Гуголизация всей планеты
Ни для кого не секрет, что компания, основанная Сергеем Брином (Sergey Brin) и Лари Пейджем (Larry Page) каких-нибудь восемь лет назад, оказалась одним из самых блистательных предприятий нового века. Если у кого-то оставались на сей счет сомнения, то 2005 год свел их на нет. Продажи Google совершили 50-процентный скачок, достигнув отметки в 6 млрд долларов. Прибыль компании утроилась и составила запланированные $1,6 млрд. Реакция Уолл-стрит — беспрецедентный кредит доверия: 120-миллиардная рыночная капитализация, рост цен на акции, превысивший $400, соотношение цены к прибыли — близко к 70.
Столь высокие ставки в расчете на будущее развитие после завершения дотком-бума выглядят немыслимо. Однако в случае с Google финансовое процветание оправдано. Все потому, что Брин, Пейдж и генеральный директор компании Эрик Шмидт (Eric Schmidt) нашли ключ к успешной онлайн-рекламе — безошибочный таргетинг и смешные цены. Пока американские компании все еще тратят больше денег на размещение информации в телефонных справочниках Yellow Pages, нежели в интернете (на долю виртуального пространства приходится всего 5% от общего числа вложений в рекламу). Но при этом рядовые американцы уже сегодня 30% времени, затраченного на потребление различной медиа-продукции, проводят в интернет. Когда рекламодатели, чьи денежки только ждут своего часа, освоятся с данной тенденцией, позиция Google окажется самой удобной для того, чтобы снять сливки.
Даже если придется делиться с конкурентами, такими, как Microsoft или Yahoo, у Google все равно будет преимущество — в его распоряжении в настоящий момент, по разным оценкам, имеется 150 000 серверов, и это число продолжает расти. Имея такой ресурс, с Сетью можно сделать, что только пожелаешь. А с пожеланиями у Google все в порядке. В 2005 году компания заполняла в среднем по 8 вакансий в день, сюда перешли многие работники Microsoft, в их числе ведущие мировые специалисты в своих областях. В 2006 году Google готовится вложить 500 млн долларов в исследования и развитие, а в минувшем году было запущено больше бета-версий различных бесплатных продуктов, нежели в любой из предыдущих годов. Назовите первую пришедшую на ум передовую отрасль науки, требующую долгосрочных изысканий, — разработка лекарств под генетический портрет конкретного пациента, искусственный интеллект, космический лифт — очень вероятно, что в Googleplex-е уже существует отделение, трудящееся над разрешением данной проблемы.
И вот мы подошли к наиболее обсуждаемому в деловых кругах вопросу: что будет представлять собой Google в ближайшие десятилетия? Не прогорит ли компания, подобно многим своим предшественникам, задушенная собственным самомнением? Или она станет поистине Вездесущей и Всемогущей не только на Уолл-стрит или в интернете? Мы задали этот вопрос ученым, консультантам, бывшим сотрудникам Google и даже известным tech-прорицателям, таким, как Рей Курцвайл (Ray Kurzweil) и Стивен Вольфрам (Stephen Wolfram). В ответ они предложили нам хорошо аргументированные, детальные и иногда пугающие прогнозы относительно будущего Google. На основе этой информации мы составили 4 различных сценария, в каждом из которых представлены диаметрально противоположные, однако одинаково убедительные исходы. В трех сценариях Google получает монополистическую власть над медиа-ресурсами, интернетом, и, наконец, над наукой и научными изысканиями. В четвертом Google вырождается и гибнет. Пусть сегодня это кажется невероятным, однако никто не застрахован от переоценки собственных возможностей — даже самый изощренный ум в современном бизнесе.
Столь высокие ставки в расчете на будущее развитие после завершения дотком-бума выглядят немыслимо. Однако в случае с Google финансовое процветание оправдано. Все потому, что Брин, Пейдж и генеральный директор компании Эрик Шмидт (Eric Schmidt) нашли ключ к успешной онлайн-рекламе — безошибочный таргетинг и смешные цены. Пока американские компании все еще тратят больше денег на размещение информации в телефонных справочниках Yellow Pages, нежели в интернете (на долю виртуального пространства приходится всего 5% от общего числа вложений в рекламу). Но при этом рядовые американцы уже сегодня 30% времени, затраченного на потребление различной медиа-продукции, проводят в интернет. Когда рекламодатели, чьи денежки только ждут своего часа, освоятся с данной тенденцией, позиция Google окажется самой удобной для того, чтобы снять сливки.
Даже если придется делиться с конкурентами, такими, как Microsoft или Yahoo, у Google все равно будет преимущество — в его распоряжении в настоящий момент, по разным оценкам, имеется 150 000 серверов, и это число продолжает расти. Имея такой ресурс, с Сетью можно сделать, что только пожелаешь. А с пожеланиями у Google все в порядке. В 2005 году компания заполняла в среднем по 8 вакансий в день, сюда перешли многие работники Microsoft, в их числе ведущие мировые специалисты в своих областях. В 2006 году Google готовится вложить 500 млн долларов в исследования и развитие, а в минувшем году было запущено больше бета-версий различных бесплатных продуктов, нежели в любой из предыдущих годов. Назовите первую пришедшую на ум передовую отрасль науки, требующую долгосрочных изысканий, — разработка лекарств под генетический портрет конкретного пациента, искусственный интеллект, космический лифт — очень вероятно, что в Googleplex-е уже существует отделение, трудящееся над разрешением данной проблемы.
И вот мы подошли к наиболее обсуждаемому в деловых кругах вопросу: что будет представлять собой Google в ближайшие десятилетия? Не прогорит ли компания, подобно многим своим предшественникам, задушенная собственным самомнением? Или она станет поистине Вездесущей и Всемогущей не только на Уолл-стрит или в интернете? Мы задали этот вопрос ученым, консультантам, бывшим сотрудникам Google и даже известным tech-прорицателям, таким, как Рей Курцвайл (Ray Kurzweil) и Стивен Вольфрам (Stephen Wolfram). В ответ они предложили нам хорошо аргументированные, детальные и иногда пугающие прогнозы относительно будущего Google. На основе этой информации мы составили 4 различных сценария, в каждом из которых представлены диаметрально противоположные, однако одинаково убедительные исходы. В трех сценариях Google получает монополистическую власть над медиа-ресурсами, интернетом, и, наконец, над наукой и научными изысканиями. В четвертом Google вырождается и гибнет. Пусть сегодня это кажется невероятным, однако никто не застрахован от переоценки собственных возможностей — даже самый изощренный ум в современном бизнесе.