Проект программы
Дорогие друзья!
Предлагаю для широкого обсуждения основные аспекты решения задач, стоящих перед городом в настоящее время и ряд перспективных направлений по его развитию.
Готов принять любые предложения и замечания для корректировки, а то и кардинального изменения разделов программы.
Основная задача деятельности власти города, как законодательной, так и исполнительной – создать комфортные, удобные условия для жизни новгородцев. Богатые предприятия, — богатые граждане, — богатый город. Власть должна ставить перед собой именно эту самую главную задачу.
Люди должны хотеть жить и работать в нашем городе, и власть для этого должна сделать всё, чтобы людям было комфортно, чтобы хотелось ходить по нашим тротуарам, хотелось посещать учреждения культуры и искусства – театры, парки, аттракционы.
Если в городе нужен аквапарк – значит, нужно его строить. Нужно освещать территории, нужно делать дорожки – освещаем и делаем.
Отсюда уже и муниципальные программы, и поддержка молодых семей, и всё остальное. Молодежь не будет уезжать из города – будет решаться демографическая проблема.
Итак, две основные задачи власти.
Первая – чтобы людям хотелось здесь жить, а вторая – хотелось здесь работать. Чтобы хотелось работать – нужно очень активно поддерживать своего производителя, чтобы наши новгородские предприятия больше вкладывали денег в развитие социальной инфраструктуры и в заработную плату своих работников; привлекать сильных, толковых, богатых инвесторов – чтобы жители становились богатыми.
В политической жизни нет ничего более простого, чем, находясь в оппозиции, критиковать существующие порядки, людей, которые допускают ошибки.
Поэтому хотелось бы остановиться не на критических замечаниях, а на задачах.
1. Давайте начнём с серьёзной проблемы – отсутствие парковок автомобилей. За последние три года количество легкового транспорта в городе удвоилось с 31 тысячи до 62 тысяч, за следующие три года мы перешагнём сто тысячный барьер. Пробки пробками, но с точки зрения внутриквартальных парковочных мест – это коллапс.
Что делать? Есть конкретное предложение. В городе большое количество бесхозных внутриквартальных территорий. Нужно провести ревизию всех этих территорий и определить места:
- где можно делать парковки (это территории, где нет подземных коммуникаций и других обременений);
- для выгула домашних животных (это территории, где есть подземные коммуникации и их нельзя использовать под парковки или детские игровые площадки);
- где можно поставить детские игровые комплексы;
- места для досуга населения.
Вот четыре основных направления, которые можно выделить и определить. Делать это нужно системно и силами администрации. Дать поручение комитету по архитектуре и землепользованию, который весь город расчертит на маленькие квадратики и покажет: что и где можно ставить, а дальше задача разбивается на два направления:
- Должен быть заявительный принцип – инициатива от жителей, и, безусловно, — муниципальная адресная инвестиционная программа.
Благоустройство этих территорий может осуществляться по принципу софинансирования, как один из вариантов – в пропорции 50% на 50%. Половину суммы на благоустройство вносят жильцы, вторую часть — бюджет Великого Новгорода. Таким образом, в течение 5 лет, все не обустроенные бесхозяйные территории постепенно обретут лицо, станут реально востребованными.
При этом администрация берёт на себя:
- Ревизию территорий с определёнными предложениями для жителей, делать это надо публично, разместив информацию на сайте или в СМИ.
- Долю финансирования в объёме 50%.
В ходе благоустройства бесхозяйных территорий, нужно будет принимать ещё одну муниципальную программу – внутриквартальное освещение: как имеющихся территорий, так и вновь благоустраиваемых.
Существующее освещение оставляет желать лучшего, и проездов, и подходов, в том числе и к школам и детским садам – это первое.
