В геополитике существует две глобальные модели обращения с пространством планеты - силы Суши (теллурократия, евразийство) и силы Моря (талассократия, атлантизм). Каждая из них по-своему учитывает специфику развития различных регионов, культур, цивилизаций, этносов, политических систем, стремясь поместить их в собственный контекст.Так как природные ресурсы представляют сегодня поле конкуренции и борьбы за цивилизационное выживание, обе геополитические модели предполагают свой макросценарий, включающий весь цикл: разведку месторождений, их разработку, переработку ископаемых, транспортировку и реализацию.
Евразийский подход к ресурсам состоит в создании единой ресурсодобывающей и ресурсоперерабатывающей сферы на максимально широком пространстве континента. Это определяет требования к пространственному размещению транспортных сетей, газопроводов и нефтепроводов, позиционирование центров переработки и способы доставки вторичной продукции. Европа заинтересована как в прямом взаимодействии с ближневосточными регионами и проведением в них своей независимой ресурсодобывающей политики, так и в развитии евразийских месторождений и транспортировке ресурсов.
Транспортировка ресурсов по евразийской сухопутной модели предполагает связывание каждого конкретного месторождения с внутриконтинентальными пространствами. Это объясняет геополитическое значение газопроводов и нефтепроводов, связывающих российские, центрально-азиатские и кавказские месторождения с Европой и тихоокеанским регионом континентальной сетью. Консолидация евразийских ресурсов усиливает общий геополитический потенциал Евразии.