может кому-то пригодиться
Вы решили купить автомобиль? Перед тем, как отправляться на рынок и начинать бродить там в поисках машины вашей мечты, стоит для начала определиться, для чего вам нужна машина и соответственно сузить круг моделей, на которые стоит в первую очередь обращать внимание.
Понятно, например, что при желании выезжать за город и кататься там по бездорожью, лучше не покупать спортивное купе; а если вы хотите тратить на топливо как можно меньше своих кровных денег, то бензиновый джип вряд ли будет способствовать экономии. Итак, перед походом на рынок следует четко уяснить, чего вы хотите от своего будущего автомобиля.
Посоветоваться, какая именно модель лучше всего подойдет для предстоящих ей задач (это можно сделать, например, на форуме, почитать отзывы владельцев), и какими конкретно параметрами она должна при этом обладать (год, цвет, тип топлива, объем двигателя, наличие или отсутствие пробега и прочее, прочее). Иначе вам будет трудно сделать выбор, да и времени на то, чтобы посмотреть “все”, уйдет много. Идти на рынок лучше не одному, а с разбирающимся в машинах человеком, чтобы не тратить время на заведомо мертвые варианты и не дать себя обмануть.
Это может быть либо ваш знакомый, либо нанятый специалист, который за определенную сумму осмотрит автомобиль и расскажет о всех его недостатках. Особенно рекомендуется ходить по рынку не в одиночестве женщинам и тем, кто покупает машину в первый раз. В первую очередь советуют не брать с собой денег (за понравившуюся машину можно расплатиться и на следующий день) и ходить по рынку с невозмутимым видом, ничем не показывая, что вы покупатель, делать вид, что прицениваетесь, не поддаваться на провокации продавцов вроде “Что ищете, в каких пределах стоимости?”. Понравившейся машиной не надо открыто восхищаться, лучше сделать вид, что она вам не нравится - иначе потом будет очень трудно скинуть цену.
Стоит также учесть тот факт, что, если нет опыта, после осмотров 3-4 машин внимание заметно ослабевает, и сложнее будет увидеть недостатки автомобиля. Углубленно проверить техсостояние автомобиля можно, загнав его на диагностику в СТО. Диагностика в автосервисе стоит, как правило (в пределах 600-3000 рублей), другое дело - выбрать “правильное” СТО. Многие, например, жалуются на то, что на СТО вам не скажут ничего такого, что и так не было бы видно или же вообще не заметят явных “косяков”. Выбор СТО - вообще отдельный вопрос, и выбирать СТО для диагностики вашей будущей машины лучше давно вам известное, проверенное и вызывающее доверие. Вопрос о доверии также остро стоит и в случае с платными знатоками, помогающими вам выбрать машину - встречаются случаи, когда и они ошибаются. Лучше всего воспользоваться специальным прибором толщиномером, он поможет выявиться многие недостатки и скрытые от ваших глаз дефекты.
Прокатиться на машине с целью выявления ее недостатков нужно по ровной дороге, постепенно увеличивая скорость (ступенчато) до максимума. Машину при этом не должно вести, колеса не должны биться, при ровных оборотах шум двигателя и дороги должен быть тоже ровным. Затем можно проехать по кочкам - очень медленно, и при этом крутить руль во все стороны, тормозя и снова газуя; при этом следить за тем, как ведет себя подвеска. Не забудьте проверить тормоза: резко затормозите на сухом асфальте. Машину во время торможения также не должно вести в сторону.
Ну а перед тем (или после), как прокатиться на автомобиле, можно и нужно осмотреть его со всех сторон. В первую очередь, конечно же, следует внимательно осмотреть кузов - со всех сторон, с разного расстояния, при хорошем освещении - для определения наличия повреждений (царапин, сколов, отличий оттенков краски - всего того, что называется словом “коцки”).
Будьте внимательны к наклейкам - ими часто маскируют мелкие дефекты кузова. Осмотрите зазоры между отдельными частями кузова, между кузовом и оптикой. Они должны быть одинаковыми по всей длине. Откройте и закрывайте все двери. Они должны закрываться одинаково, с одним и тем же звуком и от одного и того же усилия. Внимательно осмотрите весь кузов в поисках следов ремонта после удара (рихтовки, например) - со всех сторон: снизу, сверху, откройте багажник и капот, осмотрите все, что можно, изнутри. Вот тут будьте внимательны, не доверяйте только тому, что увидите, лучше воспользуйтесь толщиномером лакокрасочных покрытий разработанным специально для диагностики покрытия автомобилей.
Не забывайте о таком важном параметре, как геометрия кузова - она нарушается на сильно битых автомобилях, что выливается в неправильное функционирование многих узлов и агрегатов. После кузова (если его состояние вас удовлетворяет) можно приступить к осмотру двигателя. На исправном двигателе не должно быть масляных пятен и потеков, особенно в нижней его части - это верный признак будущих проблем с утечкой масла. Осмотрите болты и гайки - если видно, что их откручивали, значит, двигатель вскрывали, что не очень хорошо.