При благоустройстве так называемых бесхозяйных территорий необходимо будет закладывать и программу асфальтирования. Сейчас во дворах много тропинок и дорожек, проложенных жителями, им удобно так перемещаться, необходимо привести их в цивилизованное и комфортное состояние. Если люди там ходят – почему бы не положить там асфальт, чтобы населению было комфортно. С учётом необходимости в глобальном благоустройстве города, это будет востребовано.
В этом же контексте одним из решений, которое надо обязательно принимать – прекращение точечной застройки жилья. Такие застройки наносят очень большой ущерб. С точки зрения строителей – это хорошо, идёт минимизация их затрат по подключению к сетям, но с точки зрения развития города – одни минусы.
Мы лишаемся в любой перспективе мест досуга населения. У нас сейчас даже при комплексной застройке – полное отсутствие парков и скверов. Это необходимо срочно (иначе оставшиеся свободные клочки земли уйдут под торгово-развлекательные центры) исправлять. Нельзя оставлять спальные районы города без парков и скверов.
2. Есть, более сложное направление, которым тоже следует идти – принятие муниципальной адресной программы по поддержке частного индивидуального домостроения.
В каком объёме будет поддержка? Нужно смотреть на возможности бюджета, на востребованность и спрос: что нужно людям?
Как пример, компенсация банковской процентной ставки по ипотечному кредиту под строительство частного дома, предоставление муниципальной гарантии. Банки будут легче выдавать кредиты, жители будут понимать, что им надо вернуть только сумму кредита.
В чём преимущества для города в вопросе развития частного домостроения? Если смотреть глобально, то цель этой программы – расселить 20% – 30% населения города в пригороды или в частные дома в черте городе, уменьшив его среднюю этажность.
Это второе направление снятия остроты проблемы парковочных мест. При этом для всех улучшается комфортность проживания в городе. Но это – перспективная задача.
Почему перспективная? Для того чтобы принять эту программу и сделать её рабочей – нужна земля.
Где взять землю? Есть только один конструктивный путь получения земли – объединение города с Новгородским районом. В городе свободной земли мало, земля есть в районе, и довольно много. Ресурсов района для обеспечения развитие программы частного домостроения, и различных инвестиционных направлений недостаточно. Объединив эти ресурсы с городом можно получить хороший результат, не говоря уже о неизбежном сокращении чиновничьего аппарата.
Необходимость объединения города с районом назрела. Город уже плавно перешёл в Трубичино, Сырково, Григорово, Панковку, Лешино, Новую Мельницу, Волховец, Хутынь и так далее.
После объединения с районом и получения достаточно больших земельных ресурсов и активов необходимо получать обратно полномочия по управлению землёй. Эти полномочия надо получать, это пойдёт только на пользу и области, и городу. Например, есть Федеральный закон по поддержке многодетных семей в части предоставления им земельных участков в городе, он не работает, земли нет.
Преимущества объединения с районом:
- Получение серьёзных земельных ресурсов для поддержки частного домостроения.
- Появляется возможность развития инфраструктуры инвестиционных площадок с привлечением финансов в различных направлениях деятельности. То, что нельзя построить в городе, можно найти место и построить в районе.
Нужно работать с бизнесом – с директорами и владельцами предприятий города. И делать это не в контексте просьб дать денег на благоустройство, на установку памятника – и тому подобное, а в контексте их мотивации в необходимости повышения зарплаты своих работников. Это много важнее с точки зрения бюджета. Для города постоянное повышение зарплаты новгородцев, которые работают на этом предприятии гораздо выгоднее, чем получение какой-то суммы от предприятий на благоустройство и т.п.
3. Вопрос молодёжной политики. Считаю, довольно на хорошем уровне организована работа со школьниками. Через работу с детьми на уровне школы, через систему дополнительного образования «Алые паруса» и другие направления. Более-менее ведётся работа со студенчеством через «Дом молодёжи», «Дворец культуры», через определённые программы.
Но, когда наша молодежь достигает возраста 22-24 лет и до 30 лет – работа хаотичная, люди предоставлены сами себе. Хотят повышать свой культурный уровень – повышают, не хотят – не повышают, какого-либо организованного воспитательного воздействия власть не оказывает.
