Сортир
Первые трубы, ведущие от домов ближайшему водоему, появились еще 4 тысячи лет назад — в городах Древней Индии и Междуречья. А при раскопках на Оркнейских островах были обнаружены остатки общественных уборных, в которых глиняные прото-унитазы были установлены над дренажными канавами. Их возраст — около 5 тысяч лет!
Но первая полноценная канализация, «Клоака», появилась только в Древнем Риме. В этом мегаполисе диаметр главных тоннелей для отвода дождевой воды и нечистот достигал семи метров, и специальным смотрителям приходилось плавать по ним на лодках. Тогда же канализацию впервые начали использовать в качестве убежища разные антисоциальные элементы.
Главное достижение римлян — общественные туалеты. Те самые, с которых император Веспасиан (Titus Flavius Vespasianus, 9–79) решил взимать плату в бюджет. И когда его благочестивый сын Тит упрекнул его в этом, Веспасиан изрек знаменитую фразу: «Деньги не пахнут!».
В Римской империи ответственно подходили к вопросу гигиены. Пример тому — вот этот туалет в римском форте, расположенном на тогдашнем «краю географии» — в местечке Хаусестедс, Великобритания. Фото (Creative Commons license): Francis aka Frenkieb
Общественные уборные для римских простолюдинов мало чем отличались от того, что мы можем лицезреть на вокзалах небольших городков: каменный домик, в полу которого были пробиты дыры. Устроенные по типу выгребной ямы, они чистились только тогда, когда содержимое начинало выпирать через верх. Поэтому их посетителей часто охватывало непреодолимое желание выразить свое возмущение таким сервисом в виде надписей на стене, которые теперь читают современные археологи, поражаясь тому, как же мало меняются люди с веками...
Полной противоположностью были общественные туалеты с проточной канализацией для богатых римлян, которые назывались «фрики» и обустраивались по самому высшему разряду. В фонтанчиках и канализации приятно журчала вода, в клетках пели птицы, рабы разносили жаровни с благовониями. У многих патрициев были даже свои персональные, так сказать, «приватизированные» места. Причем в виду того, что мрамор, из которого делали тумбы для сидения, был довольно холодным, то иногда вперед важно идущего в туалет патриция посылался раб, который нагревал господское место своими ягодицами. Поэтому во фрики ходили не просто справить нужду, но и поговорить с интересными людьми. Для удобства общения и подчеркивания того, что в туалете, как и в бане, все равны, «сидячие» места в этом туалетном храме располагались по кругу. Так что в этом римляне опередили короля Артура.
Но если круглый стол у легендарного короля, возможно, и был, то ни унитаза, ни туалета у него вообще не было никакого. С наступлением Средневековья о языческих удобствах забыли, и человечество вернулось к сортирам с выгребными ямами. Причем, в городских домах и замках ямы нередко делали прямо под домом. И в 1183 году в Эрфуртском замке (Германия) произошла трагедия: пол главного зала проломился, и император Фридрих со своими рыцарями упали прямо в нечистоты. Императора, конечно, спасли, а вот многие графы и бароны утонули. После этого случая многие предпочли перестроиться под систему сливных желобов, выходящих за стены в крепостной ров.
В средние века с канализацией было много проще: нечистоты из замка просто сливались в крепостной ров. Фото: Dave.Dunford
А в большинстве своем жители средневековых городов пользовались ночными горшками, известными человечеству еще с античных времен, которые опорожняли… прямо на улицу.
Вот горшок смывной, он предмет простой!
К началу XVIII века в домах горожан на смену ночным горшкам, которые консервативные жители деревни, остающиеся верными сортиру-скворечнику, могли запросто спутать с супницей, пришли первые сливные унитазы.
