Плакать - стыдно?
Две женщины с детьми, у одной из которых ребенок возраста нескольких месяцев, у второй двух лет. Так вот грудной ребенок в коляске заплакал, видимо, в чем-то нуждаясь. Мать поспешила узнать, в чем нуждается ее ребенок и наклонилась к нему. Вторая женщина также не стала медлить и, видимо, решила внести свою лепту в успокоение ребенка своей спутницы, сказав ребенку в коляске следующее: «Ой! Ванечка сейчас смотрит на тебя и думает, вот же мужики пошли – плачут как!» Вот такой нехитрой фразой милая дама пытается «вразумить» ребенка нескольких месяцев с тем, чтобы тот осознал неуместность своего плача и повел себя как «настоящий мужчина».
Конечно, результат ее сообщения нулевой – лишь сотрясение воздуха, ведь ребенок в таком возрасте не понимает речи, не говоря уже о сложных ассоциативных связях. Однако именно эта сцена меня поразила тем, что с самого раннего возраста многие родители или социальное окружение применяют весьма токсичные методы воспитания – формирование стыда и попытки «блокировать» естественные проявления. Вообще такая манипуляция – весьма и весьма распространена и даже, можно сказать, «нормальна» для нашего общества. Но, повторюсь, что при частом или систематическом использовании, или в эмоционально значимый период для ребенка, такая мера может быть «токсична» и влиять на восприятие самого себя, на эмоциональные проявления ребенка.
Представьте себе ребенка пяти лет, который плачет на улице или в транспорте по причине того, что он устал и хочет спать. Причина проста и понятна. Но мама этого ребенка пытается сделать так, чтобы ребенок не плакал. Она говорит примерно такие слова: «ну что ты плачешь? Вот на тебя уже дядя смотрит и думает: ай-ай, какой большой ребенок и плачет. Дядя-то сидит и не плачет. Дядя сейчас будет ругаться». Так мать отвлекает ребенка, переключая его внимание на некого дядю, который действительно может смотреть. Однако подтекст в данном сообщении таков, что дядя смотрит на плачущего ребенка и осуждает его, и мало того, может вести себя агрессивно - ругаться.
Далее по мере взросления ребенок начинает строить связь, что «я – плачущий (проявляющий эмоцию) – осуждаем, плохой». Вот это провоцирует стыд, т.е. ребенок научается стыдиться себя таким, когда он – переживающий. Затем реакция стыда может распространиться в более старшем возрасте на «все на меня смотрят и осуждают, мне стыдно».
Как быть в таких случаях родителям? Отражайте чувства ребенка. Не блокируйте, а отражайте. Подробнее об этом можете почитать в книге Ю. Гиппенрейтер "Общаться с ребенком - как?" Ведь необходимо весьма бережно относиться к детям, дабы не заставлять их страдать, а наоборот, чтобы они умели испытывать и проявлять разные свои чувства и жизнь ощущали полно.
Автор: Андрей Фетисов
Про это и речи нет, если ребенок сделал что-то плохое, нужно объяснять и наказывать по мере проступка.
Эта статья о том, как у нас любят говорить, что ты плачешь, ты же мальчик/мужчина и т.п. ребенку до года, после года... не важно - РЕБЕНКУ! Если ударился, расстроился, испугался - вместо того, чтобы объяснить, что тебе больно, тебе обидно, тебе страшно, начинают просто блокировать эмоции ребенка словами - что плакать стыдно.
Меня как девочку меньше ограничивали в эмоциях, но когда мальчиков начинают затюкивать, а потом женщины сами же удивляются, почему мужчины такие черствые, непонятливые или не умеют проявлять эмоции - как-то дружно забывают, что сами их такими сделали. Воспитание мужественности это не слова, что нельзя плакать, это поддержка, что ты сильный, ты можешь!
В поликлинике оставила ребенка год и восемь на высокой кушетке, а сама отошла на пять шагов со словами, посиди аккуратно, а то высоко. На меня медработник стала ворчать, что так нельзя, может упасть. На что я ответила, что у меня взрослый самостоятельный мужчина. Она похмыкала, но когда стала делать ЭКГ, он лег спокойно, молчал и не шевелился, как ему велели. После чего она сказала, что ребенок оправдывает мамины слова. Так вот я считаю, чтобы воспитать мужественность, не надо запрещать плакать, нужно поддерживать силу и смелость, самостоятельность и с самого маленького нужно давать принимать решения. Хотя бы, какую шапку сегодня наденет ребенок, или куда пойти гулять.
Тоже спорно. Смотря какое бессилие. Иногда оно гораздо понятнее умиления.
Все равно мальчик много раз в жизни услышит, что стыдно плакать, он же мужчина. Для меня главное, чтобы это было не в семье.