Российская Программа развития электронных госуслуг поначалу была воспринята обществом с немалой долей скепсиса. Однако ближе к осени вдруг стало казаться, что вероятность положительного финала этой затеи есть. Хотя, конечно, понятно, что не то что к 1 октября - даже и к 30 ноября - с запуском всех сервисов успеть невозможно. Что же заставляет экспертов смотреть на е-госуслуги с надеждой?
Мало-помалу электронные госуслуги начинают приобретать реальные очертания. Сначала казалось, что и эта очередная инициатива сверху закончится ничем, как произошло с "Электронной Россией", что чиновники отрапортуют, а гражданам по-прежнему придется часами томиться в различных присутственных местах, доставляя бумаги от одних бюрократов другим.
Но похоже, что мы ошиблись. Похоже, что-то происходит и на этот раз пустыми разговорами и тратой кучи денег дело не кончится. Конечно, слабо верится, что все заработает, как обещано, с октября, потому что ситуация, по крайней мере, в некоторых ведомствах далека от радужной. Но тренд все-таки прослеживается, и пусть даже с опозданием, но, скорее всего, система заработает.
Бонусы и преференции
О том, какие бонусы эта программа несет гражданам, уже говорилось много. И народ к электронным услугам скорее готов, чем не готов. Об этом свидетельствуют и результаты исследований Всемирного экономического форума (см. отчет GITR 2010-2011), которые озвучивались на конференции "Государство в 21 веке" весной этого года, и просто разговоры на улицах.
На одном из недавних совещаний по госуслугам премьер-министр РФ Владимир Путин был не слишком доволен качеством и порядком предоставления этих сервисов. "Такой порядок должен быть устранён. Вроде бы все работают, а для граждан потеря времени и нервов", - сказал он
Например, в очереди за визами в немецкое консульство разговаривают две пожилые женщины. Одна жалуется, что дорого заплатила за то, чтоб ей заполнили и распечатали анкеты. Другая вполне искренне удивляется: "Так все же есть в интернете! Зачем платить кому-то деньги?". И очень уверенным тоном отвергает все возражения. Действительно, если у вас дома нет интернета, то есть на работе, у соседей, у детей. При скромных доходах многих наших граждан любая экономия будет кстати, поэтому народ быстро поймет и примет к сведению, что бегать с бумажками больше не нужно.
Вышеупомянутый аналитический отчет подтверждает это наблюдение: граждане в целом настроены пользоваться электронными госуслугами – по показателю готовности к пользованию ИТ со стороны домохозяйств Россия занимает 55-е место. Там же отмечается прогресс нашей страны в развитии инфрастуктуры, здесь мы на 42-м месте. А вот по общему рейтингу Россия находится на 77-ой позиции. Такой дисбаланс объясняется низкими показателями готовности государства к электронному взаимодействию с гражданами и бизнесом.
Эти данные были опубликованы в начале года, но сейчас ситуация изменилась и можно ожидать, что в следующем отчете рейтинг России повысится. Чиновники получили недвусмысленный импульс сверху – им все-таки придется переходить к электронному взаимодействию, как это многим ни печально, поскольку пресловутая "коррупционная составляющая" при этом уходит из-под контроля. Мы далеки от мысли, что внедрение ИТ сделает мир честнее. Скорее всего, коррупция приобретет какие-то новые формы, может быть, более изощренные, но все-таки некоторые позитивные изменения произойдут. По крайней мере, все будет работать быстрее.
На прошедшем недавно совещании по госуслугам премьер-министр РФ Владимир Путин заявлял: "В среднем в год у нас набирается до 81 млн обращений в государственные и муниципальные органы за получением соответствующих документов и справок, при этом заявители вынуждены обращаться в различные организации. Вот я сказал – 81 млн обращений, а в общей сложности люди ходят по различным учреждениям 560 млн раз в год, то есть для получения нужной бумаги раз надо навестить разные конторы по шесть-семь раз. Такой порядок должен быть устранён. Вроде бы все работают, а для граждан потеря времени и нервов". Цифры удивляют и радуют – есть простор для применения технологий ECM.
И вернемся теперь к нашим техническим делам. Как электронные госуслуги повлияют на развитие СЭД? Рассмотрим это в двух аспектах.
