Отвергнутый Сердюковым проект разведспецназа предложен Шойгу
Не успел еще новый министр обороны Сергей Шойгу обжить новый кабинет в здании на Знаменке, как на него со всех сторон посыпались революционные предложения. Сначала глава думского комитета по обороне коммунист Владимир Комоедов предложил увеличить срок службы до полутора лет, затем кто-то из подчиненных заикнулся о новой форме и, наконец, представители Генштаба предложили создать спецназ, который будет использоваться для экстренных забросок на территорию врага.
По данным газеты «Известия», на днях группа руководителей аппарата Генштаба обратилась к министру обороны Сергею Шойгу с предложением о создании Командования специальными операциями (КСО). Как выяснилось, задача по созданию такого центра была поставлена Генштабом еще в 2008 году. Четыре года проект прорабатывался, но когда в итоге лег на стол к Сердюкову, попросту не заинтересовал его. Это не удивительно: непрофильными активами, которые можно продать на сторону, там и не пахло. «Проект был представлен представителями Генштаба и ГРУ в октябре этого года, но Сердюков без объяснений наложил резолюцию — "не считаю целесообразным"», — рассказал источник издания.
Согласно проекту, в состав Командования спецоперациями войдут центр спецназначения Минобороны «Сенеж», бригада спецназа одного из военных округов, вертолетная эскадрилья на базе Центра боевого применения и переучивания личного состава армейской авиации (ЦБП и ПЛС) в Торжке и эскадрилья транспортных Ил-76 с аэродрома Мигалово под Тверью.
По данным «Руси», проект КСО появился сразу после российско-грузинской войны. И с самого начала вызвал много споров в военной среде. Так, бойцы существующих частей спецназа (всего в армии 11 бригад спецназа, из них 4 морские) недоумевают, почему в структуру КСО должна войти лишь одна бригада, если в аналогичной структуре, например, во Франции в нее включены все силы спецназа.
Непонятно также, в чьем ведении будут находиться подобные силы. Некоторые аналитики полагают, что коммандос должны напрямую подчиняться Президенту, военные же хотят замкнуть их на министра обороны или Генштаб.
Подразделения специального назначения (коммандос) есть в армиях всех развитых государств. Они представляют собой подготовленные по особой программе подразделения сухопутных войск, авиации и флота, а также полиции, жандармерии, внутренних войск и предназначены для проведения спецопераций. В зависимости от ведомственной принадлежности эти задачи разнятся: разведка, диверсионная деятельность, контрразведка, антидиверсионная деятельность, антитеррористическая деятельность, поиск, захват или уничтожение террористов, освобождение заложников, обеспечение общественной безопасности, охрана особо важных лиц и важных объектов.
По задумке Генштаба, спецназовцы КСО смогут решать множество экстренных задач, возникающих во время вооруженных конфликтов, а также в мирное время — в формате разведдеятельности. К примеру, в их обязанности войдет освобождение заложников на враждебной территории, эвакуация российских граждан из зоны локальных конфликтов, ликвидация бандформирований на приграничных территориях. Также коммандос предписано при необходимости уничтожать политическое и военное руководство противника, его стратегические объекты, узлы связи, пусковые установки ядерных ракет и другие задачи.
При разработке российского проекта Генштаб ориентировался на опыт Франции, Великобритании, Германии, а в создании некоторых тактических элементов — на США. У немцев и французов поддержку основному подразделению оказывают парашютно-десантные бригады, в Великобритании — Special Forces Support Group (группа поддержки спецназначения).
Впрочем, далеко не все на ура приняли инициативу генералов. «Мне не очень понятно данное предложение. В главном разведывательном управлении (ГРУ) существует спецназ, который отлично справляется со своими обязанностями, — прокомментировал "Руси" полковник запаса Андрей Герасимов, прослуживший 15 лет в ГРУ. — Это одно из немногих подразделений, которое смогло пройти через все реформы и не растерять навыки и кадровый костяк. Спецназовцы занимаются всеми видами разведки — агентурной, радиоэлектронной и прочей. И, в частности, именно им вменяется в обязанности заброс в тыл врага и уничтожение наиболее важных объектов противника, как и предусмотрено в предложенном проекте».