На разъемах двигателя не должно быть следов герметика. Масло в двигателе должно быть прозрачным, без пузырьков, примесей черного цвета и пены. Тосол в системе охлаждения также должен быть чистым и прозрачным, без масляных пятен и разводов. На всех резиновых деталях не должно быть трещин. Двигатель нужно попросить завести и прислушаться к его работе. Он должен завестись сразу - неважно, холодный или горячий, и никаких посторонних звуков, вибрации или перебоев в работе быть не должно. Стартер не должен скрежетать.
В исправном автомобиле стрелка датчика температуры находится посередине шкалы указателя температуры. Посмотрите на дым из выхлопоной трубы - на холостых оборотах его почти не видно, а при нажатии на педаль газа дым должен быть бледно-сизым. Черный или синий дым явно говорит о неисправностях. При включении зажигания на панели должно загореться множество красных лампочек, а при запуске двигателя они должны погаснуть. Коробка передач проверяется в первую очередь по цвету масла. Масло должно быть, как и в двигателе, прозрачным.
Запах горелого масла недопустим. Если масло темное, то его либо никто давно не менял, либо заменили перед самой продажей и его цвет - результат отмывания отложений. Заведите двигатель и понажимайте педаль сцепления - это должно происходить без шума и треска. Передачи должны переключаться без дополнительного усилия, без хруста. При движении любой шум в коробке передач исключается, иначе она просто неисправна. Как уберечься от обмана при покупке машины? В первую очередь необходимо тщательно изучить документы. Например, если машину продают не по подлиннику, а по дубликату ПТС (паспорту транспортного средства), это подозрительно. ПТС нередко “теряют”, чтобы получить в ГИБДД “чистый” дубликат, в котором, например, не будет указано, с какого на самом деле года автомобиль находится в России (что позволяет выдать его за беспробежный). Не советуют также покупать автомобиль по доверенности - помимо того, что настоящий хозяин в любой момент имеет право потребовать возвращения автомобиля, так еще есть риск при такой продаже получить машину с юридическими проблемами.
Много проблем возникает с номерными агрегатами. Внимательно осмотрите номера кузова и двигателя - цифры и буквы должны быть набиты одним шрифтом, высота и ширина знаков, а также толщина линий должны быть одинаковыми. Стоит насторожиться, если в том месте, где набит номер, видны следы обработки наждачной бумагой, сварки, свежей окраски. То, что у большинства продаваемых на рынке машин скручен пробег (даже не электронном одометре) - уже давно известный факт. Определить реальный пробег, как правило, проблематично, поэтому лучше смотреть не на одометр, а на состояние машины. Точно так же может быть завышен и год (обычно завышают на год-два).
Точный год выпуска можно определить, например, по номеру кузова; по наклейкам на стекле; можно смотреть бирки на ремнях безопасности, на высоковольтных проводах, с тыльной стороны разных пластиковых деталей. Существует и так называемый “топляк” - машины, пережившие наводнение в результате столь частых в Японии, США и Приморье тайфунов. Основные признаки того, что машина была утоплена: белый налет на алюминиевых деталях, рыжий коррозионный налёт на стойках и стальных деталях, солевые разводы на и под ковриками, сиденьях, неполадки в электрике и т.п.
Стоит обратить внимание и на цену. Если она неоправданно низка по сравнению со средней стоимостью данной модели данного года выпуска, от покупки стоит отказаться. Не стоит забывать при покупке и фразу о том, что все проблемы с автомобилем проявляются либо в первый месяц эксплуатации, либо зимой. Машина, радовавшая вас летом, зимой, в условиях низких температур и тяжелой эксплуатации, может вас внезапно огорчить - начнет течь масло из-под сальников, износятся свечи, застучат стойки. Будьте предельно внимательны при выборе автомашины - вы будете отдавать за нее свои кровные деньги, вам на ней ездить. Не забывайте, что можно и нужно торговаться - за любую из мелких неисправностей можно скинуть определенную сумму.
И тут вам неоценимую услугу окажет прибор диагностирующий толщину покрытия, сославшись на его показания, вы всегда сможете скинуть 100, а то и 1000 у. е
Выдержка из журнала « За рулем» интервью с начальником кузовного и покрасочного цеха:
- Алексей, зачем нужна диагностика лакокрасочного покрытия электронным толщиномером?
– Она помогает выяснить, перекрашивался ли автомобиль в течение своей жизни. Второй слой может немного не совпадать с заводским по цвету, тогда нам нужно быть особенно внимательными при подборе своей краски. На диагностику приезжают и те, кто покупают автомобили – чтобы узнать его «историю». Заводской слой краски – всегда в пределах 90-150 микрон (у «японцев» меньше, они экономят, у европейских автомобилей – больше). Случается, что под видом нового, пытаются продать автомобиль после серьезного ДТП – просто тщательно отреставрированный – но мы-то видим, что слой шпаклевки и краски на кузове зашкаливает за 200 микрон. А из этого можно сделать только один вывод - авто побывал в серьезной передряге.
Знание автомобиля приходит с опытом; желаем, чтобы этот опыт был у вас удачным!