Андрей Кураев

02 декабря 2005 года
00
Над небом голубым есть город золотой...
Мы тоже боялись. Мы тоже когда-то возмущались тем, что казалось нам “диким”, “невежественным” и “осталым” в жизни Православной Церкви. Мы (по крайне мере большинство из нас, рожденных в атеистических семьях в атеистическую пору) со стороны смотрели на православные храмы, считая, что мы их переросли и что мы знаем больше “бабушек”. Мы боялись, что Православие с его “догматами и канонами” отберет у нас нашу свободу. Мы боялись, что попадем в казарму, что нас выдернут из современного мира и загонят в “темное средневековье”. Мы просто боялись, что стоит только православную проповедь впустить в свою душу, как она выгонит оттуда всю радость жизни.
Теперь мы тоже боимся. Но страшит нас уже иное. Нас страшит, что вдруг нас снова настигнет наша былая духота. Вдруг какой-то вывих произойдет в душе, в жизни - и мы снова станем рабами.

Да, раб - это не только тот, на ком висят железные кандалы. Самые прочные путы - те, которых не замечаешь. Самая страшная несвобода - это несвобода внутренняя. Контактные линзы сложнее всего найти в своем собственном глазу. Так вот, пока мы были в мире неверия, мы даже не знали, что по сути от колыбели нам уже имплантировали в глаза (точнее - в ум и сердце) “контактные линзы”, которые вносили существенные искажения в восприятие красок мира. Эти линзы показывали пустоту там, где, как оказалось, было нечто значащее. Они, бывало, уменьшали действительно важное, но благодаря им же что-то мелкое разбухало в своих размерах и заслоняло небо.

Идеология и реклама (которая вместо нас придумывает, что нам должно нравиться, кем мы должны быть и чем измерять свой жизненный успех) осторожненько выкрадывали нашу свободу (точнее даже не позволяли ей родиться). За нас решали, что “молодое поколение” должно выбрать именно “пепси-колу”. И вдруг мы открыли, что настоящий выбор - это не выбор между пепси и квасом, между той или другой маркой телевизора. Это выбор между смыслом и бессмыслицей.

Если моя жизнь - это лишь накопление вещей, если моя мысль погружена в торговые каталоги и телевизионные сплетни - то я и сам в мире такая же однодневка, как журнал “Товары и цены”. Тогда человек - это всего лишь “покойник в отпуске”. Ибо меня не было до моего рождения. И вскоре меня снова не станет - уже навсегда. Небытие выпустило меня на побывку и снова стерло. И мир даже не заметит исчезновение еще одного “потребителя”, “покупателя”и “телезрителя”. Тогда это бессмыслица. Тогда уместно задавать себе самому последний вопрос: Почему ты не умер вчера? Почему ты еще живешь? Какой у тебя повод к жизни?

Смысл жизни человека придает лишь то что выше ее. Жить можно только ради того, за что не страшно умереть.

А нам твердят - “ я этого достойна”. Чего “этого”?! Вдруг и в самом деле “это” и есть всё, чего ты “достойна”? Если то, в чем ты измеряешь свою жизнь, её достоинство и неудачи - всего лишь товар, то человек оказывается достоин” быть просто марионеткой в руках рекламы. Чистенькой, пахнущей, ухоженной - но марионеткой...

Вот поэтому для нас вход в Церковь оказался шагом в другое измерение. Возможность посмотреть на самих себя иными, нерекламными глазами. Ведь очевидно, что глаза людей, изображенных на иконах Андрея Рублева видят другое, чем глаза “дорогих телезрителей”. А вы навсегда хотите остаться прежними? Вы не хотите попробовать взять дистанцию от стереотипов и сделать себя другими?

Это самое сложное, что может быть в жизни человека. Мудрецы прежних веков говорили, что неумный человек стремится изменить то, что вне его, умный же старается переменить то, что внутри него. Свободен ли я от самого себя? В моей жизни были минуты и состояния, в которые во мне трудно было бы признать человека. Церковь дала нам возможность покаяния - то есть возможность растождествить себя с теми минутами. Молодой человек, который вставляет себе иглу в вену - свободен ли он в эту минуту? Или он исполняет некое веление, тягу, которую не может преодолеть? Ради минуты “улёта” он готов разрушить свою жизнь. Это свобода или рабство? Мы, сделав шаг в Церковь, просто сделали выбор: чему служить. Быть рабом минуты или Вечности. Служить тому, что выше нас или тому, что ниже, скотиннее нас. Искать радости тому, что в нас самих наиболее человечно и высоко (душа, совесть), или же искать кайфа тому, что в нас самих наименее человечно.

Что же касается жизни в Церкви - то жить в ней действительно трудно. Как трудно расти в спорте, в науке или в музыке - так же трудно расти душой. Но этот рост приносит радость перемен. Мы могли бы сказать - радость прикосновения к Богу, но боимся, что окажемся совсем уж непонятным. И все же поверьте: никто из нас не остался бы в Церкви с ее постами и долгими службами, если хотя бы изредка не находил в ней такую радость, по сравнению с которой радости “тусовки” оказываются просто безвкусными.

