Задача № 3. Какой из 25 аккумуляторов, прошедших испытания, вы купите для своего начальника, дабы не иметь неприятностей по службе?
Наш вариант решения выглядит так. Если батарея предназначена для современного автомобиля, обслуживаемого на сервисе, то лучший выбор – необслуживаемая VARTA SILVER (№ 2). Если же аккумулятору предстоит жизнь "простого российского труженика", то следует выбрать малообслуживаемый аккумулятор с общей крышкой – например, ПАЗ (№ 7), JAPAN STAR (№ 11), TOPLA HYBRID (№ 14) или CENTRA (№ 23). Наши рекомендации покупателям остаются прежними – приобретайте изделия только в представительствах фирм или в крупных торговых центрах. А о том, кто из "великих мира сего" стал жертвой подделки, а кто просто перестал следить за собой, мы расскажем в ближайших номерах журнала.
Анкетные данные каждого из представленных аккумуляторов приведены возле соответствующего фото в следующем порядке:
1. Марка аккумуляторной батареи, фирма-изготовитель, страна, дата изготовления и т.п. 2. Установочные/габаритные размеры: длина х ширина х высота, мм. 3. Масса с электролитом, кг. 4. Цена на момент приобретения, руб.
1. Батарея аккумуляторная, необслуживаемая в течение всего срока службы BOSCH SILVER. Испания. Октябрь 1999 г. 2. 242х174х190/241х174х190. 3. 15,4. 4. 1240
Присваивая "испанскому немцу" первый стартовый номер, никто не сомневался в том, что именно "Бош" покажет своим менее великим коллегам образцовые токи, напряжения и минуты. Но...
Первое же испытание "истинный ариец" с треском провалил – его резервная емкость составила всего лишь 83 мин вместо ожидаемых 2 часов. Проверка стартерного тока вновь подтвердила, что под капотом такому изделию делать нечего – напряжение на его клеммах снизилось до 6 В не за 2,5 мин, а всего лишь за 1,83! Даже довольно скромный заявленный ток холодной прокрутки 420 А "Бош" выдал на пределе возможностей, а 440 А ему оказались уже не по зубам. А если припомнить инструкцию на иностранном языке, учесть довольно большую массу и ожидаемый капризный характер необслуживаемого изделия, то общая оценка может быть только такая: ОЧЕНЬ ПЛОХО. Любая неудача "БОШа" – всегда сенсация. Брак у именитого производителя возможен, но маловероятен. Подделка? Такое на нашем рынке вполне возможно. Что-то еще? Будем разбираться и сообщим отдельно.
1. Батарея аккумуляторная, необслуживаемая в течение всего срока службы VARTA SILVER. Германия. Февраль 2000 г. 2. 244х174х188/248х174х188. 3. 16,42. 4. 1264
После откровенного провала № 1 только "Серебряная Варта" могла вступиться за честь самых "крутых" на сегодня батарей. И ей это удалось.
Поначалу "Варта" держалась в тени – ее резервная емкость составила 107 мин, что примерно соответствует среднему уровню остальных батарей. Зато при проверке стартерного тока она сразу вышла в лидеры, значительно превысив требования стандарта и показав второй результат из 25 возможных. А подтвердив огромный заявленный ток холодной прокрутки 540 А (!), "Варта" еще раз продемонстрировала свой очень высокий класс. Понятно, что с проверкой на разряд 440 А проблем не возникло.
Несмотря на иноязычную инструкцию и не самые "легкие" килограммы, батарея заслужила оценку ОТЛИЧНО.
1. Батарея аккумуляторная с общей крышкой, необслуживаемая 6СТ-55А. Завод "Электроисточник", Саратов, Россия. Ноябрь 1999 г. 2. 245х176х190/241х176х190. 3. 15,6. 4. 690.
От "россиянина" чудес не ждали – и, увы, не дождались. Показав среднюю резервную емкость, "саратовец" начисто завалил сначала испытания при нагрузке стартерным током, а затем и все остальные. Поэтому, несмотря на низкую цену и инструкцию на боковой крышке, его оценка – ОЧЕНЬ ПЛОХО.
1. Батарея аккумуляторная с общей крышкой, необслуживаемая 6CТ-55А. Завод "ЗиД", Ковров, Россия (оборудование фирмы COSMEC BATTERIES, ИТАЛИЯ). I кв. 2000г. 2. 224x178x191/242x176x191. 3. 16,47. 4. 858.
