Роспотребнадзор: Поведение ряда общественных организаций дискредитирует движение потр

04 июля 2005 года
00
Роспотребнадзор: Поведение ряда общественных организаций дискредитирует движение потребителей.


РБК. 04.07.2005, Москва 19:59:33. Роспотребнадзор назвал дискредитирующими для общественного движения потребителей попытки ряда организаций взять на себя контрольные функции. Как отмечается в письме заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) "О полномочиях общественных объединений потребителей" Людмилы Гульченко, отдельные общественные организации по защите прав потребителей в качестве единственного и приоритетного направления своей деятельности определяют контрольные функции, организуя проверки хозяйствующих субъектов по вопросам, не относящимся к их компетенции, превратно истолковывая при этом принципы общественного (негосударственного) контроля, положенные в основу ст.45 федерального закона "О защите прав потребителей". По мнению ведомства, подобные факты дискредитируют общественное движение потребителей и не способствуют ни росту его авторитета, ни взаимопониманию с предпринимательским корпусом.

Среди основных ошибок при проведении проверочных мероприятий представителями общественных объединений потребителей Роспотребнадзор назвал требования о предъявлении субъектами предпринимательской деятельности трудовых договоров с работниками и их медицинских книжек; проверку соблюдения санитарных правил и норм; проверку наличия документов об образовании торговых работников, санитарно-эпидемиологических заключений и заключений Госпожнадзора. Кроме того, Роспотребнадзор указал на неправомочность проверки правильности применения контрольно-кассовых машин; проверки наличия и порядка ведения журнала учета мероприятий по контролю, предусмотренного ст.9 федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", субъектами которого общественные организации не являются, и прочие.

Л.Гульченко подчеркнула, что, по закону, в компетенции общественных объединений потребителей - выявление именно нарушений прав потребителей, то есть "установление фактов, свидетельствующих исключительно о несоблюдении императивных норм потребительского законодательства, устанавливающих эти права". Таким образом, как отмечают в ведомстве, в соответствии с федеральным законом "О защите прав потребителей", общественные объединения потребителей вправе осуществлять именно общественный контроль соблюдения прав и интересов потребителей с применением соответствующих мер общественного воздействия на изготовителя (исполнителя, продавца).

В Роспотребнадзоре полагают, что действенной мерой является разъяснительная и просветительская работа среди предпринимательских структур и граждан-потребителей, консультирование, оказание помощи в составлении искового заявления и сопровождении дел при судебной защите, широкое информирование населения через СМИ о правах потребителей. И при этом служба рекомендует своим территориальным управлениям продолжить работу по обеспечению действенного взаимодействия с общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами), зарегистрированными в установленном порядке на территории соответствующего региона. По итогам работы с общественными объединениями потребителей за III квартал 2005г. было приказано теруправлениям в срок до 1 октября 2005г. представить в Роспотребнадзор обобщенную информацию по данному вопросу (в том числе, на электронном носителе информации).

Напомним, что ст.45 ФЗ "О защите прав потребителей" определяет права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) в области защиты прав потребителей. В частности, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей; проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них. Объединения также правомочны проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти. Общественные объединения также имеют право участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей; вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям; распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав и прочее.
05 июля 2005 года
00
А что, у кого либо кроме "Сэра Юджина" (в миру известен как г-н Садовский) были какие либо сомнения по этому поводу?

Цитировать — Сообщение №2
15 августа 2005 года
00
Ургис, ну вы явно не равнодушно дышите к потребительскому движению ))
Только не с той стороны это письмо читаете.
Да письмо там есть, и касается оно тех слечаев, когда некоторые общественные объединения потребителей пытаются проверить то, что с правами потребителей не связано. Вот и весь смысл этого письма.
Наш комментарий:

www

Цитировать — Сообщение №3
15 августа 2005 года
00
Доброе утро, Сэр. Вы снова в эфире?
Вы были так долго отключены от внешнего мира, что в душе затаились подозренья - уж не покинули ли Вы потребительское движение?

Цитировать — Сообщение №4
15 августа 2005 года
00
пока нет ) а вы как? в отпуск съездили? отдохнули? как настроение?

Цитировать — Сообщение №5
15 августа 2005 года
00
Наряду с обязанностью субъектов предпринимательской деятельности осуществлять розничную и иные формы торговли для потребителей, оказание услуг и выполнение работ для потребителей в соответствие с требованиями Закона РФ № 2300-1 "О защите прав потребителей" и соответствующими нормативными актами, утвержденными Правительством Российской Федерации, в целях налогового учета, и иных целей, субъекты предпринимательской деятельности обязаны соблюдать определенный санитарно-гигиенический, пожарный режим и т.д. Эти требования регламентированы соответствующими законами и нормативными актами.

Поэтому в комментируемом письме Роспотребнадзор справедливо отмечает, что общественные объединения потребителей правомочны проверять лишь соблюдение прав потребителей субъектами предпринимательской деятельности, а так же положений и норм, утвержденных соответствующими Правилами торговли, бытового и иных видов обслуживания, утвержденных Постановлениями Правительства. При этом проверка документов об образовании, правильности оформления трудовых соглашений с работниками, наличие санитарных книжек, соблюдения правил пожарной безопасности выходит за пределы полномочий, предоставленных Законом РФ "О защите прав потребителей" - общественным объединениям потребителей.