Его изобретателем считается британский поэт, офицер и мастер на разные выдумки Джон Харрингтон (John Harrington, 1560–1612), построивший для королевы Елизаветы оригинальную «ночную вазу», которую не нужно было регулярно выносить и чистить. Она мылась на месте, водой из подключенного сверху бачка. Собственно, отсюда и пошла история смывной системы. В отличие от проточной, где вода льется постоянно, смывная экономит воду — которую во дворце английской королевы приходилось поднимать до покоев ведрами. Правда, кроме водопровода, во дворце не было и канализации — так что снизу под свой унитаз Харрингтону пришлось приделать специальную емкость. Эти проблемы задержали развитие туалетной техники еще на 200 лет.
В 1778 году изобретатель Джозеф Брамах (Joseph Bramah, 1748–1814) придумал чугунный унитаз с откидной крышкой — дабы оградится от зловония, раздававшегося из сливной трубы. В XIX веке эту проблему разрешил Томас Креппер (Thomas Crapper, 1836–1910), изогнув выходную трубу унитаза буквой U и создав таким образом водяной затвор, препятствующий выходу неприятных запахов из канализации. Для усиления же напора при смыве Креппер расположил бачок под самым потолком — да-да, как у старых советских унитазов.
Страшные эпидемии холеры первой половины XIX века заставили самым серьезным образом взяться за проблемы чистоты питьевой воды и бытовой гигиены в городах. С опорожнением ночных горшков на тротуары было покончено, а власти выделяли огромные средства на строительства канализационных и водопроводных систем. С этого момента началось победное шествие унитазов по городам Старого и Нового света.
А в 1915 году появился сливной бачок сифонного типа, который компактно разместился позади унитаза и вскоре вытеснил громоздкие чугунные баки, угрожающе возвышавшиеся над головами посетителей туалетов. Так унитаз приобрел современный вид.
Сухие и мокрые
Вторым по важности предметом каждой уборной является рулончик туалетной бумаги, отсутствие которого заставляет паниковать, лихорадочно придумывать какой-то выход из неприятной ситуации или громко взывать к «добрым людям». Но он появился на стене только в 1890 году, когда американская фирма «Scott Paper» впервые выпустила туалетную бумагу, скрученную в многометровые «свитки». До того же момента человечеству веками приходилось импровизировать.
В некоторых отелях в туалете висит сразу два (а иногда и больше) рулона туалетной бумаги разной степени мягкости — на любой вкус! Фото (Creative Commons license): anyjazz65
Древнейшим прототипом туалетной бумаги были листья — где лопухов, где деревьев, а где каких-то тропических растений. Собственно, они и сейчас порою выполняют эту функцию в условиях, приближенным к экстремальным — когда турист или путешественник забывает положить туалетную бумагу в свой рюкзак.
Еще один древний вариант — пучок мягкой травы или мха. У древних скандинавов его заменил кусочек меха или клок овечьей шерсти. Мягкую шерсть или хлопковую вату, намотанные на палочку и смоченные в ароматизированной воде, использовали патриции и богачи Древнего Рима. А вот римский плебс пользовался губками (натуральными), которые после использования полоскали в жбане с соленой водой и клали обратно на полку.
Многоразовыми были и туалетные «платки» жителей средневековых городов, которым не по карману были ни одноразовые шерстяные «тампоны», ни еще более дорогая тогда бумага. Зато королевские особы могли позволить себе любую роскошь. И рядом со справляющим нужду Людовиком XIV стоял наготове придворный со стопкой кружевных платочков, которые затем вместе с содержимым монаршего горшка выбрасывались в бочку золотаря. Такими же требовательными к своему венценосному заду были и китайские императоры, использовавшие или шелковые салфетки, или листы тонкой белоснежной бумаги, стоившие в старину немалых денег.
В деревнях же по-прежнему пользовались бесплатными дарами флоры, причем большую оригинальность в этом проявили американские поселенцы, пользовавшиеся… кукурузными кочерыжками. К слову, когда в США хотят поддеть «деревенщину», напоминают об этих кочерыжках, что, видимо, является аналогом нашего «щи лаптем хл***ть».