Это в корне неправильно, потому что это уже сформировавшийся слой населения, имеющий своё мировоззрение, свою точку зрения, и упускать вопрос воздействия, влияния на них, привлечения их к активной жизненной позиции, к творческой деятельности нельзя.
Каким образом это делать? Я противник создания какого-то подразделения администрации, которое бы непосредственно этим занимались. Многие вопросы нужно выводить на уровень мотивации. Необходимо выделять финансы в виде субсидий общественным организациям, которые работают с молодёжью. И если выделять реальные деньги и на постоянной основе для общественных организаций, которые проводят мероприятия, встречи, организовывают работу молодёжи – это будет много эффективней, чем создание целого подразделения администрации города. Люди сами организуются и примут активное участие в жизнедеятельности города.
4. Вопрос мотивации актуален не только в молодёжной политике. Давайте возьмём развитие физической культуры и спорта.
Есть 131 Федеральный Закон, который определил полномочия муниципалитетов в части развития физической культуры и спорта.
Основная задача города – чтобы как можно больше людей занималось физической культурой и спортом, а сколько из этих людей вырастет мастеров спорта, кандидатов, членов сборных команд различных уровней – это не полномочия города. Отсюда и выхолащивается из обихода само понятие спорта. Из-за такой постановки вопроса рухнула система выращивания кадров. Нельзя заниматься спортом, не поставив перед собой конкретных задач.
Как поменять ситуацию? Заключить договор между администрациями города и области. Город получает субсидию от области за каждого подготовленного мастера спорта, кандидата в мастера спорта и так далее. Если детско-юношеская спортивная школа вырастила в городе олимпийского чемпиона, то она получает, предположим, 10 миллионов рублей субсидии. Это первая задача.
Вторая задача – чтобы эта субсидия дошла именно до детско-юношеской спортивной школы, потому что это её деньги.
Третья задача – чтобы в рамках ДЮСШОР, например, 50% субсидии шло на укрепление материально-технической базы, 30% — на выплату премии тренерско-преподавательскому составу, подготовившему этого чемпиона, 20% — на премию самому спортсмену. Не только спортсмены участвуют в своих достижениях. Талант, трудолюбие должны присутствовать, и без желания, без стремления человека нельзя ничего. Но для того, чтобы этот алмазик стал бриллиантом, работает большая группа людей, которую надо обязательно мотивировать и поощрять. Тогда система выстроится. Дети, стремящиеся чего-то достичь в спорте и имеющие способности к этому, будут понимать, что у них есть шанс. Тренеры и преподаватели, понимая о том, что их труд будет вознаграждён, будут мотивированы к тому, чтобы ребёнок развивался. Руководство спортивной школы, понимая, что можно укрепить материально-техническую базу, тоже будет стремиться создавать наиболее благоприятные условия для детей и тренеров.
Таким образом, создаётся цепочка мотивированных людей и структур. При такой ситуации область тоже окажется в выигрыше. Чем больше достижений большого спорта покажет область, больше шансов получить субсидии из федерального бюджета для строительства спортивных объектов. К примеру, в городе катастрофически не хватает бассейнов, их нужно строить. Строить на свои деньги – проблематично, хотелось бы получать на строительство таких дорогостоящих объектов федеральные деньги.
Убеждён, если мы будем активно этих членов сборных страны воспитывать, то государство о нас не забудет, и будет помогать нам решать наши проблемы, что сейчас и происходит в других регионах.
Следующее направление в спорте – мотивация общественных организаций. Спортивным клубам, которые занимаются развитием физической культуры и спорта, также как и в молодёжной политике, нужно выделять субсидии из городского бюджета на конкурсной основе, чтобы они проводили соревнования, привлекали детей, достигали спортивных результатов, хотели и стремились двигать и развивать физическую культуру и спорт.