Да, Церковь потребовала от нас отказа, ограничения. Но, отобрав водку или наркоту, она предоставила нам возможность найти внутреннюю свободу, познать самих себя, Бога и... И еще Православная Церковь дала нам возможность перестать, наконец, быть иностранцами в своей собственной стране. То, что мы пережили, одной строкой выразил Константин Кинчев: “Я иду по своей земле к небу, которым живу”. Россия перестала быть для нас “этой страной”. Она стала своей - “нашей страной”. Мы поняли её веру, ее боль, ее судьбу. Православие подарило нам Небо и вернуло Землю.

Понимаете, если вас тошнит от лицемерия американской политики “двойных стандартов”, от их зазнайства, от пошлости голливудской масс-продукции, если у вас зреет протест против глобальной макдональдизации, то самая звонкая оплеуха “дяде Сэму” - это не сожжение звездно-полосатого флага, а осознание себя русским православным христианином. В августе 1991г. главный американский “специалист по России” Збигнев Бжезинский заявил, что после крушения коммунизма у “демократии” остался один враг - Православная Церковь. Что ж, мы гордимся тем, что можем быть костью в горле у Бжезинских.

Мы не хотим быть перекати-поле без корней, без имен (ты уже получил “только твой номер”?), без родины, без веры. Мы не хотим стыдится перед нашими мусульманским сверстниками, у которых есть своя вера и гордость за нее и решимость за нее сражаться, а у нас только американская жвачка. Перестань быть полуфабрикатом, выработанным советской школой и антисоветской телерекламой. Сделай выбор: стань русским. Стань православным!

Если уж все равно религиозные интересы появились в твоей жизни (ибо наверняка ты - как и мы прежде - интересуешься гороскопами, астрологией, “непознанными феноменами”, “целителями”, магией, йогой и культом вуду), то прояви же самостоятельность. И вместо поклонения некоей the Power и безымянным “энергиям”, которыми насыщены даже нынешние мультики, поинтересуйся же Православием!

Мы тоже когда-то думали, что все религии одинаковы, что “Бог один, а потому все равно каким путем к нему идти”. Но слишком многие из нас в итоге стали подранками духовной войны. Слишком многие упали в те самые пропасти, существование которых прежде яростно отрицали (“эти православные фанатики всех осуждают и все запрещают, но мы не позволим надеть шоры на наши глаза и пойдем своим путем!”;). И потому уже не только из опыта нашей радости, но и из опыта нашей былой дури мы просим вас: не повторяйте наших ошибок!

Звать к себе мы не будем. Церковь - не плац, на который стройными рядами выводят колонны “юных борцов”, “всегда готовых” невесть к чему. “Расформированное поколенье - мы в одиночку к истине бредем”. Но мы можем свидетельствовать: Православие - это пространство жизни. Здесь можно быть человеком, здесь обретаешь повод к жизни. Здесь можно думать и можно любить.

Но, по правде сказать, нам было тяжело все время быть одиночками. Было тяжело терпеть недоумения и насмешки своих неверующих товарищей и окрики “верующих” старух. Нам было тяжело таить свою веру и свои находки лишь для себя. Нам стало тяжело быть христианами лишь в храме. И поэтому мы решили встретиться друг с другом. Мы решили показать, что Церковь - это не только старушки, это еще и мы. Мы решили быть не просто православными, а молодыми православными. Получится ли это у нас - не знаем. Но мы готовы пробовать и ошибаться, мы будем пробовать терпеть ошибки свои и своих друзей.

Мы не секта. Мы просто люди, которые знают, что и в самом деле “над небом голубым есть город золотой”. Мы знаем, что эти стихи описывают не придуманную мечту, а Небесный Град, Небесный Иерусалим, о котором говорит библейский Апокалипсис (его автор - апостол Иоанн, тот самый, кого на православных иконах и символизирует “золотой орел небесный, чей так светел взор незабываемый”;). Вот в поход к этому Городу мы и собрались.

Нам по пути?

о. Андрей Кураев.
02 декабря 2005 года
00
Выкладываю такую красивую статью на форум, ответьте на следующие вопросы:

1. Почему так часто видиш в проезжающих иномарках пузатых людей в черной одежде с бородами... до города пешком далеко ходить... ?

2. Почему в большинстве случаев бабло от прихожан начинает бесконтрольно сливаться на свои личные нужды... ?

3. И почему только Церкви одинаково кланяются, целуют руки, и платят деньги как государство, так и криминал...а церковь эти деньги без зазрения совести принимает и расходует на вопрос 1 и 2 ?

Цитировать — Сообщение №2
02 декабря 2005 года
00
Цитата:
Первоначальное сообщение от $corp
Выкладываю такую красивую статью на форум, ответьте на следующие вопросы:

1. Почему так часто видиш в проезжающих иномарках пузатых людей в черной одежде с бородами... до города пешком далеко ходить... ?

2. Почему в большинстве случаев бабло от прихожан начинает бесконтрольно сливаться на свои личные нужды... ?

3. И почему только Церкви одинаково кланяются, целуют руки, и платят деньги как государство, так и криминал...а церковь эти деньги без зазрения совести принимает и расходует на вопрос 1 и 2 ?



