Комментарии к поступившим в мой адрес вопросам
Когда уволился с «Ремстройдора» по разным причинам не хотел касаться темы дорог, хотя многие разными выступлениями, цитатами, обвинениями к этому очень активно подталкивали.
Работая в «Ремстройдоре» понял, что ремонтом дорог умеют заниматься все, как футболом в Бразилии. Но в Бразилии с футболом получается как-то лучше, чем в России с дорогами, и на это есть большое количество как объективных, так и субъективных причин – и с ними надо бороться.
Есть большая просьба. Дорогие друзья! Не обижайте людей, которые работают в дорогах. Это, в своей основе, прекрасные люди, как и в любой другой профессии. Среди людей любых профессий можно найти как профессионалов, так и любителей «халявы». Не надо говорить, что это – пьяные или полупьяные мужики с лопатой. Да, в России есть беда – пьянство, но это беда общая, а вовсе не связанная с дорогами. Многие работников дорожной отрасли ругают: всё плохо, всё не так, никто работать не умеет. Да умеют они работать! Просто был большой период времени – лет десять, когда они, практически, это не делали. Попробуйте лет десять чем-то не заниматься, а потом начните вновь – поверьте, получится не сразу! Так и с дорогами в отношении «Ремстройдора». С каждым ремонтом улицы уровень профессионализма работников рос, я могу за это отвечать. И люди слышали руководство города о том, что к Ганзейским дням город надо готовить и работали без выходных, без праздников и, зачастую, по ночам, забывая про семьи, дачи, огороды, рыбалки в течение долгого периода времени – это почему-то оказалось не замечено! Им за это даже спасибо никто не сказал, зато ругать – все горазды! Поверьте, работники «Ремстройдора» — толковые, грамотные, порядочные люди, с ними приятно было работать, и я никогда не пожалел о том, что судьба связала меня с ними, и благодарен им за их труд, за их отношение к работе. Есть исключения – с этим надо бороться, но это не системная ошибка. Нечего на зеркало пенять, коль …
Второе, раз уж коснулись темы дорог, то порадовало заявление чудо-специалиста в этой отрасли, одного из руководителей фирмы Strabag, просто «супер». Вот человек, чувствуется – «профессионал» в ремонте дорог! Заявляет о том, что ремонт 1 километра дороги стоит 7 миллионов рублей. Нельзя определять, сколько стоит ремонт 1 километра дороги. Дорога может быть шириной 20 метров или 10 метров. Нужно туда класть два слоя асфальта или один слой. Асфальт одного качества или другого. С обочинами или без обочин, с бордюрным камнем или без него, с тротуарной плиткой на тротуарах или без неё, с восстановлением зелёных насаждений или без восстановления и так далее. На каждую дорогу нужно составлять смету. Только один асфальт для 1 километра дороги без обочин с шириной 10 м. будет стоить на его же заводе 7 миллионов рублей.
Не надо верить в сказки, нужно подходить к любому вопросу реально. Коррупция – не единственная проблема в дорогах. Это всё вторично. Первично то, что у нас сама система ремонта и содержания дорог не создана. Мы, не имея высококачественных перерабатывающих заводов с высокими передовыми технологиями, поставляем нефть на запад. Получается парадокс. Мы продаём им свою нефть, у них более качественное оборудование и, как следствие, более качественный, чем у нас битум, но он – дешевле, чем наш! Качество отечественного битума не соответствует сегодняшним нормам для строительства дорог! Нужно перевооружать нефтеперерабатывающие заводы, и только после этого можно что-то требовать от дорожников.
Или, например, система аукционов. Ни один строитель, в том числе и дорожник, никогда не будет работать в убыток – это нарушение законов экономики. Все будут заботиться о прибыли своего предприятия. Вышли на аукцион, выиграли его, посмотрели на состояние дороги и поняли, что за эти деньги эту дорогу сделать нельзя. Неразумный подход в проведение аукционов к этому и приводит. Например, улица Ломоносова, себестоимость работ со сметной прибылью в 5-7% 21 миллион, а аукцион объявляют на 16. А потом мы удивляемся, почему «Новинстрой» банкрот. Да мы заведомо заложили невыполнимые условия! Аукцион должен был не состояться. Но кто-то их убедил, они на аукцион вышли. Но когда стали проявляться проблемы, пришлось переделывать, тут же попали в полосу долговых обязательств и, как следствие – банкротство.
Следующий момент, очень важный, я полностью поддерживаю Константина Хиврича. Однозначно нужно объявлять, что на содержание дорог, что на ремонты дорог – долгосрочные многогодовые контракты. Выиграл аукцион, заключил контракт на ремонт и содержание дороги на весь гарантийный срок, за эту дорогу предприятие и отвечает.
Ответ на вопрос об эффективности работы муниципальных предприятий и акционерных обществ.
Дело не в том, какая приставка стоит. Между АО и МУП разница только в том, что МУП не может для получения кредита заложить объекты недвижимости, которые находятся у него в хозяйственном ведении и землю – то есть, ограничено в объёмах кредита для своего развития. Во всём остальном между ними разницы, практически, никакой нет – всё зависит от того, какая система организации производственного процесса.
При этом, у МУПов есть основная и важная социальная задача, и не только в вопросе обеспечения работой людей. За два года моей работы – 2009 и 2010 годы, после различных коммерческих фирм, таких как «Акрос», «Престиж», «Пардус», «Новинстрой» и так далее «Ремстройдор» выполнил работ порядка 48-ми миллионов рублей, которые не попали ни в какие аукционы и конкурсы – просто переделывал, исправлял, заканчивал. Потому что ставилась конкретная задача, и это надо было делать из собственных средств. «Ремстройдор» выполнил работ по благоустройству города порядка 48-ми миллионов рублей, которые предприятию не были оплачены – они просто легли на затраты предприятия. Мало кто помнит о том, как под проливным дождём, за сутки до открытия Ганзейских дней, «Ремстройдор» переделывал работу в Кремлёвском парке возле памятника 30-летия Победы, и работа эта ни кем и никогда не была оплачена. Или капитальный ремонт стадиона «Волна» за «Пардус», после того же «Пардуса».
Система ремонта и строительства дорог в России пока не создана, но люди, работающие в ней и за очень низкую зарплату, в своей основе, замечательные. И это хорошо, что они ещё работают.
Эффективность работы предприятия – будь-то муниципальное предприятие или акционерное общество зависит не от приставки, а от руководителя, и ещё в большей степени от владельца. Владельцем муниципального предприятия является администрация города. И от того, как администрация по-хозяйски относится к своему городу, отсюда будет и соответствующий результат. Крепкие, экономически развитые муниципальные предприятия или АО со 100% муниципальным капиталом очень нужны городу. Они первыми должны создавать основу для конкуренции, должны иметь возможность участвовать во всех аукционах, зарабатывать деньги, развиваться. Это предприятия, которые работают на имуществе, зданиях, земле принадлежащих муниципалитету. Проще всего всё распродать и умыть руки. Город должен быть богатым. Богатый город – это богатый народ. Богатый народ — это когда большое количество собственности есть в распоряжении. За последние 5 лет мы распродали муниципального имущества на 1 миллиард рублей! А если бы этот миллиард эффективно использовать – сдавать в аренду, зарабатывать деньги, то какую сумму мы могли бы выручить? Сейчас этот миллиард мы уже проели.
Представьте, какая сумма дохода от этого миллиарда могла бы поступать в городскую казну ежегодно при грамотном, эффективном его использовании? А мы от этого отказались, при этом, попали в долги, загнали долги бюджета до критической отметки и теперь пытаемся найти способ, как из этого положения выйти. А выход опять находим только один – давайте дальше продавать. Мы всё больше и больше загоняем себя в угол, когда-то нужно остановиться!
Источник: svetlov.nov.ru