Необходимо мотивировать федерации через активное участие в формировании бюджетной заявки, составлении плана работы, чтобы каждая федерация чётко понимала, сколько денег выделено на укрепление материально-технической базы в рамках ДЮСШОР для развития их видов спорта, на проведение соревнований, и понимала, что это общая задача. И задача общественности в рамках федерации, и задача власти.
5. Есть одно большое и серьёзное слово «демография». Любое государство, любая власть, приоритет в своей деятельности должны выстраивать в сторону улучшения демографической ситуации. Нам нужно, чтобы у нас меньше умирали и больше рожали. Для этого нужно делать и жизнь комфортней, и принимать программы, и создавать условия.
У нас есть программа поддержки молодых семей, у нас есть программа социальной поддержки многодетных семей, а почему бы не принять программу поддержки молодых многодетных семей? Согласно Федерального закона семье с тремя детьми положен земельный участок. Молодые семьи, как правило, не могут себе позволить взять кредит в банке и построить дом, тем самым значительно улучшить свои жилищные условия. В этом случае, разумно было бы участвовать власти.
Если в молодой семье рождается тройня или третий ребёнок, то власть должна выделять такой семье субсидию на строительство дома. В каком объёме – нужно делать экспертную оценку, давайте пока начнём с 500 тысяч рублей. Считаю, это хорошая помощь молодой семье для строительства дома.
6. Ещё одна проблема. Посмотрите, какие детские игровые комплексы стоят у нас в детских садах – им по тридцать-сорок лет, они не только физически, но и морально устарели.
Нужно принимать программу установки современных игровых комплексов в детских садах. Выделять на это реальные деньги и реально ставить. Детские сады – это большая часть территории города. Нужно, чтобы детские сады были отремонтированы, а в их дворах стояли современные красивые игровые комплексы. Это важнейшая задача, которую необходимо решать.
7. Хотелось бы отметить настоятельную необходимость уделить серьёзное внимание состоянию здоровья детей.
Чем раньше выявляется какая-то патология у человека, тем легче решить проблему, возможно даже профилактическими методами.
Не всегда болезни проявляются и они видны, считаю, что комплексное обследование организма ребёнка, основных жизненно-важных органов, необходимо делать в самом раннем возрасте (с 3-4 лет) – развёрнутый анализ крови и так далее. Возможно, у ребёнка уже формируются какие-то патологические отклонения в организме, требующие вмешательства врача. Несмотря на то, что сейчас есть медицинские карты ребёнка, убеждён, там отражено далеко не всё, так как полное обследование проведено лишь небольшой части ребят. Если бы всё отражалось в карте, и была выстроена грамотная профилактическая работа – у нас не была бы такая плачевная ситуация, какую мы имеем с теми же призывниками.
Более трети призывников оказываются физически не способными пойти в вооружённые силы. Сейчас порог физического состояния новобранца снижен до максимально возможного уровня, но, несмотря на это, треть юношей не могут пройти даже такую облегчённую медицинскую комиссию. Эта треть молодого населения страны – наше будущее. Будущие работники наших предприятий, управленцы, работники правоохранительных органов, сферы образования и культуры. Поэтому считаю крайне важным: отслеживание отклонения в физическом здоровье детей на самом ранней стадии и серьёзное медицинское наблюдение.
Главное – это необходимо делать на бесплатной основе.
8. О системе управления.
Помните, я говорил о мотивации? Мотивация в работе любого чиновника, любого руководителя, любого работника – это создание ценного конечного продукта. Стоит провести ревизию всего чиновничьего аппарата, пропустив его через сито ценного конечного продукта.
Пусть каждый чиновник сядет и напишет: не свои трудовые обязанности, а что получается у него на выходе в результате его трудовой деятельности? Возможно, он производит то, что никому не нужно, кроме него самого.
