Позволю себе процитировать начало нашей новой статьи:
ЧЕЛОВЕК КАК ОБЪЕКТ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
Ионов А.С. (alexander_ionov@mail.ru), Петров Г.А.
Новгородский Государственный университет имени Ярослава Мудрого
Подите, счастья, прочь возможны,
Вы все пременны здесь и ложны –
Я в дверях вечности стою!
(Г.Р.Державин)
«Кибернетику – на службу коммунизму!»
(Советский призыв 50-летней давности)
Впервые мысль о возможности подхода к живому человеку как объекту автоматического управления пришла в голову одному из авторов статьи (А.Ионову) 2 июня 1987 года в Тульском политехническом институте (город Тула) на утреннем пленарном заседании 3 Всесоюзной конференции «Перспективы и опыт внедрения статистических методов в АСУТП». Ионов принимал в ней участие с докладом «Идентификация изображений с помощью ЭВМ», посвященным вопросам технической кибернетики, но со времен учебы в институте его всегда интересовала философия и особенно философия личности. Этому вопросу был посвящен его реферат, написанный для сдачи кандидатского экзамена по марксистско-ленинской философии в 1977 году.
С тех давних лет прошли десятилетия, марксизм-ленинизм, казалось, ушел в прошлое вместе с Советским Союзом, но подспудно (и не только подспудно) все эти годы работа над темой шла, и теперь можно представить научной общественности ее результаты.
1. О цели управления.
Общепризнанной целью управления человеком принято считать его счастье. Но что под счастьем понимать с точки зрения современного исследователя личности?
Счастье, как и любой другой объект, бывает двух видов: Действительное (телесное, возможное, земное) и Мнимое (духовное, невозможное, неземное), и между этими двумя противоположными счастьями человеку (к сожалению) испокон веков неизменно приходилось выбирать. Вот как об этом писал Г.Р.Державин («К молодому Злобину», 1810):
… Ты выбери добро любое.
Их в мире два: одно льстит тело,
Другое сладостно уму;
Там жди за труд награды смело,
Там от мечты подчас суму.
Сим шум прострется за тобою,
Другое приведет к покою.
Телесное счастье как цель является удовлетворением чувственных потребностей человека, которые сводятся (К.Лоренц) к четырем инстинктам (мотивам или движущим силам поведения) – голоду, страху, сексу и агрессивности. Все эти мотивы и цели в буржуазном обществе покупаются за деньги и выражаются в деньгах (богатстве). Но духовного счастья они вызвать не в состоянии по определению. Опять процитируем Державина («Бессмертие души», 1797):
Отколе, чувств по насыщенье,
Объемлет душу пустота?
Не оттого ль, что наслажденье
Для ней благ здешних – суета,
Что есть для нас другой мир краше,
Есть вечных радостей чертог?
Бессмертие – стихия наша,
Покой и верх желаний – Бог!
Определение духовного счастья и путей, ведущих к нему, дал Иисус Христос в Нагорной проповеди (Евангелие от Матфея 5, 3-12). Это девять заповедей блаженства (счастья):
1. - Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное (счастливы те, кто не гордится и не считает себя лучше других, а наоборот, смиряется);
2. - Блаженны плачущие, ибо они утешатся (счастливы те, кто плачет о своих грехах, потому что Бог простит их и утешит);
3. - Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю (счастливы те, кто терпеливо переносит обиды);
4. - Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся (счастливы те, кто ищет правды, потому что Бог утолит их желания);
5. - Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (счастливы те, кто прощает других, потому что их простит Бог);
6. - Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (счастливы те, у кого чистое сердце, потому что они увидят Бога);
7. - Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими (счастливы те, кто хочет мира);
8. - Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное (счастливы те, кто пострадал за правду);
9. - Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня (Счастливы вы, когда будут вас притеснять и оскорблять за Меня).
Духовное счастье многие века было лишь предметом веры. Соединить духовное и телесное счастье в одно целое казалось невозможным, но это сделала комплексная логика, разработка которой стала следствием материального и духовного преобразования мира, осуществленного В.И.Лениным в СССР. По существу, комплексная логика, соединяющая несоединимое, стала моделью коммунистического мировоззрения - высшего счастья, доступного человеку.
Но этот труднейший путь изменения человеческой природы может быть пройден только после выбора в качестве цели духовного счастья – заповедей Христа, соединенных с практической деятельностью Ленина.
Ниже будут рассмотрены две упомянутые модели автоматического управления человеком: буржуазная и коммунистическая.