Это интересно!
Гаишников никто не любит. Так уж заведено. Вспомните, что вы испытываете, когда останавливаетесь по взмаху жезла? Волнение. Даже если вы ничего не нарушили за последние десять минут, все равно уверены: захочет он ко мне докопаться - докопается. Права на месте? Хорошо. Свидетельство о регистрации имеется? Здорово. Талон техосмотра? Вижу. Страховка. Дома забыли? Пройдите в машину. Тут не подействует даже аргумент, что вы едете на новой машине, которая ни за что не получила бы номера без полиса ОСАГО. Пройдемте в машину! Гаишник становится непреклонным, и тут уже мы, предчувствуя неприятности, связанные с потерей времени и денег (у гаишника есть право вызвать эвакуатор), пытаемся уговорить его «решить вопрос на месте». Но речь пойдет не о взятках. В конце концов, чего греха таить, это взаимовыгодный процесс. Дав инспектору «на лапу» и вернувшись за руль, что произносят большинство водителей? Слово «козел». Но вряд ли вас порадует инспектор, который отклонит предложение «договориться», напишет протокол и изымет права.
Поэтому про взятки мы ничего говорить не будем. К счастью, обязанности сотрудников Госавтоинспекции не ограничиваются одним лишь требованием проявлять «твердость, решительность и принципиальность в предупреждении и пресечении правонарушений». Не менее важно и то, что мы вправе потребовать от них «внимательного, доброжелательного и уважительного отношения к гражданам». Это цитата из «Наставления по работе ДПС» - документа, где подробно расписаны права и обязанности сотрудников Госавтоинспекции, работающих. Если бы они соблюдали эти правила игры, всем стало бы легче.
Вы замечали, что на Западе дорожной полиции как будто не видно, а нарушать почему-то совсем не хочется? Дело не только в больших штрафах. Просто вы твердо знаете: по пустякам останавливать вас и придираться никто не будет. Если же попадетесь, с вами будут обращаться строго, но вежливо. А такой подход не может не вызывать уважения.
Ничто не ценится так дорого
Если спросить любого гаишника, почему на дорогах бардак, он скажет: во всем виноваты сами автомобилисты. Их стало слишком много, им плевать на правила, а у нас нет почти никаких рычагов воздействия. Вот если бы нам разрешили колоть им дырки в водительском удостоверении (лишать пожизненно права управления автомобилем, конфисковывать машину, сажать в тюрьму), было бы совсем другое дело. Нас бы боялись. Нас бы уважали. Так говорят они.
Нам, водителям, есть что ответить. Дорогие сотрудники дорожно-патрульной службы! Вы часто упрекаете нас в несоблюдении закона. А сами сколько раз на дню его нарушаете?
Когда вы, читатели, в последний раз встречали гаишника, который при встрече отдал честь, четко представился, чтобы можно было разобрать его имя, фамилию и должность, объяснил причину остановки, а на прощание пожелал доброго пути, предупредив об опасностях на дороге? Риторический вопрос. И все же таким хочет видеть руководство ГИБДД своего сотрудника.
Чтобы на дороге был порядок, гаишникам необходимо будет сделать серьезное усилие - начать с себя: следовать собственным правилам поведения на дороге, быть вежливыми к водителям.
Однако «вежливость гаишника» - понятие условное. Она проявляется не в том, что он сморкается в носовой платок, а не в руку, не перебивая, выслушивает объяснения автомобилиста и называет его «глубокоуважаемый». Вежливость - в беспрекословном следовании всем законодательным и нормативным актам, регулирующим взаимоотношения водителя и сотрудника Госавтоинспекции.
В этом, собственно говоря, и заключается проблема. Водители плохо себе представляют, как должен обращаться с ними сотрудник дорожно-патрульной службы. В экзаменационных билетах тому, как обязан себя вести сотрудник дорожной инспекции, посвящены лишь вопросы на знание сигналов регулировщика.
Между тем любые действия гаишника по отношению к участникам дорожного движения строго регламентированы десятком законов и подзаконных актов, на основании которых водитель вправе ожидать от инспектора очень многого.
Остановка по требованию
Для большинства станет откровением: чтобы пообщаться с вами, одного только желания гаишнику мало. Да, мы знаем, что сотрудник ДПС запросто может остановить машину в чистом поле, проверить документы и заодно спросить: «Ну, как «Фокус»? Стоит такой купить?» Причем у водителя даже не возникнет вопроса, откуда у капитана с зарплатой $350 есть деньги на автомобиль стоимостью $15 тыс. Считать чужие деньги - их удел. Но останавливать вас просто так, безо всякой причины гаишник не имеет права. Это запрещает приказ №329 МВД РФ «О реформировании деятельности Госавтоинспекции» от 1 июня 1998 года. В этом документе перечислены всего шесть пунктов, на основании которых можно остановить водителя вне стационарного поста (подробнее см. инструкцию на вкладке). Чаще всего в качестве законного предлога инспекторы ссылаются на несоблюдение водителем ПДД и «наличие данных, свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения, преступления».
