Почему «ремонт» украинской ГТС вдруг стал дороже строительства «Северного» и «Южного» потоков вместе взятых?
К немотивированным вспышкам бешенства российских правителей во всем мире давно привыкли. Но все же реакция Кремля на последние украино-европейские газовые договоренности – это что-то особенное.
Можно оставить в стороне ответ Москвы (прежде всего – Путина) на подписанную в Брюсселе совместную декларацию между Украиной и ЕС, уже получивший название «эмоциональная реакция». Хотя бы потому, что г-н Путин, похоже, давно перестал беспокоиться о логике собственных суждений. С одной стороны, по его же словам, подписанные в Брюсселе документы вроде как не имеют смысла без участия РФ в их реализации (об этом же без устали твердят и путинские апологеты в Украине, прежде всего – представители Партии регионов). С другой стороны, эта самая декларация (именно и всего лишь «декларация»!) заставила Путина повторить угрозы его представителей на брюссельской конференции о пересмотре отношений со всем Евросоюзом. Все-таки шантаж – очень специфическое оружие, чтобы в очередной прибегать к нему в течение считанных месяцев, если, конечно, г-н Путин не думает, что европейцы уже забыли его манипуляции с газовым краном нынешней зимой. Ведь не в НАТО Украину затащили, и газ Украина вроде бы уже «не тырит», и расплачивается за него во время по ценам, которые в несколько раз превышают цены для «великой и могучей» промышленности РФ, и от российского участия в модернизации нашей ГТС никто не зарекался – а все равно обиделись в Москве до последней крайности на всю Европу.
На фоне этого верховного гнева как-то поблек еще один казус российской «энергетической геополитики», случившийся в Брюсселе.
Итак, в понедельник представители украинской власти пообещали, что за 5,5 миллиарда долларов смогут нарастить пропускную способность украинской газотранспортной системы на 58,6 млрд кубометров в год, то есть до 201,1 млрд «кубов». При этом Юлия Тимошенко заявила: «Я хочу, чтобы кто-то мне назвал еще хотя бы один более эффективный и более целесообразный с экономической, а не с политической точки зрения проект. Ведь известно, что строительство новых газопроводов в обход Украины – это затраты в десятки миллиардов долларов».
Желание женщины – закон. Тем более, когда ее желание совпадает с другими желаниями. На вышеприведенную просьбу Тимошенко там же, в Брюсселе, откликнулся заместитель председателя правления ОАО «Газпром» Валерий Голубев, который заявил, что сумма, необходимая для модернизации украинской ГТС, должна быть «в 10 раз больше» той, которая обсуждалась на позавчерашней конференции (а тогда, напомним, речь шла о выделении Украине европейскими финансовыми организациями 2,57 миллиарда долларов). То есть, порядка 25-26 миллиардов долларов.
Другими словами, модернизация уже существующей, исправно качающей газ и к тому же «сухопутной» украинской трубы – это просто какой-то проект века, перед которым меркнут все прочие газпромовские начинания! И только неразумные европейцы, «тупость» которых еще разоблачит какой-нибудь новый Задорнов, этого не понимают.
Таким образом, овеянные легендами проекты «Северный поток» и «Южный поток» в совокупности стоят меньше, чем «ремонт» и увеличение мощности украинской «трубы»! В общем, ответ Тимошенко получила «по полной программе».
