Роспотребнадзор: Поведение ряда общественных организаций дискредитирует движение потр
Роспотребнадзор: Поведение ряда общественных организаций дискредитирует движение потребителей.
РБК. 04.07.2005, Москва 19:59:33. Роспотребнадзор назвал дискредитирующими для общественного движения потребителей попытки ряда организаций взять на себя контрольные функции. Как отмечается в письме заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) "О полномочиях общественных объединений потребителей" Людмилы Гульченко, отдельные общественные организации по защите прав потребителей в качестве единственного и приоритетного направления своей деятельности определяют контрольные функции, организуя проверки хозяйствующих субъектов по вопросам, не относящимся к их компетенции, превратно истолковывая при этом принципы общественного (негосударственного) контроля, положенные в основу ст.45 федерального закона "О защите прав потребителей". По мнению ведомства, подобные факты дискредитируют общественное движение потребителей и не способствуют ни росту его авторитета, ни взаимопониманию с предпринимательским корпусом.
Среди основных ошибок при проведении проверочных мероприятий представителями общественных объединений потребителей Роспотребнадзор назвал требования о предъявлении субъектами предпринимательской деятельности трудовых договоров с работниками и их медицинских книжек; проверку соблюдения санитарных правил и норм; проверку наличия документов об образовании торговых работников, санитарно-эпидемиологических заключений и заключений Госпожнадзора. Кроме того, Роспотребнадзор указал на неправомочность проверки правильности применения контрольно-кассовых машин; проверки наличия и порядка ведения журнала учета мероприятий по контролю, предусмотренного ст.9 федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", субъектами которого общественные организации не являются, и прочие.
Л.Гульченко подчеркнула, что, по закону, в компетенции общественных объединений потребителей - выявление именно нарушений прав потребителей, то есть "установление фактов, свидетельствующих исключительно о несоблюдении императивных норм потребительского законодательства, устанавливающих эти права". Таким образом, как отмечают в ведомстве, в соответствии с федеральным законом "О защите прав потребителей", общественные объединения потребителей вправе осуществлять именно общественный контроль соблюдения прав и интересов потребителей с применением соответствующих мер общественного воздействия на изготовителя (исполнителя, продавца).
В Роспотребнадзоре полагают, что действенной мерой является разъяснительная и просветительская работа среди предпринимательских структур и граждан-потребителей, консультирование, оказание помощи в составлении искового заявления и сопровождении дел при судебной защите, широкое информирование населения через СМИ о правах потребителей. И при этом служба рекомендует своим территориальным управлениям продолжить работу по обеспечению действенного взаимодействия с общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами), зарегистрированными в установленном порядке на территории соответствующего региона. По итогам работы с общественными объединениями потребителей за III квартал 2005г. было приказано теруправлениям в срок до 1 октября 2005г. представить в Роспотребнадзор обобщенную информацию по данному вопросу (в том числе, на электронном носителе информации).
Напомним, что ст.45 ФЗ "О защите прав потребителей" определяет права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) в области защиты прав потребителей. В частности, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей; проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них. Объединения также правомочны проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти. Общественные объединения также имеют право участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей; вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям; распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав и прочее.
РБК. 04.07.2005, Москва 19:59:33. Роспотребнадзор назвал дискредитирующими для общественного движения потребителей попытки ряда организаций взять на себя контрольные функции. Как отмечается в письме заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) "О полномочиях общественных объединений потребителей" Людмилы Гульченко, отдельные общественные организации по защите прав потребителей в качестве единственного и приоритетного направления своей деятельности определяют контрольные функции, организуя проверки хозяйствующих субъектов по вопросам, не относящимся к их компетенции, превратно истолковывая при этом принципы общественного (негосударственного) контроля, положенные в основу ст.45 федерального закона "О защите прав потребителей". По мнению ведомства, подобные факты дискредитируют общественное движение потребителей и не способствуют ни росту его авторитета, ни взаимопониманию с предпринимательским корпусом.
Среди основных ошибок при проведении проверочных мероприятий представителями общественных объединений потребителей Роспотребнадзор назвал требования о предъявлении субъектами предпринимательской деятельности трудовых договоров с работниками и их медицинских книжек; проверку соблюдения санитарных правил и норм; проверку наличия документов об образовании торговых работников, санитарно-эпидемиологических заключений и заключений Госпожнадзора. Кроме того, Роспотребнадзор указал на неправомочность проверки правильности применения контрольно-кассовых машин; проверки наличия и порядка ведения журнала учета мероприятий по контролю, предусмотренного ст.9 федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", субъектами которого общественные организации не являются, и прочие.
Л.Гульченко подчеркнула, что, по закону, в компетенции общественных объединений потребителей - выявление именно нарушений прав потребителей, то есть "установление фактов, свидетельствующих исключительно о несоблюдении императивных норм потребительского законодательства, устанавливающих эти права". Таким образом, как отмечают в ведомстве, в соответствии с федеральным законом "О защите прав потребителей", общественные объединения потребителей вправе осуществлять именно общественный контроль соблюдения прав и интересов потребителей с применением соответствующих мер общественного воздействия на изготовителя (исполнителя, продавца).
В Роспотребнадзоре полагают, что действенной мерой является разъяснительная и просветительская работа среди предпринимательских структур и граждан-потребителей, консультирование, оказание помощи в составлении искового заявления и сопровождении дел при судебной защите, широкое информирование населения через СМИ о правах потребителей. И при этом служба рекомендует своим территориальным управлениям продолжить работу по обеспечению действенного взаимодействия с общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами), зарегистрированными в установленном порядке на территории соответствующего региона. По итогам работы с общественными объединениями потребителей за III квартал 2005г. было приказано теруправлениям в срок до 1 октября 2005г. представить в Роспотребнадзор обобщенную информацию по данному вопросу (в том числе, на электронном носителе информации).
Напомним, что ст.45 ФЗ "О защите прав потребителей" определяет права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) в области защиты прав потребителей. В частности, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей; проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них. Объединения также правомочны проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти. Общественные объединения также имеют право участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей; вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям; распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав и прочее.