И только в XIX веке, с развитием промышленности, бумага перестала быть роскошью. Но не сразу она стала туалетной. Вначале, экономя, абсолютное большинство несло в туалет газеты и журналы, письма и записки, обертки, старые тетради и малоинтересные книги. Тогда же появилось и такое понятие, как «издание, годящееся только для туалета» — как правило, содержащее творения лишенных таланта журналистов и писателей.
Впрочем, обижались на такую критику не все. А кое-кто даже умудрился на этом заработать. Так, американцы конца XIX века очень уважали «Альманах старого фермера» — сообразительный издатель которого продавал его со специально прорезанным в верхнем левом углу отверстием для гвоздика. А еще тогда в американской глубинке был очень популярен рекламный каталог «Sears» — но не за содержимое, а за сто страниц мягкой бумаги.
Настоящие бумажные туалетные салфетки появились в 1857 году — их выпустил нью-йоркский бизнесмен Джозеф Гайетти (Joseph C Gayetti) . Они были нарезаны на аккуратные квадраты, запечатаны в картонные коробки по 500 штук и стоили 50 центов. И, наконец, спустя три десятилетия появилась более удобная в использовании туалетная бумага в рулонах. За 150 лет ее производители сделали огромный шаг: от жестких серых листов, похожих на оберточную бумагу советских гастрономов — до мягких, тонких, но прочных бумажных лент, имеющих специальный слой, узорные тиснения и даже ароматизированных.
Суперунитаз Satis Asteo призван обеспечить пользователя максмально возможным комфортом. Фото: INAX
Постепенно она завоевывала популярность, и уже в середине ХХ века стала во многих странах предметом первой необходимости. Интересно, что когда 19 декабря 1973 года ведущий канала NBC Джонни Карсон (Johnny Carson) в шутку сказал, что в США намечается дефицит туалетной бумаги, толпы американцев кинулись в магазины скупать рулоны ящиками — создав на три недели ее реальную нехватку. Это был один из самых громких случаев дефицита в истории Америки. Впрочем, в СССР по тем же причинам (скупка десятками рулонов) дефицит туалетной бумаги стал постоянным.
Но первая полноценная канализация, «Клоака», появилась только в Древнем Риме. В этом мегаполисе диаметр главных тоннелей для отвода дождевой воды и нечистот достигал семи метров, и специальным смотрителям приходилось плавать по ним на лодках. Тогда же канализацию впервые начали использовать в качестве убежища разные антисоциальные элементы.
Главное достижение римлян — общественные туалеты. Те самые, с которых император Веспасиан (Titus Flavius Vespasianus, 9–79) решил взимать плату в бюджет. И когда его благочестивый сын Тит упрекнул его в этом, Веспасиан изрек знаменитую фразу: «Деньги не пахнут!».
В Римской империи ответственно подходили к вопросу гигиены. Пример тому — вот этот туалет в римском форте, расположенном на тогдашнем «краю географии» — в местечке Хаусестедс, Великобритания. Фото (Creative Commons license): Francis aka Frenkieb
Общественные уборные для римских простолюдинов мало чем отличались от того, что мы можем лицезреть на вокзалах небольших городков: каменный домик, в полу которого были пробиты дыры. Устроенные по типу выгребной ямы, они чистились только тогда, когда содержимое начинало выпирать через верх. Поэтому их посетителей часто охватывало непреодолимое желание выразить свое возмущение таким сервисом в виде надписей на стене, которые теперь читают современные археологи, поражаясь тому, как же мало меняются люди с веками...
Полной противоположностью были общественные туалеты с проточной канализацией для богатых римлян, которые назывались «фрики» и обустраивались по самому высшему разряду. В фонтанчиках и канализации приятно журчала вода, в клетках пели птицы, рабы разносили жаровни с благовониями. У многих патрициев были даже свои персональные, так сказать, «приватизированные» места. Причем в виду того, что мрамор, из которого делали тумбы для сидения, был довольно холодным, то иногда вперед важно идущего в туалет патриция посылался раб, который нагревал господское место своими ягодицами. Поэтому во фрики ходили не просто справить нужду, но и поговорить с интересными людьми. Для удобства общения и подчеркивания того, что в туалете, как и в бане, все равны, «сидячие» места в этом туалетном храме располагались по кругу. Так что в этом римляне опередили короля Артура.
Но если круглый стол у легендарного короля, возможно, и был, то ни унитаза, ни туалета у него вообще не было никакого. С наступлением Средневековья о языческих удобствах забыли, и человечество вернулось к сортирам с выгребными ямами. Причем, в городских домах и замках ямы нередко делали прямо под домом. И в 1183 году в Эрфуртском замке (Германия) произошла трагедия: пол главного зала проломился, и император Фридрих со своими рыцарями упали прямо в нечистоты. Императора, конечно, спасли, а вот многие графы и бароны утонули. После этого случая многие предпочли перестроиться под систему сливных желобов, выходящих за стены в крепостной ров.
В средние века с канализацией было много проще: нечистоты из замка просто сливались в крепостной ров. Фото: Dave.Dunford
А в большинстве своем жители средневековых городов пользовались ночными горшками, известными человечеству еще с античных времен, которые опорожняли… прямо на улицу.
Вот горшок смывной, он предмет простой!
К началу XVIII века в домах горожан на смену ночным горшкам, которые консервативные жители деревни, остающиеся верными сортиру-скворечнику, могли запросто спутать с супницей, пришли первые сливные унитазы.
Его изобретателем считается британский поэт, офицер и мастер на разные выдумки Джон Харрингтон (John Harrington, 1560–1612), построивший для королевы Елизаветы оригинальную «ночную вазу», которую не нужно было регулярно выносить и чистить. Она мылась на месте, водой из подключенного сверху бачка. Собственно, отсюда и пошла история смывной системы. В отличие от проточной, где вода льется постоянно, смывная экономит воду — которую во дворце английской королевы приходилось поднимать до покоев ведрами. Правда, кроме водопровода, во дворце не было и канализации — так что снизу под свой унитаз Харрингтону пришлось приделать специальную емкость. Эти проблемы задержали развитие туалетной техники еще на 200 лет.
В 1778 году изобретатель Джозеф Брамах (Joseph Bramah, 1748–1814) придумал чугунный унитаз с откидной крышкой — дабы оградится от зловония, раздававшегося из сливной трубы. В XIX веке эту проблему разрешил Томас Креппер (Thomas Crapper, 1836–1910), изогнув выходную трубу унитаза буквой U и создав таким образом водяной затвор, препятствующий выходу неприятных запахов из канализации. Для усиления же напора при смыве Креппер расположил бачок под самым потолком — да-да, как у старых советских унитазов.
Страшные эпидемии холеры первой половины XIX века заставили самым серьезным образом взяться за проблемы чистоты питьевой воды и бытовой гигиены в городах. С опорожнением ночных горшков на тротуары было покончено, а власти выделяли огромные средства на строительства канализационных и водопроводных систем. С этого момента началось победное шествие унитазов по городам Старого и Нового света.
А в 1915 году появился сливной бачок сифонного типа, который компактно разместился позади унитаза и вскоре вытеснил громоздкие чугунные баки, угрожающе возвышавшиеся над головами посетителей туалетов. Так унитаз приобрел современный вид.
Сухие и мокрые
Вторым по важности предметом каждой уборной является рулончик туалетной бумаги, отсутствие которого заставляет паниковать, лихорадочно придумывать какой-то выход из неприятной ситуации или громко взывать к «добрым людям». Но он появился на стене только в 1890 году, когда американская фирма «Scott Paper» впервые выпустила туалетную бумагу, скрученную в многометровые «свитки». До того же момента человечеству веками приходилось импровизировать.
В некоторых отелях в туалете висит сразу два (а иногда и больше) рулона туалетной бумаги разной степени мягкости — на любой вкус! Фото (Creative Commons license): anyjazz65
Древнейшим прототипом туалетной бумаги были листья — где лопухов, где деревьев, а где каких-то тропических растений. Собственно, они и сейчас порою выполняют эту функцию в условиях, приближенным к экстремальным — когда турист или путешественник забывает положить туалетную бумагу в свой рюкзак.
Еще один древний вариант — пучок мягкой травы или мха. У древних скандинавов его заменил кусочек меха или клок овечьей шерсти. Мягкую шерсть или хлопковую вату, намотанные на палочку и смоченные в ароматизированной воде, использовали патриции и богачи Древнего Рима. А вот римский плебс пользовался губками (натуральными), которые после использования полоскали в жбане с соленой водой и клали обратно на полку.
Многоразовыми были и туалетные «платки» жителей средневековых городов, которым не по карману были ни одноразовые шерстяные «тампоны», ни еще более дорогая тогда бумага. Зато королевские особы могли позволить себе любую роскошь. И рядом со справляющим нужду Людовиком XIV стоял наготове придворный со стопкой кружевных платочков, которые затем вместе с содержимым монаршего горшка выбрасывались в бочку золотаря. Такими же требовательными к своему венценосному заду были и китайские императоры, использовавшие или шелковые салфетки, или листы тонкой белоснежной бумаги, стоившие в старину немалых денег.
В деревнях же по-прежнему пользовались бесплатными дарами флоры, причем большую оригинальность в этом проявили американские поселенцы, пользовавшиеся… кукурузными кочерыжками. К слову, когда в США хотят поддеть «деревенщину», напоминают об этих кочерыжках, что, видимо, является аналогом нашего «щи лаптем хл***ть».
И только в XIX веке, с развитием промышленности, бумага перестала быть роскошью. Но не сразу она стала туалетной. Вначале, экономя, абсолютное большинство несло в туалет газеты и журналы, письма и записки, обертки, старые тетради и малоинтересные книги. Тогда же появилось и такое понятие, как «издание, годящееся только для туалета» — как правило, содержащее творения лишенных таланта журналистов и писателей.
Впрочем, обижались на такую критику не все. А кое-кто даже умудрился на этом заработать. Так, американцы конца XIX века очень уважали «Альманах старого фермера» — сообразительный издатель которого продавал его со специально прорезанным в верхнем левом углу отверстием для гвоздика. А еще тогда в американской глубинке был очень популярен рекламный каталог «Sears» — но не за содержимое, а за сто страниц мягкой бумаги.
Настоящие бумажные туалетные салфетки появились в 1857 году — их выпустил нью-йоркский бизнесмен Джозеф Гайетти (Joseph C Gayetti) . Они были нарезаны на аккуратные квадраты, запечатаны в картонные коробки по 500 штук и стоили 50 центов. И, наконец, спустя три десятилетия появилась более удобная в использовании туалетная бумага в рулонах. За 150 лет ее производители сделали огромный шаг: от жестких серых листов, похожих на оберточную бумагу советских гастрономов — до мягких, тонких, но прочных бумажных лент, имеющих специальный слой, узорные тиснения и даже ароматизированных.
Суперунитаз Satis Asteo призван обеспечить пользователя максмально возможным комфортом. Фото: INAX
Постепенно она завоевывала популярность, и уже в середине ХХ века стала во многих странах предметом первой необходимости. Интересно, что когда 19 декабря 1973 года ведущий канала NBC Джонни Карсон (Johnny Carson) в шутку сказал, что в США намечается дефицит туалетной бумаги, толпы американцев кинулись в магазины скупать рулоны ящиками — создав на три недели ее реальную нехватку. Это был один из самых громких случаев дефицита в истории Америки. Впрочем, в СССР по тем же причинам (скупка десятками рулонов) дефицит туалетной бумаги стал постоянным.