Семья как школа любви
Каждый из нас, являясь человеком, нуждается в том, чтобы любить и быть любимым. Первое место, где у нас есть возможность узнать о любви, - наш дом, наша семья. Наши навыки общения с родными, приобретаемые в семье, ложатся в основу наших будущих отношений с другими людьми. Поэтому мы можем назвать семью школой любви.
Каждый человек устанавливает отношения с очень многими людьми: с родителями, с друзьями, учителями, тетями и дядями, двоюродными сестрами и братьями, начальством на работе и т. д. При всем своем разнообразии эти отношения могут быть сведены к четырем основным типам, которые также существуют в семье. Это отношения родительской любви, любви детей, любви братьев и сестер, а также супружеской любви.
Два уровня любви - любовь детей и родителей - можно назвать вертикальными отношениями. Вертикальные отношения существуют между людьми, когда имеется некоторое неравенство в их положении, возрасте или возможностях. Та сторона, которая обладает большей любовью, мудростью или авторитетом, должна больше вкладывать в эти отношения, чем другая. В таких отношениях присутствует аспект "старший/младший". Такие вертикальные отношения могут быть весьма прочными, если отношения "старший/младший" строятся надлежащим образом. Примерами могут служить отношения дедушки и внука, которые сильно различаются жизненным опытом и по возрасту. Могут существовать и менее резко выраженные вертикальные отношения, например, между старшими и младшими братьями или сестрами. Если учитель и ученик не слишком различаются по возрасту и опыту, их отношения также могут служить примером.
Два других уровня любви - любовь братьев и сестер и любовь супругов - можно назвать горизонтальными отношениями. Такие отношения существуют между людьми, в основном равными по положению, имеющими приблизительно равные возможности, а также имеющими нечто общее. Чем больше равенства в отношениях двоих, тем более равновелик их вклад в отношения.
Жизненный цикл позволяет каждому человеку освоить эти четыре уровня любви, проходя все стадии естественным образом. Например, рождение вводит человека в стадию любви ребенка. Любовь детей обращена к тем, кто занимает по отношению к ребенку положение родителей. Такая любовь может быть названа сыновней/дочерней любовью. Это - любовь принимающая, зависящая от того, чтобы сначала получать.
Человек рождается беспомощным, с массой потребностей. Его родители дают ему эмоциональное и физическое удовлетворение. А он жаждет получать от них все самое доброе. Родительская любовь побуждает сердце ребенка к развитию, как солнечный свет - растение. Она дает ребенку ощущение защищенности, чувство собственной ценности. Он любит себя, потому что любим родителями. Насколько много он получит любви, настолько откроется его сердце и настолько много он сам сможет отдать.
Ребенок возвращает свою любовь несколькими способами. Один из них - желание радовать и слушаться родителей. Другой способ - благодарить и подражать. В свою очередь, этот отклик побуждает родителей любить ребенка еще больше.
Любимый ребенок - открыт и доверчив. Он с радостью сообщает о своих потребностях и открытиях и обращается к родителям, рассчитывая на их внимание и совет. Он получает уроки истинной и зрелой любви, когда наблюдает, как родители заботятся обо всех его потребностях. Он отождествляет себя с родителями и старается брать с них во всем пример. Он разрешает конфликты и учится слушаться родителей, выражать им уважение и благодарность. Так постепенно он осваивает детскую любовь. Это умение закладывает основание для модели его отношения к старшим и авторитетам в его жизни.
По мере того, как ребенок впитывает ценности своих родителей, развивается его совесть, он учится прислушиваться к ее голосу. Это основание для нравственности будет руководить его поступками в будущем.
Утвердившись в любви к своим родителям, ребенок обращает ее на других. При этом он выходит на уровень любви братьев и сестер. Любовь братьев и сестер - это взаимная любовь, разделенная теми, кто занимает положение братьев и сестер, имеет общие интересы и опыт. Ее можно назвать братской любовью.
Теперь вертикальная любовь, получаемая ребенком, распространяется по горизонтали. Эта любовь ценит и уважает тех, кто ценим и уважаем родителями. Видя, как родители любят друзей ребенка, его родных и двоюродных братьев и сестер, ребенок и сам учится любить и ценить их. Ребенок учится уважению, сопереживанию, состраданию. При этом тренируется готовность делиться и сотрудничать. Он учится разрешать конфликты, быть справедливым, ставить себя на место другого человека и пытаться взглянуть на все его глазами.
Разновидностью братской любви является дружба. Людей может объединять общее хобби, чувство долга, мировоззрение. Дружба начинается со спонтанного чувства
симпатии. Позднее это чувство может стать глубже. Когда пропадает общее, что связывало людей, так сказать, общий знаменатель, отношения могут прекратиться. Например, тот, кто раньше был близким другом, может отдалиться, если у него появится новый интерес, который не разделяет его друг. Это - ограничение, свойственное дружбе, но это же свойство добровольности делает дружбу совершенно особенными отношениями.
Старшие братья и сестры дольше испытывали на себе действие родительской любви. И они, конечно, обладают большей зрелостью. Поэтому им следует проявлять большую заботу, мудрость, щедрость. Они способны заботится о младших, давать им советы. По тем же причинам младшим детям следует уважать старших братьев и сестер. За такой обмен ответственностью и уважением родители начинают больше ценить обе стороны, благодаря чему уменьшается соперничество между детьми. На этой стадии отношений братьев и сестер дети учатся основам этики, необходимой для лидерства и оказания поддержки, а также терпимости и справедливости в отношениях с ровесниками во всех сферах жизни.
Каждый уровень любви дает свои особые уроки в определенной последовательности. Спешное окончание одного "класса" вырабатывает у человека способности и навыки, которые позволяют ему "успевать" на следующем уровне. В идеале человеку следовало бы подниматься на следующий уровень отношений лишь после того, как он освоил уроки предыдущего уровня.
Итак, усвоение уроков детской любви и братско-сестринской любви является необходимой предпосылкой для перехода к уровням супружеской и родительской любви. Незрелость и незавершенность предшествующих уровней препятствуют формированию удовлетворительных отношений на последующих уровнях. Например, мужчина, не научившийся быть другом, будет в затруднении установить глубокие, доверительные отношения с женой. А незрелой матери будет трудно отставить в сторону свои собственные интересы, чтобы заботиться о потребностях своего растущего ребенка.
Освоение детской и братской любви включает в себя и задачу формирования уважения к противоположному полу и установления гармоничных отношении с его представителями. Сын узнает о женственности от своей любимой матери. Наблюдая, как отец относится к матери, он учится тому, как надо относиться к женщине. Через отношения с сестрами и братьями или аналогичные отношения с друзьями, мальчиками и девочками, юношами и девушками, человек открывает для себя сильные и слабые черты противоположного пола.
Эта подготовка играет неоценимую роль, когда приходит время "сдавать экзамены" на право войти в уровень супружеской любви. Супружеская любовь или любовь мужа и жены - это горизонтальные отношения, подобно братско-сестринской любви или дружбе, но в них есть существенная разница. Главным отличием является телесная близость в интимных отношениях и все ее результаты: более глубокая связь, рождение детей, родительские заботы. Супруги становятся единым целым и в других отношениях. Они соединяют свою собственность, будущее, свой социальный статус, что невозможно для братьев и сестер или друзей. Например, старшие и младшие братья и сестры никогда не достигнут полного равенства, но, если муж старше жены, они все равно равны. Другой случай - это брак богатого государственного деятеля и бедной, безвестной девушки. В один момент они становятся одним целым, что невозможно даже для самых близких друзей.