На перво курсе по литературе будет задан вопрос, написать о поэте Новгородской земли, вот я одного нашел:
Дмитрий Михайлович Балашов родился 7 ноября 1927 года в Ленинграде, в театральной семье: отец – актер ТЮЗа, мама – художник этого же театра.
До войны – школа и, как он говорил, «приличная бедность». Но жили весело, часто куда-то ездили. Когда однажды забрели в цыганский табор, отца приняли за своего, пели ему (сказалась цыганская кровь, а во внешности это проявилось у Дмитрия Михайловича в молодости и у его старшего сына Василия). От отца осталось несколько фотографий, эпизодическая роль в фильме «Чапаев» (к сожалению, 6 фильмов, где он играл главные роли, не сохранились).
Война, блокада, смерть отца от голода, эвакуация в Сибирь на горный рудник. В 1944 г. возвращаются в Ленинград. Довоенную квартиру им не вернули, и долгие годы Балашов вместе с матерью и братом живут в одиннадцатиметровой комнатке общежития детсада, в котором работает мама, Анна Николаевна. После десятого класса хотел поступать в институт, но у всех выпускников тогда были отобраны военные билеты и «рекомендовано» поступать в военные училища. Дмитрий Михайлович выбрал самый, по его мнению, гуманитарный военный институт – Военно-медицинскую академию и стал уже сдавать туда экзамены, когда было разрешено поступать в любой вуз по своему усмотрению. Разрешили поздно, к октябрю, и поступить он смог только в театральный институт на Моховой в Ленинграде, на театроведческий факультет. Там-то на втором курсе и возникла первая балашовская русская рубаха в знак протеста против сплошного западничества большинства студентов.
В 1950 г., закончив институт, Дмитрий Михайлович едет в город Кириллов в Вологодскую культпросветшколу преподавателем. Это были очень яркие и интересные два года жизни. Он до конца жизни вспоминал своих замечательных учеников и «невозможное, со всех точек зрения, начальство». Рассорившись с начальством, Дмитрий Михайлович возвращается домой, в Ленинград, где была жива мама, защита и оборона его.
Здесь Балашов перепробовал несколько профессий, работал даже чернорабочим в одном из парков города. И, наконец, как говорил сам Дмитрий Михайлович, «несколько поостыв и придя в себя», он поступает в аспирантуру Пушкинского дома на фольклор. Это было в 1953 г. Его руководителем стала Анна Михайловна Астахова, замечательная женщина, ученый старой школы, из тех, кто помогает своим аспирантам в издании их первых работ. С ее помощью выходит в свет первый фольклорный сборник Балашова «Русские народные баллады». В 1962 г. – кандидат филологических наук, и работа в Петрозаводске в Карельском филиале Академии Наук. Ездит часто в экспедиции, собирает фольклор: «Сказки Терского берега Белого моря», несколько сборников «Русская свадьба». Каждый такой сборник издавался потом и кровью, да и не один год.
И работал бы там, может, до сих пор, но Дмитрий Михайлович не мог безучастно относиться ко всему, что его окружало. А тут как раз – гонения на церковь, разрушали вековые памятники русской культуры, церкви, часовни. Дошел до Совмина Карелии, ходил по всей Москве, собирал подписи у видных людей в защиту нашей истории. Было создано Всесоюзное общество охраны памятников старины. Дмитрий Михайлович всегда считал этот поступок самым значительным в своей жизни. Спустя время его тихо выгнали из института, уж больно хлопотно было с ним.
Вместе с семьей уезжает в деревню Чеболакша на Онеге, строит дом, заводит хозяйство (весь этот опыт проявится позже в судьбах его героев) и начинает писать исторические романы.
Первая повесть «Господин Великий Новгород» - проба пера, как говорится, к удивлению Балашова, удалась и была принята. Далее – «Марфа-посадница», которую писал, сидя в деревне один, с 25 рублями в кармане, из которых 14 заплатил за свет, т.к. не был поставлен счетчик, питался старой картошкой и каким-то техническим салом. Потом сам смеялся тому, что в сценах пиров чувствуется, что писал голодный человек. Мама перед смертью еще в рукописи успела прочитать «Марфу», сказав: «Ну вот, теперь буду гостей чаем поить». Это стало для Балашова высшей оценкой его работы. Затем он начал цикл «Государи московские»: «Младший сын», «Великий стол», «Бремя власти», «Симеон Гордый», и уже в Новгороде (куда переехал в 1984 г.) продолжил: «Ветер времени», «Отречение», «Святая Русь» (которую очень трудно писал пять лет), «Воля и власть» и незаконченный роман «Юрий». Отдельными романами написал «Похвала Сергию» о Сергии Радонежском и «Бальтазар Косса» об истории Италии и папства.
Балашов писал много публицистических статей для газет и журналов. В 1991 году, не сказав куда (знал, что не отпустила бы), едет в Приднестровье, под пули, и появляется «Приднестровский дневник». Через пять лет – опять, уже по приглашению местных властей. Приезжает чуть живой, с воспалением легких, пишет очерк о современном Приднестровье (он до сих пор практически не востребован). А через три месяца – путешествие на паруснике «Седов», новые впечатления, новые рассказы: «Ведьма», «Лаура», «Деметрий из Херсонеса» и, конечно же, очерк «На «Седове» вокруг Европы». Осенью, сбежав, как позже признается, от подготовки к юбилею, со Славянским Ходом едет в Черногорию, в Сербскую Республику. И – повесть «Любовь». Из поездок в Германию (где читал лекции об истории России), Италии (участвовал в конференции, посвященной 1000-летию крещения Руси), Монголию (там проходила писательская конференция наших двух стран) привозил новые очерки (сборник «Три поездки за границу») и множество стихов.
С каждым годом все больше болела душа за Россию, поруганную, преданную и проданную, за детей, чье будущее более чем туманно, за романы, которые, как порой казалось Дмитрию Михайловичу, никому не нужны и ничему не научили сильных мира сего. Но пессимизму старался не поддаваться, и часто на улицах Великого Новгорода можно было видеть быстро идущего человека небольшого роста в русском кафтане или рубахе, которого еще 15 лет назад называли за это чудаком.
Дмитрий Михайлович Балашов трагически погиб 17 июля 2000 года. Он похоронен в г. Зеленогорске, рядом с матерью. Пожалуй, единственный русский человек за несколько последних десятилетий погребен в русской рубахе.