занимайтесь подсчетом своих денег, пожертвования к вам не имеют никакого отношения.


Цитировать — Сообщение №3
02 декабря 2005 года
00
мдя...ёмкий ответ...

вы же сами предложили следовать с ВАМИ куда-то...а теперь говорите: думайте о деньгах, а не о вечном.

А ответ один на все 3 вопроса: церковь всё время являлась и является обычной корпорацией со своими законами и отделами.

И духовный расцвет был только в начале основания христианства на Руси, и в года советских гонений.

Именно тогда большинство верующих, нисмотря ни на что стремились "в этот город" через все лишения.

Так что, уважаемый, перенесите лучше эту тему в ветку "Пошутил сексапотолог..." и занимайтесь дальше пиаром и подсчетами общака для толстых дядичек в рясе.

Я всё сказал...

Цитировать — Сообщение №4
02 декабря 2005 года
00
- Ну что ж, исповедуйся, сын мой!
- В смысле?
- Что – «в смысле», сын мой?
- В смысле, чего это я сын твой?
- Ну, говорится так, сын мой, – «сын мой». Потому что все вы – божьи дети, а я здесь – от бога, вот ты и сын мой, сын мой.
- А-а, понял. И что?
- Что – «что»? Исповедуйся, говорю, давай, сын мой.
- А это как?
- Ну и молодежь, господи спаси. Исповедоваться – значит, облегчить душу. Рассказывай, значит, сын мой, грешен ли, и в чем именно грешен, во имя господа.
- Ну, не знаю… А в чем можно быть грешеным?
- Не «грешеным», а грешным, господь тебя спаси. Ну, воровал ли, сын мой?
- Когда?
- Неважно, когда. Сегодня, например.
- Сегодня – нет!
- А вчера?
- Что, настучали уже?
- Отпускаю тебе грех твой, сын мой. Завидовал ли кому?
- Что, и это рассказали? Ну, узнаю, кто – язык вырву.
- И этот грех отпускаю тебе сын мой, во имя господа. Не желал ли жены ближнего своего?
- Не, ближнего – нет. Какой он мне ближний, двоюродный брат первого мужа тетки жены. Но вот телка у него – охренеть можно! Грудки такие, знаешь, батя, тут – вот так, ножки – отсюда, корма – что надо…
- Ладно, ладно, остынь, сын мой, отпускаю тебе и этот грех. Прелюбодействовал ли?
- А это что?
- Ну, ты и темный, сын, блин, мой. Это значит – с женщинами, ну, того… Понял? Не с женой, в смысле, а с другими. Страшный грех!
- А-а, ну это… Ясное дело. Вот вчера… Нет, так не буду рассказывать, давай на ухо…
- … Да ладно!
- Не-не, так и было! Прямо, понял, в подъезде! А тут…
- … Да не может быть! Брешешь ты, сын мой.
- Мамой клянусь! А тут ее папаша…
- … Да ну! И что?
- …
- Ну и сукин же ты сын, сын мой! Отпускаю тебе, ладно, и этот грех. Перекрестись, что ли, для приличия.
- Харе Кришна, батя!
- М-да… Ну ладно, иди в бухгалтерию, сто баксов пожертвуй на храм.
- Да нет у меня с собой!
- Ну, завтра принесешь, только смотри, обязательно, сын мой! А то с твоим грехами тебе полный аллах акбар, господь тебя побери, сын мой!..

Цитировать — Сообщение №5
02 декабря 2005 года
00
Вот вы черти то. Лишь бы охаять.

Цитировать — Сообщение №6
02 декабря 2005 года
00
Цитата:
Первоначальное сообщение от KOT
Вот вы черти то. Лишь бы охаять.



:D :D :D


Цитировать — Сообщение №7
02 декабря 2005 года
00
Спокоен тот, кто хранит в СЕБЕ Бога!
Монарх в каждом из нас строит себе дорогу.. (с) Каста

Цитировать — Сообщение №8
03 декабря 2005 года
00
Прочитала 3 строчки, решила, что хватит. :yes:

Цитировать — Сообщение №9
04 декабря 2005 года
00
Мое мнение, эта статья произведет большее впечатление на людей, уже православно-верющих. Типа, молодцы, правильно верите, не то, что эти - с прокладками, орбитами, интелинсайдами и прочими прекрасными нянями.
А для того, чтобы человек, "попавший в рабство выбора между пепси и квасом", захотел отказаться от своих "пут внутренней несвободы", нужно нечто посильнее пустых лозунгов и воззваний, к которым наверняка не только я питаю отвращение.
И, как справедливо замечено в статье, "мудрецы прежних веков говорили, что неумный человек стремится изменить то, что вне его, умный же старается переменить то, что внутри него" - так вот, не задумывались, кем себя выставляет автор статьи, призывая меняться окружающих его людей? Это, кстати, всеобщая беда истовых христиан - призывают к одному, а поступают совершенно по другому.

Цитировать — Сообщение №10
Эта тема закрыта, так как последнее сообшение было оставлено больше года назад.