Среди высоких чинов в погонах, опрошенных другими изданиями, идея также вызвала критику. «Собирая под крыло КСО всю наиболее боеспособную часть войск, есть риск довести нашу армию до раздела на ту, что действительно может воевать, и ту, которая к проведению боевых операций готова весьма условно», — рассказал журналистам один из генералов.
«Не рискну прогнозировать, какой будет реакция на предложение Сергея Кужугетовича, но мне лично оно не особо по душе, — поделился с "Русью" соображениями другой высокопоставленный офицер. — Не стоит плодить дополнительные управленческие структуры в войсках, тем более перед нашей армией сегодня не стоит задач по ведению малых войн с внедрением на территорию противника. Думаю, опыт грузинской войны в ближайшее время не повторится».
Впрочем, до реализации идеи еще очень далеко. Как рассказал источник «Руси» в Минобороны, министр Шойгу пока не занимался данным вопросом и не планирует этого в ближайшее время. «В настоящий момент перед министром стоят более важные и первоочередные задачи, нежели эта. Согласитесь: восстановление разрушенной системы военного образования, воссоздание квартирно-эксплуатационных частей в военных городках, наконец, изменение структуры управления войсками — все это гораздо важнее. И только когда эти задачи будут решены, министр рассмотрит вопрос о создании командования спецоперациями», — отметил собеседник издания.
«Давайте дадим время новому министру обороны разобраться в этой ситуации. Шойгу всего две недели министр, он должен подумать, как и что нужно сделать, а потом мы обсудим и это предложение», — прокомментировал «Руси» председатель Совета директоров Национальной ассоциации объединений офицеров запаса Вооруженных сил (МЕГАПИР) Александр Каньшин.
И действительно, забот у нового министра сейчас, как говорится, выше крыши. В минувший вторник Шойгу впервые выступил на коллегии Минобороны в ранге главы оборонного ведомства. Хоть журналистов и попросили покинуть зал, закрыв почти все выступления военачальников для прессы, информация о первых готовящихся шагах министра все-таки просочилась. В частности, на коллегии обсуждалось воссоздание Главного управления боевой подготовки войск, которое было ликвидировано в 2010 году (в ходе реформы все полномочия по управлению войсками были переданы Генштабу). На коллегии была также затронута тема утилизации боеприпасов (прорабатывается вопрос отстранения солдат срочной службы от их ликвидации), обеспечения военнослужащих жильем, реформы военного образования и военной медицины. Кроме того, военные обсудили передачу имущества военных городков местным властям.
История вопроса.
Маршалу-победоносцу Георгию Жукову спецназ оказал «медвежью услугу». Сразу после смерти Сталина Никита Хрущев, остро нуждавшийся в новых и сильных кадрах (желательно обиженных «вождем народов»), вернул Георгия Жукова из «ссылки» в Москву. Маршал получил пост сначала первого заместителя министра обороны, а затем и министра. Первое время отношения у них ладятся, но со временем Хрущев начинает опасаться министра, который гораздо больше любим народом, чем он сам. Жуков же, ранее наученный горьким опытом опалы, решил не сидеть сложа руки и создать преданное только ему спецподразделение. В августе 1956-го Жуков назначил начальником ГРУ Генштаба своего друга генерал-полковника Сергея Штеменко. С этого времени началась работа по формированию отряда профессиональных диверсантов численностью около трех тысяч человек. Сам факт существования подразделения, получившего название Центральной разведшколы спецназа, был засекречен.
Подготовка подразделения велась на контрактной основе, что было необычно для Советской армии. Стипендии курсантов равнялись зарплате инженера на гражданке. Даже через год обучения (при полном курсе в 6–7 лет) курсанты становились полноценными спецназовцами, вооруженными лучшим оружием, и преданы были лично маршалу. Однако осенью 1957 года в президиум ЦК КПСС попало письмо генерала Мамсурова, в котором он доложил о тайном спецподразделении, подчиненном лично министру обороны и начальнику ГРУ. Именно тогда, по данным историков, началась подготовка к смещению Жукова.
http://rusplt.ru/articles/army/army_1750.html?utm_medium=cpc&utm_source=marketgid&utm_campaign=news&utm_content=2143306