О «причастности», как следует из пособия для сотрудника ГИБДД «Дорожно-патрульная служба» под редакцией бывшего начальника Госавтоинспекции Владимира Федорова, могут свидетельствовать примерно полсотни признаков, в том числе «небрежное или неумелое вождение транспортного средства», «движение в темное время суток без включенных фар» и даже «загрязнение регистрационных знаков».
Однако когда вас остановили на ровном месте, вне поста, и ограничились проверкой документов, вы вправе поинтересоваться: на каком основании у вас отнимают время? Исключительно в надежде на то, что вы забыли дома полис ОСАГО, или - вдруг повезет - у инспектора появится повод попросить вас дыхнуть? Товарищ капитан, вы нарушили! Писать на вас жалобу или отпустить с миром, сделав устное предупреждение? Да не нервничайте, шучу я. Но больше не нарушайте.
К слову, патрульный автомобиль (если, конечно, гаишники не поставили его на фундамент и не оборудовали внутри служебные помещения) стационарным постом считаться не может. Свои сомнения инспекторы могут рассеять, лишний раз ознакомившись с текстом «Наставлений».
Причинно-подследственная связь
Впрочем, гадать, почему вас остановил инспектор, не обязательно. Согласно «Наставлению по работе ДПС», утвержденному приказом МВД РФ №297 от 20 апреля 1999 года, как только сотрудник ГИБДД подошел к водителю, он обязан четко и ясно представиться, назвав свою фамилию, звание, должность и структурное подразделение, объяснить причину остановки и только затем попросить документы. Если водитель, по мнению гаишника, что-то нарушил, то инспектор должен указать и в чем состоит нарушение, и статью КоАПа, по которой он планирует наказать виновного.
Разговаривая с водителями, инспектор обязан сохранять твердость духа и доброжелательность. А если водитель начинает грубить, надо помнить, что даже в «гаишных» учебниках написано: «условиями, сопутствующими обострению конфликтов и вспышкам агрессивности, чаще всего являются действия инспекторов». Такие, как обращение на «ты», «снисходительный и ироничный тон», замечания по поводу внешности, требование «дыхнуть», «критика в присутствии детей и членов семьи». Последнее, кстати, напрямую запрещено делать и согласно более весомому документу - «Наставлению». Которое, заметим, предписывает инспектору при первых признаках конфликта с водителем по первому требованию не только рассказать о порядке обжалования действий, но и назвать номер жетона и показать, не выпуская из рук, служебное удостоверение.
В течение всего диалога водитель имеет право оставаться в машине, разговаривая с инспектором через открытое окно. Более того, поскольку предполагается, что остановленный вне стационарного поста водитель либо совершил административное правонарушение, либо подозревается в таковом злодеянии, относиться к такому автомобилисту полагается с удвоенной осторожностью. Поэтому методические рекомендации «Тактика обеспечения мер личной безопасности», утвержденные указанием №13/2-3085 ГУ ГИБДД МВД России 16 сентября 1999 года, советуют инспектору, «взяв в руки документы, отойти на несколько шагов, ни в коем случае не давать возможности нарушителю подходить близко к себе».
Это не проявление невежливости, а элементарные меры безопасности: все-таки шанс встретиться с настоящими преступниками у сотрудников ДПС достаточно велик, хотя и меньше, чем у работников других милицейских служб.
Буква закона: Выходное пособие
Когда сотрудники ГИБДД имеют право предложить водителю выйти из машины (из «Наставления по работе ДПС», утвержденного приказом МВД РФ №297 от 20 апреля 1999 года).
П. 18.4. Сотрудники ДПС предлагают водителям выйти из кабины (салона) транспортного средства в следующих случаях:
а) для устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
б) когда имеются достаточные основания полагать, что водитель находится в состоянии опьянения;
в) для проведения (в присутствии водителя) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
г) для проведения досмотра транспортного средства и груза;
д) когда водитель или пассажиры подозреваются в совершении преступлений;
е) в иных случаях, когда требуется участие водителей в оформлении необходимых документов либо оказании помощи другим участникам дорожного движения.
(с) http://www.ip-online.ru/actions/45448.shtml