Глава администрации должен сказать следующее: «Я хочу, чтобы ценный конечный продукт работы администрации – это довольный житель Великого Новгорода, понимающий, что власть его защищает и помогает, предоставляет комплекс услуг, которыми житель города доволен». Вот ценный конечный продукт, сформулированный властью. И дальше каждый чиновник на своем месте должен это определять. И, если в ходе его трудовой деятельности получается недовольство населения, непонимание того, что происходит – нужно ставить вопрос о трудовой деятельности такого чиновника.
9. Если коснуться экономических аспектов деятельности и развития, в первую очередь надо ставить вопрос об увеличении доходной части бюджета Великого Новгорода.
Самый лучший вариант увеличения дохода – убедить работодателей Великого Новгорода регулярно поднимать заработную плату своих работников.
Это объективный фактор – рост доходов населения и, соответственно, рост доходов бюджета.
Есть и субъективные факторы. Необходимо постоянно проводить инвентаризацию активов и анализ эффективности их использования. Эффективность использования муниципального имущества – основная задача, которая должна стоять перед администрацией. Всё имущество, которое есть в городе, должно эксплуатироваться и использоваться эффективно. Оно должно зарабатывать деньги и приносить доход. Сегодня это далеко не так.
Сегодня предприятие доводится до ручки, разоряется, а потом включается в программу приватизации по минимальной цене. Считаю, что продавать надо то, что стоит дорого и на этом зарабатывать.
Второе в вопросе экономики – нужно активно использовать все федеральные программы. Нужно пользоваться любой возможностью, чтобы привлечь федеральные деньги в регион и в город в частности.
Третье, что может муниципалитет и чем должен активно этим пользоваться – серьёзная поддержка и развитие малого и среднего бизнеса. Есть постулат, что лучшее участие власти – это неучастие, я с этим не согласен. Поддержка муниципальной власти должна быть. Не нужно изобретать велосипед, у нас в городе хорошо работает фонд поддержки малого и среднего предпринимательства.
Что нужно сделать? Увеличивать финансирование этого фонда и расширить его полномочия – поднять минимальную планку кредита и увеличить срок возврата. Сегодня фонд может давать кредит до миллиона рублей на один год, разрешить давать до пяти миллионов кредит на срок до пяти лет. За счёт этого востребованность кредитов резко вырастит, фонд будет активнее участвовать в развитии предпринимательства на территории города.
Следующее направление – создание бизнес-инкубатора, где-нибудь на Сырковском шоссе выстроить определённые ангары, складские, производственные площади, подвести туда инфраструктуру – сделать всё это силами и ресурсами бюджета, и давать возможность желающим развивать то или иное производство арендовать там от 100 до 500 квадратных метров площадей с подготовленной инфраструктурой, для того, чтобы сделать первый шаг. Кто будет способен – тот разовьётся, у кого ничего не получится – город от этого ничего не потеряет.
Теме жилищно-коммунального и дорожного хозяйства будет посвящена отдельная статья.
Жду Ваших предложений и замечаний. Благодарю за понимание и участие.
Источник: svetlov.nov.ru
Предлагаю для широкого обсуждения основные аспекты решения задач, стоящих перед городом в настоящее время и ряд перспективных направлений по его развитию.
Готов принять любые предложения и замечания для корректировки, а то и кардинального изменения разделов программы.
Основная задача деятельности власти города, как законодательной, так и исполнительной – создать комфортные, удобные условия для жизни новгородцев. Богатые предприятия, — богатые граждане, — богатый город. Власть должна ставить перед собой именно эту самую главную задачу.
Люди должны хотеть жить и работать в нашем городе, и власть для этого должна сделать всё, чтобы людям было комфортно, чтобы хотелось ходить по нашим тротуарам, хотелось посещать учреждения культуры и искусства – театры, парки, аттракционы.
Если в городе нужен аквапарк – значит, нужно его строить. Нужно освещать территории, нужно делать дорожки – освещаем и делаем.
Отсюда уже и муниципальные программы, и поддержка молодых семей, и всё остальное. Молодежь не будет уезжать из города – будет решаться демографическая проблема.