"Ковровец" начал прекрасно, показав 4й результат по резервной емкости - 111 мин. К сожалению, на дальнейшее пороху не хватило - ток нагрузки 25А за 30с разрядил его вместо положенных 9В до 8,6В, хотя до уровня 6В он все-таки добрался вовремя. А с холодной прокруткой бедняге справиться не удалось - ток 440А быстренько разрядил его гораздо сильнее, чем хотелось бы. Поэтому общая оценка - ПЛОХО.
1. Батарея аккумуляторная с общей крышкой, необслуживаемая 6СТ-55А. ВОСТСИБАККУМУЛЯТОР, Россия. Дата изготовления не обнаружена. 2. 243х177х189/242х177х189. 3. 16,3. 4. 750
Еще один образец откровенного барахла. Показав резервную емкость 99 мин, изделие полностью провалилось по всем остальным показателям. Общая оценка – ОЧЕНЬ ПЛОХО.
1. Батарея аккумуляторная с общей крышкой, необслуживаемая АкТех 6СТ-55А3. ЗАО "Востсибэлемент 98", Свирск, Россия (оборудование фирмы EXIDE). II кв. 2000 г. 2. 244х177х190/243х177х190. 3. 15,85. 4. 800.
"Иностранный сибиряк" протянет без генератора 104 мин – средний показатель. Стартерный ток разрядит его за полминуты до 9,1 В при норме 9,0 – хорошо. А вот дальше разряд, к сожалению, ускоряется, а потому в стандарт аккумулятор все-таки "не влезает". Жаль, потому что в дальнейшем изделие легко подтвердило как заявленные 425 А тока холодной прокрутки, так и сверхнормативные 440 А. Да и сделано вроде бы хорошо – с центральным газоотводом, в прозрачном корпусе... Однако ложка детгя сделала свое дело: оценка – УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО.
1. Батарея аккумуляторная с общей крышкой, необслуживаемая 6СТ-55А7. Завод "ПАЗ", Подольск, Россия. Май 2000 г. 2. 245х178х194/243х176х190. 3. 16,67. 4. 745.
Приятная неожиданность – перед нами отличное и недорогое "нашенское" изделие!
Резервная емкость "подольчанина" нормальная: 108 мин – это 7-й результат нашей экспертизы. Проверяем стартерный ток – здесь изделие ПАЗ четвертое. Заявленный ток холодной прокрутки 440 А аккумулятор продемонстрировал так же легко.
Внешний вид симпатичной батареи ничем не напоминает былые грязные ящики. Этикетка продумана лучше, чем у большинства иностранцев: указаны величины токов согласно двум стандартам. В общем, придраться не к чему: оценка – ОТЛИЧНО.
1. Батарея аккумуляторная с общей крышкой, необслуживаемая BURAN. Сделана неким российским предприятием оборонной промышленности в октябре 1999 г. 2. 233х177х177/244х177х177. 3. 14,8. 4. 1210.
Если это – изделие "оборонки", то плохи наши дела... Резервная емкость соответствует всего лишь 81 мин, а дальше лучше не смотреть. В стандарт "не влезли" по всем статьям, заявленный ток холодной прокрутки 440 А не осилили. Этикетка безграмотная, инструкции нет... Одно радует – безделица довольно легкая. Тем не менее оценка – ОЧЕНЬ ПЛОХО.
1. Батарея аккумуляторная с общей крышкой, необслуживаемая 6СТ-55А КАТОД. НПО "Катод", С.-Петербург, Россия. Дата изготовления не указана. 2. 242х176х193/238х176х193. 3. 14,85. 4. 966.
Резервная емкость – 102 мин: сойдет... К сожалению, в стандарт "КАТОД" не уложился – через 30 с после начала стартерного разряда напряжение еще превышало нормативные данные, но затем процесс ускорился и 6-вольтовая отметка была достигнута через 2,43 мин вместо положенных 2,5. С холодной прокруткой аккумулятор справился уверенно – 430 А подтверждены. То же относится к необязательным для него 440 А – рубеж взят. Обидно, что из-за одной осечки оценка изделию – всего лишь УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО.
1. Батарея аккумуляторная с общей крышкой, необслуживаемая ЗУБР. Белоруссия. Технология фирмы GMBH SCHWARZBAT. Возраст неизвестен. 2. 242х177х193/248х х177х193. 3. 16,3. 4. 971.
Увесистый выходец из Беловежской пущи явно заблудился – должность аккумулятора ему не подходит. Жалкие 76 мин резервной емкости и полный провал во всем остальном. Оценка однозначна – ОЧЕНЬ ПЛОХО.