Таким образом, при осуществлении проверок субъектов предпринимательской деятельности, такая проверка должна полностью соответствовать тем целям, для которых в том числе создано и действует общественное объединение, то есть -цели защиты прав потребителей. Следовательно, должностные лица общественных объединений, которым уполномоченным органом общественного объединения поручено проведение проверки, не вправе требовать предъявления санитарно-гигиенических заключений на соответствие занимаемых помещений санитарным правилам, но вправе требовать предоставления санитарно-эпидемиологического заключения, например, в отношении реализуемого товара, а также другие документы , не относящиеся к предмету проведения проверки, осуществляемой в рамках ст. 45 Закона РФ "О защите прав потребителей".

Если при производстве проверки соблюдения прав потребителей и Правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, будут выявлены иные нарушения обязательных требований, общественное объединение может отразить это или в акте либо направить соответствующую информацию в органы государственной власти или прокуратуру.

По нашему мнению, спорной является позиция Роспотребнадзора России о неправомочности проверки правильности применения контрольно-кассовых машин.

Наряду с целями учета доходов, в соответствующем законе и в нормативных актах правительства Российской Федерации, одной из целей обязательного применения контрольно-кассовой техники является соблюдение прав потребителей при осуществлении продаж товаров, выполнения работ и оказания услуг. Кассовый чек, в том числе, является своего рода документальным подтверждением совершения соответствующей сделки между сторонами (при отсутствии договора), а также доказательством приема оплаты. В некоторых случаях наряду с кассовым чеком - контрольно-кассовая техника производит печать и выдачу потребителю товарного чека. Отдельными положениями Правил торговли, выдача потребителю товарного чека является обязанностью субъекта предпринимательской деятельности, а в тех случаях, когда выдача товарного чека императивными нормами не предусмотрена, одним из доказательств приобретения товара у продавца является выдача кассового чека, в связи с чем, при осуществлении проверок общественные объединения вправе отражать как выявленные нарушения потребительского законодательства- невыдачу кассового или товарного чека. Такой позиции придерживается и Федеральная налоговая служба России.

Таким образом, общественные объединения потребителей при проведении проверок и составлении актов о выявленных нарушениях, могут проверять наличие кассовой техники и правильность отражения сведений в выдаваемом кассовом чеке. Выявленные нарушения (несоответствия) должны отражаться в актах выявленных нарушений. Вместе с тем. объединения потребителей, к примеру, не вправе проверять наличие договора между владельцем кассовой техники и организацией, осуществляющей техническое обслуживание этой техники, правильность учета и отражения выручки в журнале кассира- операциониста и т.п., поскольку такие нарушения сами по себе не затрагивают прав потребителей. Но вправе требовать представления документов, подтверждающих происхождение товара, его соответствие обязательным требованиям и иную информацию, предоставление потребителям, которой предусмотрено законом, включая информацию об изготовителе и его местонахождении, о продавце (исполнителе), уполномоченных лицах на рассмотрение претензий потребителей, гарантийных обязательствах и т.п.

Необходимо отметить, что одной из гарантий деятельности общественных объединений граждан - является конституционный принцип невмешательства государства и его органов в деятельность общественного объединения. В этой связи считаем необходимым отметить, что общественным объединениям, которые проводят проверки соблюдения прав потребителей и Правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, необходимо разработать и утвердить Правила проведения таких проверок, а также установить их общие сроки, виды (плановые, внеплановые и т.д.), периодичность и т.д. Также необходимо разработать и утвердить унифицированные формы первичной документации, используемой при проведении проверок. При этом, Союз потребителей рекомендует при разработке указанных правил, придерживаться положения 134 Федерального закона, в т.ч. и следовать его общим принципам.

Таким образом, действия, которые не правомочны совершать органы государственной власти и управления, наделенные контрольно-надзорными функциями, в отношении проверяемого субъекта предпринимательской деятельности, по общему смыслу тех гарантий, предоставленных ФЗ № 134 - не правомочны совершать и общественные объединения потребителей.

Необходимо обращать внимание, кроме того, на следующее - любые действия, решения органов управления общественным объединением, его должностных лиц, могут быть обжалованы физическими и юридическими лицами, которые полагают, что такими действиями (решениями) нарушены их права, в органы прокуратуры и в суд.

Однако, мы и в настоящее время придерживаемся той позиции, что общественные организации потребителей при проведении проверок все же должны производить запись в соответствующих "тетрадях (журналах) учета проведения государственных контрольных мероприятия" поскольку внесение записей с указанием на проведение проверки, исходя из целей и смысла заложенных в этом федеральном законе- является одной из гарантией защиты прав субъектов предпринимательской деятельности от необоснованного в т.ч. и общественного контроля ( в т.ч. в части установленной законом периодичности, оснований и объемов проведения проверок этой или другими общественными организациями). Особенно это актуально для больших населенных пунктом (например, Москва) где одновременно осуществляют деятельность более 20 общественных объединений потребителей, деятельность которых между собой никак не связана, в связи с чем субъект предпринимательской деятельности должен быть защищен от необоснованного проведения "плановых" мероприятий по общественному контролю со стороны иных общественных объединений потребителей.

По нашему мнению, плановые мероприятия по общественному контролю не могут проводиться в том случае, если субъект предпринимательской деятельности уже подвергался плановому общественному контролю со стороны иных общественных объединений потребителей.

Президиум

Союза потребителей Новгородской области

Цитировать — Сообщение №6
Эта тема закрыта, так как последнее сообшение было оставлено больше года назад.