает принудительно-добровольный срок в казарме. Такому солдату или офицеру бесполезно давать какие-либо новые образцы стрелкового оружия, элементов индивидуальной защиты, умные интеллектуальные системы координации и связи (то, что активно разрабатывается на Западе). Все это будет в лучшем случае поломано, своровано, разобрано на детали и угроблено. Тем более, с точки зрения российского руководства, микроскопическая стоимость жизни военнослужащих делает непозволительными такие инвестиции (инвестировать не в кого).
Ежегодно в Москве и других городах России «ветераны» «элитных» войск армии российских сипаев устраивают купания в фонтанах…
Возможности российского ВПК также ограничены – предприятия в большинстве случаев не могут создать даже нормальные опытные образцы техники. Взять, к примеру, «элитные» в российской армии воздушно-десантные войска. Основой парка бронетехники у них являются машины БМД-2, которые по сути – лишь модернизация древней БМД-1. Также в ВДВ есть некоторое количество советских БМД-3 «Бахча» (принята на вооружение еще в 1990 году) и БМД-4 (принята на вооружение в 2004 году, к 2011 году в армии насчитывалось чуть более 300 таких машин). В 2008 году Курганский машиностроительный завод представил новую машину – БМД-4М, которую планировалось запустить в серийное производство уже в 2009 году. Однако до сих пор первые 10 таких машин не поступили в ВДВ для войсковых испытаний, а по словам главкома ВДВ Владимира Шаманова, завод вообще их еще даже не произвел.
Не лучше ситуация и с самоходкой «Спрут-СД», которую Волгоградский тракторный завод начал разрабатывать еще 20 лет назад (на основе проектов 70-х годов). Сейчас в армии насчитывается порядка двух или трех десятков таких машин, а командование ВДВ уже признало необходимость доработки этой самоходки. Впрочем, об эксплуатации этой машины информации вообще нет никакой.
Тренируются в борьбе с арбузами…
Практически любой вид вооружений, который разрабатывается или производится в России, если это только не еще советские серийные модели, является «сырым» образцом, который часто невозможно не только запустить в серийное производство, но даже и нормально испытать.
Когда осенью 2008 года третий президент России громогласно грозил агрессивному блоку НАТО (в странах этого блока российская верхушка хранит свои деньги и приобретает недвижимость, яхты и прочие нетленные вещи) установкой в Калининградской области ракетно-тактических комплексов (ОТРК) «Искандер», зарубежные военные аналитики, которые вдруг увидели это, вероятно, падали со стульев от смеха. Ведь на тот момент в РФ в армии насчитывалось всего 4 таких установки, которые функционировали в… «учебном» режиме (60-й учебный Центр МО в Капустином яру).
Между тем, разработка этого комплекса началась еще в ранних 80-х годах прошлого века, в 1998 году муляж комплекса показали широкой общественности на авиасалоне «МАКС-1999». В 2000 году его разработчики из коломенского ФГУП «Конструкторское бюро машиностроения» пообещали в скором времени завершить испытания ракетного комплекса. В 2002 году патриотическую общественность порадовали новостью о завершении испытаний на 40% и скором запуске в производство (до 700 комплексов в год). В августе 2004 года Сергей Иванов и начальник Генштаба Юрий Балуевский доложили Владимиру Путину о завершении государственных испытаний. Одновременно они пообещали президенту в 2005 году начать серийное производство комплексов и до конца того года вооружить ими одну бригаду. В 2006 году «Искандер» был официально взят на вооружение. В январе 2009 году замглавы Военно-промышленной комиссии Владислав Путилин, обещал, что до 2012 года Россия закупит около 30 комплексов «Искандер».
Новый и, конечно же, как трубит официоз, «не имеющий аналогов в мире» (кстати, согласно официальной пропаганде, российское оружие является безаналоговым) в серию до сих пор не вошел. Лишь в конце 2010 года России удалось закупить и поставить на вооружение 26-й зенитно-ракетной бригады в Луге 6 таких, «не имеющих аналогов в мире» комплексов. Самое интересное и то, что до сих пор эти ОТРК функциональны лишь наполовину, поскольку создавались под крылатую ракету Р-500, имеющую радиус действия до 500 километров. Эта ракета (для модификации «Искандер-К») начала разрабатываться еще 20 лет назад, в 2007 году была впервые испытана, но до сих пор нет о ней никакой информации. Поэтому сейчас радиус «действия» «Искандеров» ограничен лишь 250-270 километров.
Смешнее всего то, что наводить и управлять крылатые ракеты нечем – РФ так и не создала свою систему глобального позиционирования «ГЛОНАСС» (блог Толкователя уже
подробно писал об этом).
Сложно представить в таком антураже ветеранов 82-й или 101-й десантных дивизий армии США…
Другое «уникальное» оружие Российской Федерации – танк Т-90, являющийся по сути многократной и не совсем удачной модернизацией предшественника – танка Т-72. За последние 20 лет мелкосерийными партиями произведено и поставлено в армию от 250 до 500 таких машин (сам по себе разброс впечатляющий). Танк в 1996-2004 годах не производился, а с 2011 года его поставки в армию вообще отменяются. По мнению военных, смысла производить это чудо-оружие нет никакого, а весной этого года генерал Постников заявил, что армии не интересно покупать «17-ю модернизацию танка Т-72″ за 110 миллионов рублей, когда можно приобрести более качественный германский танк Леопард-2А6 за 3,5 миллиона долларов. Впрочем, затем начальник Постникова Сердюков поспешил заявить, что закупок немецкой техники не будет.
Забавная ситуация и с российским флотом. Согласно ГПВ-2020, флот должен получить 8 новых подводных лодок, одна из которых – «Юрий Долгорукий» уже построена (ее заложили еще в советское время). Однако для них нет… ракет. Это та самая ракета «Булава», которая штатно взлетает лишь при каждой второй попытке.
Про российские разработки в области наукоемкой и интеллектуальной военной продукции –
средств связи, электроники, индивидуальной защиты солдат, роботизированной техники, беспилотников и прочем, говорить смысла вообще не имеет. В лучшем случае здесь те же самые советские разработки 25-30-летней давности, принципиально не доводимые до ума. Впрочем, главная проблема российской армии – это вовсе не железо, а мозги ее начальников.
В Кремле это понимают, но ничего поделать не могут – во-первых, у самих дефицит, а во-вторых, взять новые неоткуда: