22 года назад мир впервые увидел бытовую видеокамеру.
Но у них был один существенный недостаток: камера и магнитофон были отдельными устройствами, соединявшимися друг с другом посредством кабеля. Использование такого агрегата было связано с массой неудобств, поэтому разработчики видеоаппаратуры поставили перед собой непростую задачу усовершенствовать эту гидру о двух головах. Но соединить камеру и магнитофон оказалось не так-то просто. Необходимо было не только уменьшить их размеры, но и улучшить показатели качества. Поэтому инженеры решили пойти двумя путями - уменьшение габаритов записывающего устройства и усовершенствование прибора с зарядовой связью. Что, несомненно, спровоцировало появление первой любительской видеокамеры.
На тот момент существовало два видеоформата, пригодных к разработке любительских видеокамер: VHS, созданный в 1976 году компанией JVC, и появившийся в 1981 году у Sony Video-8. По параметрам оба формата были одинаковыми, отличалась только ширина пленки, которая у VHS составляла 12,65 мм, а у Video-8 - 8 мм. Разница, да и то не существенная, касалась разрешения по горизонтали: у первого формата она составляла 240 телевизионных линий, а у второго - 250. Но лидерство довольно быстро захватил Video-8, поскольку изначально создавался для камерного магнитофона. И уже в 1984 году Sony представила свой экспериментальный магнитофон системы Video-8.
К тому времени компания Sony лидировала в производстве профессиональной аппаратуры для телевидения и без устали трудилась над созданием бытового камкордера. Одновременно с изобретением портативного магнитофона, в тайных лабораториях, группа специалистов улучшала ПЗС-элемент, поднимая в нем количество активных элементов со 190 тысяч до 250 000! Но, получив желаемый результат, инженеры столкнулись с новой проблемой, а именно: им пришлось практически полностью заменить всю элементную базу для своей разработки.
Благодаря истинно японскому терпению и упорству, 8 января 1985 года мир увидел первую бытовую видеокамеру - Sony CCD-V8. Внешне она как две капли воды походила на свою "профессиональную сестру" семейства BETACAM, отличаясь от нее лишь размерами, кассетным трактом и корпусом, который наконец-то соединил в себе камеру и магнитофон. Видимо, именно родственные связи с профессиональным оборудованием и послужили в выборе алгоритма для управления новинкой. Контроль над камкордером осуществлялся как при помощи автоматики, так и вручную. Удобно расположив камеру на плече, оператор мог без особого труда настроить фокус, экспозицию и зум в пределах от 11,5 до 70 мм (о цифровом трансфокаторе тогда речь не шла). Из предустановок имелись только две по балансу - на лампы накаливания и дневной свет, плюс ручная установка - в общем-то, не густо, но для того времени это было огромное достижение. Звук, конечно, писался в монорежиме, но можно было присоединить внешний микрофон-"пушку". И, как у всех профессиональных аппаратов в рабочем наплечном положении, "подслушка" у CCD-V8 находилась в районе уха. Отслеживать процесс съемки помогал черно-белый видоискатель на основе электронной лучевой трубки, способный поворачиваться в вертикальной и горизонтальной плоскости.
Но главным ноу-хау в камкордере был магнитофон. Для того чтобы уменьшить размеры камеры, карман под кассету пришлось развернуть по вертикали, а клавиши управления разместить на торце аппарата. Нетрудно догадаться, что при просмотре и перезаписи исходников на внешние устройства новинку приходилось класть на бок. Непосредственно "слив" производился с помощью пристегивающегося адаптера RFU-80, на борту которого имелись все соответствующие разъемы под видео- и аудиосигналы, причем магнитофон позволял делать запись на камеру. Механизм тракта кассеты был надежным, но в то же время довольно шумным - явно сказывалось присутствие металлических элементов в лентопротяжном механизме. Вообще, большое количество металла в корпусе сильно увеличивало вес CCD-V8: при габаритах 485х163х379 мм масса камкордера, без навесного оборудования, составляла фантастическую по сегодняшним меркам величину - 16,8 кг! Для того чтобы хоть немного облегчить сию ношу, корпус снабдили специальной ручкой. В нерабочем состоянии объектив закрывался защитным кожухом, и камера становилась похожей на кейс. А теперь представьте, сколько требовалось энергии на пропитание этакой махины, если потр****емая мощность камкордера составляла 6,6 Вт. Емкости аккумулятора 1,8 А/ч с выдаваемым напряжением 6 В хватало в среднем на час непрерывной работы, причем места для батареи на камере не нашлось - ее приходилось пристегивать с помощью специального адаптера. Добавьте сюда дополнительный источник света и представьте, каково было тому бедолаге, который взялся снимать, например, домашний праздник.
Цена камкордера тоже была неподъемной, даже не помогли рождественские скидки: такой подарочек тянул на 280 000 японских йен, а в долларовом эквиваленте - на $2500. По тем временам сумма нешуточная. Сейчас на интернет-аукционах эту "старушку" можно приобрести долларов за 100 - 150.
Не знаем, почему именно 8 января 1985 года Sony представила свою CCD-V8 и почему ее стоимость немногим отличалась от количества пикселей в матрице, кратных разрешению. Но, учитывая непостижимую тягу жителей Страны восходящего солнца к разного рода мистике, думается, что все это было неспроста. В любом случае, цели своей они достигли, и пропасть, разделяющая профессионалов-телевизионщиков и рядовых граждан, была преодолена. Началась эпоха любительского кино."