Итак, две основные задачи власти.
Первая – чтобы людям хотелось здесь жить, а вторая – хотелось здесь работать. Чтобы хотелось работать – нужно очень активно поддерживать своего производителя, чтобы наши новгородские предприятия больше вкладывали денег в развитие социальной инфраструктуры и в заработную плату своих работников; привлекать сильных, толковых, богатых инвесторов – чтобы жители становились богатыми.
В политической жизни нет ничего более простого, чем, находясь в оппозиции, критиковать существующие порядки, людей, которые допускают ошибки.
Поэтому хотелось бы остановиться не на критических замечаниях, а на задачах.
1. Давайте начнём с серьёзной проблемы – отсутствие парковок автомобилей. За последние три года количество легкового транспорта в городе удвоилось с 31 тысячи до 62 тысяч, за следующие три года мы перешагнём сто тысячный барьер. Пробки пробками, но с точки зрения внутриквартальных парковочных мест – это коллапс.
Что делать? Есть конкретное предложение. В городе большое количество бесхозных внутриквартальных территорий. Нужно провести ревизию всех этих территорий и определить места:
- где можно делать парковки (это территории, где нет подземных коммуникаций и других обременений);
- для выгула домашних животных (это территории, где есть подземные коммуникации и их нельзя использовать под парковки или детские игровые площадки);
- где можно поставить детские игровые комплексы;
- места для досуга населения.
Вот четыре основных направления, которые можно выделить и определить. Делать это нужно системно и силами администрации. Дать поручение комитету по архитектуре и землепользованию, который весь город расчертит на маленькие квадратики и покажет: что и где можно ставить, а дальше задача разбивается на два направления:
- Должен быть заявительный принцип – инициатива от жителей, и, безусловно, — муниципальная адресная инвестиционная программа.
Благоустройство этих территорий может осуществляться по принципу софинансирования, как один из вариантов – в пропорции 50% на 50%. Половину суммы на благоустройство вносят жильцы, вторую часть — бюджет Великого Новгорода. Таким образом, в течение 5 лет, все не обустроенные бесхозяйные территории постепенно обретут лицо, станут реально востребованными.
При этом администрация берёт на себя:
- Ревизию территорий с определёнными предложениями для жителей, делать это надо публично, разместив информацию на сайте или в СМИ.
- Долю финансирования в объёме 50%.
В ходе благоустройства бесхозяйных территорий, нужно будет принимать ещё одну муниципальную программу – внутриквартальное освещение: как имеющихся территорий, так и вновь благоустраиваемых.
Существующее освещение оставляет желать лучшего, и проездов, и подходов, в том числе и к школам и детским садам – это первое.
При благоустройстве так называемых бесхозяйных территорий необходимо будет закладывать и программу асфальтирования. Сейчас во дворах много тропинок и дорожек, проложенных жителями, им удобно так перемещаться, необходимо привести их в цивилизованное и комфортное состояние. Если люди там ходят – почему бы не положить там асфальт, чтобы населению было комфортно. С учётом необходимости в глобальном благоустройстве города, это будет востребовано.
В этом же контексте одним из решений, которое надо обязательно принимать – прекращение точечной застройки жилья. Такие застройки наносят очень большой ущерб. С точки зрения строителей – это хорошо, идёт минимизация их затрат по подключению к сетям, но с точки зрения развития города – одни минусы.
Мы лишаемся в любой перспективе мест досуга населения. У нас сейчас даже при комплексной застройке – полное отсутствие парков и скверов. Это необходимо срочно (иначе оставшиеся свободные клочки земли уйдут под торгово-развлекательные центры) исправлять. Нельзя оставлять спальные районы города без парков и скверов.
2. Есть, более сложное направление, которым тоже следует идти – принятие муниципальной адресной программы по поддержке частного индивидуального домостроения.
В каком объёме будет поддержка? Нужно смотреть на возможности бюджета, на востребованность и спрос: что нужно людям?
