При этом астрономы демонстрировали невероятное мастерство фиксации своих наблюдений. Фотографии тогда не было, но рисунки наблюдателей представляли из себя произведение искуства и научный документ одновременно.
Но бесконечно так продолжаться не могло. Телескопы длиной в 90 метров показывали хуже 50-метровых и это был тупик. Выход нашел величайший из физиков всех времен и народов сэр Исаак Ньютон. Именно Ньютону принадлежит изобретение зеркального телескопа.
Линза собирает параллельный пучек лучей в точку и строит изображение. Но тоже самое может и вогнутое зеркало. Правда зеркало собирает пучек перед собой и пытаясь рассмотреть построенное изображение, наблюдатель рискует перекрыть собой весь световой поток льющийся с небес. Так ведь можно использовать еще одно зеркало, которое отведет пучек лучей от главной оптической оси.
Пришлось мириться еще с рядом неудобств и недостатков - зеркала тогда делали из хитрого сплава меди и олова. Отражали они немного света (40-50%, если учесть, что зеркала было два, то до глаза наблюдателя доходила в лучшем случае 1/5 часть светового потока), к тому же такие зеркала быстро тускнели и требовали частой переполировки. Вспомогательное зеркало так же заслоняло собой часть главного и это приводило к еще большим потерям. Зато - можете себе представить - никакой хроматической абберации! А если придать зеркалу не сферическую, а параболическую форму, то можно разом избавиться и от сферической абберации. Да, конечно, изображение планет и туманностей при том же диаметре объектива намного тусклее, но зато какое резкое, какое четкое! И ведь никто не мешает сделать зеркало в несколько раз больше.
Первый телескоп системы Ньютона был карликовых размеров. Его изготовил сам Ньютон как пример, иллюстрацию своей находки. Зато как размахнулись изготовители настоящих телескопой такой констукции - один другого больше.
Чаще всего изготовителем телескопа и наблюдателем был один и тот же человек. В те годы не существовало промышленного изготовления оптики - все делалось вручную. Уильям Гершель, музыкант по образованию, но увлекшийся в 30-летнем возрасте астрономией, сделал более десятка телескопов отменного качества. В их числе крупнейший телескоп XVIII века (длина трубы 12 метров, диаметр медно-оловянного зеркала 122 см), который до середины следующего столетия оставался непревзойденным. Трудно себе представить муки ученого вынужденного буквально сутками без перерыва продолжать полировку зеркала, ведь если процесс остановить до завершения, начнется окисление верхнего слоя, зеркало не будет отражать и все придется начать с начала.
Но оно того стоило - инструменты и наблюдения Гершеля положили начало галактической астрономии, астрофизике, ему удалось открыть новую планету - Уран, а так же множество комет и несколько спутников планет. Правда попутно Гершель создал собственную версию зеркального телескопа - без вспомагательного зеркала:
И дальше новые системы зеркальных телескопов полезли как грибы после дождя. Какие-то обретали многовековую популярность, как система Кассегрена:
Другие оставались в справочниках, но из реальности вскоре исчезали, как система Грегори:
И когда победа зеркальных систем уже казалась окончательной и бесповоротной, оптики разгадали тайну веков - изобрели "ахромат" - линзовый объектив лишенный хроматической абберации.
В середине XVIII века эта счастливая идея посетила Леонарда Эйлера и через несколько лет ее осуществил, что называется, "в стекле" оптик Джон Доллонд. В стекле все дело и было. Оказывается, что разные сорта стекла имеют разный коэффициэнт преломления (способность искривлять естетственное направление световых лучей) - это было известно давно. Но у разных сортов так же была различна та разность в преломлении лучей разных длин волн, которая и приводила к размытию изображения. Оказывается у тяжелых стекол сорта "флинт" разброс в преломлении разноцветных лучей гораздо больше, чем общее отличие коэффициэнта преломления в сравнении с легкими стеклами сорта "Крон". Оказалось возможным создать такое сочетание двух линз, в котором положительная линза из "Крона" создает сходящийся пучек лучей "окрашенных" хроматической абберацией, но идущая следом же рассеивающая линза из "флинта" немного уменьшая сходимость пучка лучей, практически полностью устраняет разницу в сходимости лучей разных цветов - то есть убирает хроматизм.
И изголодавшиеся по линзам, астрономы вновь переметнулись к телескопам из прозрачного стекла.
Вот как бывает в истории любого дела - нет единой верной дороги, Жизнь состит из метаний, компромисов и крайностей.
Но по размерам линзовые телескопы все же не смогли превзойти зеркальных своих собратьев. Была недолгая эпоха расцвета линзовых инструментов. Кончилась она двумя линзовыми исполинами - Ликским и Йоркским рефракторами (рефрактор - линзовый телескоп, в то время как зеркальный зовется рефлектором). Лик и Йорк - два бизнесмена, два олигарха своего времени, с тем отличием от современных обладателей несметных богатств, что рещили тот излишек средств, который им самим явно не потратить, вложить в науку, а поскольку и тогда, и сейчас в западном мире самым передовым и престижным направлением было исследование Вселенной, то несговариваясь Лик и Йорк решили профинансировать строительство самого крупного в мире рефрактора. Оба обратились за этим к известнейшему оптику XIX века - Кларку. Но Лик это сделал чуть раньше и получил телескоп чуть меньше (93 см диаметр объектива). Йорк изъявил желание , что бы его телескоп был больше и получил, что просил (102 см диаметр объектива), но оказалось, что больше - не значит лучше. 93 сантиметра Ликского Рефрактора оказались тем самым разумным пределом, после которого каждый новый сантиметр в диаметре объектива уже играет против качества. Поэтому Йоркский Рефрактор оказался чуть менее "зорким" телескопом, зато крупнейшим по сей день и при этом довольно неплохим для своих исполинских размеров.