Первый аспект, "политико-технический"
Чтобы оставаться дальше в игре, СЭД должна иметь интеграцию со СМЭВ. В противном случае про госсектор можно забыть, а это основной кормилец наших разработчиков и внедренцев. И вопрос здесь не чисто технический, потому что с взаимодействием двух систем (в терминологии СМЭВ подключаемые xml-модули называются веб-сервисами) справится любой интегратор. Но кроме чисто технической части веб-сервис должен быть зарегистрирован в СМЭВ.
"Этот процесс регулируется 190 приказом Минкомсвязи. Сначала каждое ведомство-поставщик услуг разрабатывает веб-сервисы, - пояснил CNews механизм регистрации сервисов директор департамента Минкомсвязи Андрей Липов. - Вместе с довольно простым xml-кодом ведомства передают нам необходимые IP-адреса, описание работы веб-сервиса и, наконец, контрольный пример, на котором видна его работоспособность. После нашей проверки мы передаем веб-сервис в "Ростелеком" (является оператором СМЭВ), который повторно проверяет его на контрольном примере и без вариантов включает в СМЭВ, на этом регистрация заканчивается".
Таким образом, основное принятие решения при сегодняшнем механизме происходит в Минкомсвязи.
Второй аспект - "бизнес-аналитический"
Сегодня любое внедрение СЭД начинается с процессного аудита, и каждый заказчик начинает осмыслять, как же на самом деле он работает с документами. При этом клиенты яростно сопротивляются любым изменениям, настаивая, чтобы автоматизация ни в коем случае не поменяла их "бизнес-процессы". И внедренцы обычно не спорят: хозяин – барин. Поэтому автоматизируются совершенно лишние согласования и визирования, продолжают собираться ненужные справки, которые никто не читает. В этом ворохе бумаг тонет всякая полезная информация.
Приведу цитату из выступления главы Минздравсоцразвития Эльвиры Набиуллиной на том же совещании: "Сейчас у нас из 900 услуг 337 требуют межведомственного взаимодействия. 337 услуг – и по каждой из них нужно получить какие-то справки в других органах. В среднем для юридических лиц это пять-шесть справок, иногда их число может быть больше – 10 и более справок. В результате работы – а работа шла по каждой услуге – по 337 услугам были составлены технологические карты обмена информацией. В результате на межведомственное взаимодействие переводится 988 документов и, что очень важно, выяснилось, что у нас 311 документов вообще избыточны. То есть когда органы власти требовали у граждан, у бизнеса эти документы, они их даже не использовали для предоставления госуслуг. Выяснилось, что эти документы просто не нужны, их можно ликвидировать. Это косвенный, но положительный эффект в документообороте".
Итак, оказалось, что треть (!) документов вовсе не нужна. И это только по госуслугам. Вероятно, по другим направлениям деятельности наших органов власти создается не меньшее число бесполезных документов, от которых можно отказаться.
Всем также известно особое искусство чиновников писать непонятные бумаги, замыливать смысл и уходить от прямых ответов. Эти особенности национального делопроизводства были многократно воспеты в русской классической литературе. Такое положение дел могло бы сохраняться сколь угодно долго, пока переписка велась между людьми. Внедрение СМЭВ фактически устраняет человека из процесса взаимодействия между ведомствами и формализует все процедуры. Поэтому вместо пространных писем будут приходить лаконичные выписки из баз данных, содержащие только необходимую информацию.
С точки зрения бизнес-аналитика, можно сказать, что переход к электронному межведомственному взаимодействию приведет к увеличению доли структурированной информации в бизнес-процессах. Это можно рассматривать как положительный фактор, потому что работу со структурированной информацией автоматизировать проще, чем с неструктурированной. Также появляется больше возможностей для аналитической обработки данных, поскольку они теперь не будут рассыпаны по тексту неструктурированных документов, а представлены явно в виде передаваемых по СМЭВ XML-сообщений.
Возможно, внедрение электронных госуслуг будет своего рода прецедентом и развяжет руки бизнес-аналитикам для реальной оптимизации процессов документооборота. Хватит научно обосновывать тот кафкианский бюрократический кошмар, который все еще процветает в наших госучреждениях.