Сотрудники МВД перестали брать взятки, боясь не попасть в полицию
В рядах органов внутренних дел временное табу на коррупцию. Сотрудники перестали брать взятки на дорогах, закрывать уголовные дела за мзду, осуществлять незаконную охрану. Причина — проводимая сейчас переаттестация, по итогам которой кто-то попадет в ряды полиции, а кто-то отправится на гражданку. Сразу несколько представителей московского ГУВД признались РБК daily, что с 1 марта стали жить на одну зарплату, боясь не пройти через жернова аттестации. Оказавшись в полиции, такие сотрудники вернутся к привычному для себя образу жизни, предрекают эксперты.
«За все время службы я никогда не жил на одну зарплату, как сейчас, — пожаловался РБК daily инспектор столичной ГИБДД Анатолий. — Приходится сидеть на шее у жены, мои 23 тыс. уходят на погашение кредитов». Свое необычное поведение сотрудник объяснил проводимой переаттестацией. «Сейчас повсюду подставы, проверки, провокации... Не дай бог попадешься, и все — путь в полицию будет закрыт. Любой водитель сейчас может пожаловаться на инспектора, и тот уже вряд ли пройдет переаттестацию», — рассказал инспектор, добавив, что все его коллеги сейчас в схожем положении.
К слову, Анатолий обеспечивает безопасность движения на Рублевском шоссе и достраивает собственный трехэтажный дом в Подмосковье. Правда, стройку на время переаттестации, по его словам, также пришлось заморозить.
«Нам пока ничего не говорили про переаттестацию, но чувство неопределенности, которое сейчас испытывают большинство следователей, не из приятных», — рассказал РБК daily источник в Следственном департаменте МВД (бывший СК при МВД). Следователь также признался, что, пока не перейдет в полицию, предпочитает отказываться от сомнительных предложений. Схожая ситуация и в московском ОМОНе. Ранее их бойцов нередко видели активно подрабатывающими в эскорт-охране VIP-персон.
На прошлой неделе глава ГУВД по Москве Владимир Колокольцев заявил, что аттестационные комиссии созданы в каждом подразделении, где есть кадровые аппараты. В их состав включены представители Общественного совета при ГУВД, приглашены руководители муниципальных собраний. «Нам вполне по силам переаттестовывать около тысячи сотрудников ежедневно, ни в коей мере не превращая эту процедуру в простую формальность», — указал он. Переаттестация продлится до 1 июня.
«Аттестацией больше пугают, чем чистят ряды, — считает гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин. — По-другому быть не может, поскольку проводить переаттестацию подчиненных будут те же начальники, которые с них собирают деньги». Все эти сотрудники, временно отказавшиеся от взяток, переаттестацию пройдут, поскольку сокращение пройдет по возрастному принципу и порядочность никак учитываться не будет, соглашается психолог-криминалист Михаил Виноградов. «Молодняк», по его словам, как взятки брал, так и продолжит брать — в ситуации, где МВД реорганизует себя само, ничего измениться не может.
По мнению г-на Мухина, лоббисты МВД прекрасно зарекомендовали себя, когда написали закон «О полиции», не позволив никому внести в него существенные коррективы, меняющие структуру или идеологию органов внутренних дел. «И президент в итоге подписал их документ. Они победили, и зачем им теперь уступать, я не вижу смысла», — отметил г-н Мухин, предположив, что по окончании переаттестации большинство полицейских продолжат свою привычную «ментовскую» деятельность.
По словам г-на Виноградова, во всех развитых странах полицейский — это морально престижная, хорошо оплачиваемая и социально защищенная профессия. К тому же полицейскому, удостоившемуся при выходе на пенсию формулировки «за безупречную службу», вместе с пенсией сохраняют оклад, то есть он получает даже больше действующих сотрудников. Такая жесткая материальная заинтересованность заставляет полицейских качественно работать. «Даже нищая Румыния к концу советской власти, взяв за основу этот принцип, добилась отличных результатов», — говорит он.