Как пример, компенсация банковской процентной ставки по ипотечному кредиту под строительство частного дома, предоставление муниципальной гарантии. Банки будут легче выдавать кредиты, жители будут понимать, что им надо вернуть только сумму кредита.
В чём преимущества для города в вопросе развития частного домостроения? Если смотреть глобально, то цель этой программы – расселить 20% – 30% населения города в пригороды или в частные дома в черте городе, уменьшив его среднюю этажность.
Это второе направление снятия остроты проблемы парковочных мест. При этом для всех улучшается комфортность проживания в городе. Но это – перспективная задача.
Почему перспективная? Для того чтобы принять эту программу и сделать её рабочей – нужна земля.
Где взять землю? Есть только один конструктивный путь получения земли – объединение города с Новгородским районом. В городе свободной земли мало, земля есть в районе, и довольно много. Ресурсов района для обеспечения развитие программы частного домостроения, и различных инвестиционных направлений недостаточно. Объединив эти ресурсы с городом можно получить хороший результат, не говоря уже о неизбежном сокращении чиновничьего аппарата.
Необходимость объединения города с районом назрела. Город уже плавно перешёл в Трубичино, Сырково, Григорово, Панковку, Лешино, Новую Мельницу, Волховец, Хутынь и так далее.
После объединения с районом и получения достаточно больших земельных ресурсов и активов необходимо получать обратно полномочия по управлению землёй. Эти полномочия надо получать, это пойдёт только на пользу и области, и городу. Например, есть Федеральный закон по поддержке многодетных семей в части предоставления им земельных участков в городе, он не работает, земли нет.
Преимущества объединения с районом:
- Получение серьёзных земельных ресурсов для поддержки частного домостроения.
- Появляется возможность развития инфраструктуры инвестиционных площадок с привлечением финансов в различных направлениях деятельности. То, что нельзя построить в городе, можно найти место и построить в районе.
Нужно работать с бизнесом – с директорами и владельцами предприятий города. И делать это не в контексте просьб дать денег на благоустройство, на установку памятника – и тому подобное, а в контексте их мотивации в необходимости повышения зарплаты своих работников. Это много важнее с точки зрения бюджета. Для города постоянное повышение зарплаты новгородцев, которые работают на этом предприятии гораздо выгоднее, чем получение какой-то суммы от предприятий на благоустройство и т.п.
3. Вопрос молодёжной политики. Считаю, довольно на хорошем уровне организована работа со школьниками. Через работу с детьми на уровне школы, через систему дополнительного образования «Алые паруса» и другие направления. Более-менее ведётся работа со студенчеством через «Дом молодёжи», «Дворец культуры», через определённые программы.
Но, когда наша молодежь достигает возраста 22-24 лет и до 30 лет – работа хаотичная, люди предоставлены сами себе. Хотят повышать свой культурный уровень – повышают, не хотят – не повышают, какого-либо организованного воспитательного воздействия власть не оказывает.
Это в корне неправильно, потому что это уже сформировавшийся слой населения, имеющий своё мировоззрение, свою точку зрения, и упускать вопрос воздействия, влияния на них, привлечения их к активной жизненной позиции, к творческой деятельности нельзя.
Каким образом это делать? Я противник создания какого-то подразделения администрации, которое бы непосредственно этим занимались. Многие вопросы нужно выводить на уровень мотивации. Необходимо выделять финансы в виде субсидий общественным организациям, которые работают с молодёжью. И если выделять реальные деньги и на постоянной основе для общественных организаций, которые проводят мероприятия, встречи, организовывают работу молодёжи – это будет много эффективней, чем создание целого подразделения администрации города. Люди сами организуются и примут активное участие в жизнедеятельности города.
4. Вопрос мотивации актуален не только в молодёжной политике. Давайте возьмём развитие физической культуры и спорта.
Есть 131 Федеральный Закон, который определил полномочия муниципалитетов в части развития физической культуры и спорта.
