Nissan завелся
Еще один японский завод начал работать в Санкт-Петербурге
Вчера в Петербурге в разгар экономического кризиса был запущен четвертый по счету завод крупнейшего мирового автопроизводителя. Компанию Toyota, GM и разместившемуся в Ленобласти Ford составил Nissan. Японский концерн не преподнес сюрпризов. Как и планировалось, с конвейера нового завода пока будут сходить только две модели — Teana и X-Trail. На заявленную мощность в 50 тыс. автомобилей производство сможет выйти только в 2011 году. Экономичную модель альянс Renault-Nissan скорее всего будет выпускать за пределами Петербурга.
На петербургском заводе, который занял 35 из 165 выделенных гектаров, пока работает одна смена в 750 человек. Инвестиции в проект составили 200 млн долл. Президент и главный исполнительный директор компании Nissan Карлос Гон вчера выразил надежду, что после кризиса российский рынок будет восстанавливаться быстрее других. «Наши продажи пошли вниз вместе с рынком, но доля рынка выросла», — сообщил г-н Гон. Сейчас она составляет примерно 5,7%. Премьер Владимир Путин, присутствовавший на открытии завода, сказал, что по итогам года продажи автомобилей в России упадут на 50%.
Первым автомобилем российской сборки, который будет производиться в Санкт-Петербурге, станет седан бизнес-класса Nissan Teana. По планам компании в ближайшее время объем его производства составит 500—1000 автомобилей в месяц (6—12 тыс. в год). Сборка внедорожника Nissan X-Trail может начаться уже осенью в объеме 1—2 тыс. штук в месяц (12—24 тыс. в год). Комментировать стоимость автомобилей руководство компании отказалось. На петербургском заводе может появиться и третья модель. Однако назвать ее пока руководители Nissan не смогли. Большинство экспертов считают, что логичнее было бы запускать Nissan Qashqai. Однако, как сказал Карлос Гон: «Когда завод проектировался, эта модель еще только разрабатывалась, и мы не знали спрос на нее».
В отношении уровня локализации производства руководители компании пока не пришли к единому выводу. По утверждению директора Nissan Manufacturing Rus Фудзио Хосака, она может составить от 15% в ближайшее время и дойти до 30% согласно стратегическим планам компании. А в целом, по его словам, перед компанией стоит задача полного импортозамещения.
Пуск автозавода позволит Nissan увеличить продажи автомобилей в России, но незначительно, считает руководитель направления машиностроения и транспорта по России и СНГ A.T. Kearney Moscow Евгений Богданов.
По словам г-на Богданова, за счет собственного предприятия в стране компания сможет продать на 10—15% машин больше, чем если бы ей пришлось ввозить их с других заводов. Причем, поскольку Nissan на новом предприятии будет выпускать лишь две модели, полностью отказаться от импорта машин он не сможет.
По данным АЕБ, в январе—апреле Nissan продал в РФ 29 970 машин, что на 39% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Марка Nissan по итогам четырех месяцев занимает четвертое место среди автомобильных марок, продаваемых в России (после Lada, Shevrolet и Ford).
Модельный ряд петербургского производства Nissan, включающий седан бизнес-класса и внедорожник, явно рассчитан не на текущий скромный спрос, а на докризисные объемы. Нельзя исключать, что на начальном этапе некоторая поддержка новому производству будет оказана заказами со стороны органов власти, что в основном может коснуться модели Teana», — полагает заместитель управляющего директора ИК «Ленмонтажстрой» Денис Демин.
Экономичную модель альянс Renault-Nissan запустит скорее всего вне Петербурга. «Мы будем использовать все возможности нашего альянса для производства третьей экономичной модели, но это будет скорее всего вне Петербурга», — сообщил Карлос Гон.
АНДРЕЙ ГОРЯНОВ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
http://www.rbcdaily.ru/2009/06/03/industry/417349