Конечно, тут необходимо заметить следующее. Реальная стоимость «северного» и «южного» проектов «Газпрома» - вопрос, если так можно выразиться, дискуссионный. До апреля прошлого года «Газпром» вообще официально стоимость строительства газопровода через Балтийское море не озвучивал, хотя разработка проекта, как принято считать, началась еще в 2002 году. В 2005-м его стоимость оценивалась в 4 млрд евро, в 2007 председатель совета акционеров Nord Stream, экс-канцлер Германии Герхард Шредер оценил его уже в восемь миллиардов евро, а «Газпром» лишь ограничивался «прогнозами» - более 6 миллиардов евро. Но в апреле 2008 года в меморандуме о выпуске еврооблигаций «Газпром» назвал сумму в 7,4 млрд. евро. И это, надо понимать, лишь стоимость морской части «Северного потока», длина которой 1 200 км, вся «труба», с учетом сухопутной части, «потянет» на 3 тысячи км. Но во что выльется эпопея с прокладкой трубы по суше (а, стало быть, и всего проекта), представители «Газпрома» вообще предпочитают излишне не выпячивать и расчеты сторонних наблюдателей не комментируют. А эти наблюдатели (например, The Wall Street Journal) еще в январе подсчитали, что дай Бог «Газпрому» и его партнерам уложиться в 12 млрд. долларов (причем, опять-таки, речь идет о морском участке). Но мы эти досужие измышления окидываем, и остановимся на цифре, которую год назад назвал сам «Газпром» - 7,4 млрд. евро. Именно ее приводит и официальный сайт компании Nord Stream, а на днях один из ее акционеров, немецкая компания Wintershall, заверила, что оснований для пересмотра указанной цифры нет.
С «Южным потоком» ситуация вроде бы проще. Хотя в соответствующем разделе официального сайта «Газпрома» о его стоимости не говорится ни слова, цену вопроса озвучил 10 марта текущего года сам Путин – 10 млрд евро. В общем, суперпроект: дороже «Северного потока» (хотя подводная часть короче), проектная мощность 30 млрд «кубов» в год («Северный поток» рассчитан на 55 млрд кубических метров газа), введение в строй в 2015 году, то есть на три года позже СП.
Единственное достоинство этого «потока» - он, если судить по словам г-на Голубева, значительно дешевле проекта модернизации украинской газотранспортной сети. По курсу евро к доллару 1,3 получается всего 13 миллиардов долларов. Впрочем, как уже говорилось выше, если к этому прибавить и стоимость «Северного потока» (7,4 млрд евро, или 9,6 млрд долларов), то в сумме получится сущая ерунда – 22,6 миллиарда долларов США. То есть, по логике зама главы «Газпрома», отказавшись от модернизации украинской ГТС, можно легко сэкономить порядка 3-4 миллиардов долларов. И пусть Тимошенко, Ющенко и их европейские «подпевалы» ужом извиваются, доказывая, что 5-6 миллиардов долларов хватит, чтобы увеличить на 60 млрд «кубов» ежегодный транзит газа через Украину – кто ж им, проклятым, в России поверит? Вышли они из доверия российской власти и простого российского народа!
Исходя из изложенного позволим себе несколько вопросов.
Как теперь относиться к заявлению Владимира Путина, который прошлой осенью, еще до «газовой войны», заявил на встрече с премьером Финляндии, что Россия может отказаться от строительства «Северного потока», если европейские страны заявят, что им не нужны предлагаемые «Газпромом» объемы топлива? (Не будем «зацикливаться» на том обстоятельстве, что РФ строит трубу на суше уже с 2005 года, а сотни миллионов долларов истрачены на экологическое обоснование данного проекта, то дело такое). Вроде бы европейцы от газа не отказываются, хотя поставки его в Европу в этом году снизились, как впрочем, и в Украину. Но, в любом случае, как можно было предлагать такое Европе, ибо, как выяснилось, альтернативы «Северному потоку» нет: «ремонт» украинской трубы – это сущее разорение!
Для чего России совсем недавно нужно было заявлять, что она готова раскошелиться на многие миллиарды во имя спасения украинской ГТС, ибо такой объем газа («Северный», «Южный» плюс украинский «поток») Европа через 6 лет просто не сожжет, даже если к тому времени газ будет стоить дешевле газировки?
Если состояние украинской «трубы» столь плачевно, как о нем рассказывают в России, то каково состояние российской ГТС? На бескрайных таежных и болотных просторах РФ трубы тоже не первой свежести (что и показали недавние аварии в Свердловской и Ульяновской областях), так что россиянам в любом случае надо бы определиться, куда деньги вкладывать: на дно морское, в украинскую ГТС или решать свои проблемы.
Нет, конечно, если, денег и в период кризиса куры не клюют, экономика работает как часы, народ радует правителей сытыми и счастливыми лицами, то никто не спорит, творите что хотите, хоть в Новую Зеландию прокладывайте газопровод.
Но ведь пока еще рай земной в РФ не построен. Или это только со стороны так кажется?