Основная задача города – чтобы как можно больше людей занималось физической культурой и спортом, а сколько из этих людей вырастет мастеров спорта, кандидатов, членов сборных команд различных уровней – это не полномочия города. Отсюда и выхолащивается из обихода само понятие спорта. Из-за такой постановки вопроса рухнула система выращивания кадров. Нельзя заниматься спортом, не поставив перед собой конкретных задач.
Как поменять ситуацию? Заключить договор между администрациями города и области. Город получает субсидию от области за каждого подготовленного мастера спорта, кандидата в мастера спорта и так далее. Если детско-юношеская спортивная школа вырастила в городе олимпийского чемпиона, то она получает, предположим, 10 миллионов рублей субсидии. Это первая задача.
Вторая задача – чтобы эта субсидия дошла именно до детско-юношеской спортивной школы, потому что это её деньги.
Третья задача – чтобы в рамках ДЮСШОР, например, 50% субсидии шло на укрепление материально-технической базы, 30% — на выплату премии тренерско-преподавательскому составу, подготовившему этого чемпиона, 20% — на премию самому спортсмену. Не только спортсмены участвуют в своих достижениях. Талант, трудолюбие должны присутствовать, и без желания, без стремления человека нельзя ничего. Но для того, чтобы этот алмазик стал бриллиантом, работает большая группа людей, которую надо обязательно мотивировать и поощрять. Тогда система выстроится. Дети, стремящиеся чего-то достичь в спорте и имеющие способности к этому, будут понимать, что у них есть шанс. Тренеры и преподаватели, понимая о том, что их труд будет вознаграждён, будут мотивированы к тому, чтобы ребёнок развивался. Руководство спортивной школы, понимая, что можно укрепить материально-техническую базу, тоже будет стремиться создавать наиболее благоприятные условия для детей и тренеров.
Таким образом, создаётся цепочка мотивированных людей и структур. При такой ситуации область тоже окажется в выигрыше. Чем больше достижений большого спорта покажет область, больше шансов получить субсидии из федерального бюджета для строительства спортивных объектов. К примеру, в городе катастрофически не хватает бассейнов, их нужно строить. Строить на свои деньги – проблематично, хотелось бы получать на строительство таких дорогостоящих объектов федеральные деньги.
Убеждён, если мы будем активно этих членов сборных страны воспитывать, то государство о нас не забудет, и будет помогать нам решать наши проблемы, что сейчас и происходит в других регионах.
Следующее направление в спорте – мотивация общественных организаций. Спортивным клубам, которые занимаются развитием физической культуры и спорта, также как и в молодёжной политике, нужно выделять субсидии из городского бюджета на конкурсной основе, чтобы они проводили соревнования, привлекали детей, достигали спортивных результатов, хотели и стремились двигать и развивать физическую культуру и спорт.
Необходимо мотивировать федерации через активное участие в формировании бюджетной заявки, составлении плана работы, чтобы каждая федерация чётко понимала, сколько денег выделено на укрепление материально-технической базы в рамках ДЮСШОР для развития их видов спорта, на проведение соревнований, и понимала, что это общая задача. И задача общественности в рамках федерации, и задача власти.
5. Есть одно большое и серьёзное слово «демография». Любое государство, любая власть, приоритет в своей деятельности должны выстраивать в сторону улучшения демографической ситуации. Нам нужно, чтобы у нас меньше умирали и больше рожали. Для этого нужно делать и жизнь комфортней, и принимать программы, и создавать условия.
У нас есть программа поддержки молодых семей, у нас есть программа социальной поддержки многодетных семей, а почему бы не принять программу поддержки молодых многодетных семей? Согласно Федерального закона семье с тремя детьми положен земельный участок. Молодые семьи, как правило, не могут себе позволить взять кредит в банке и построить дом, тем самым значительно улучшить свои жилищные условия. В этом случае, разумно было бы участвовать власти.
Если в молодой семье рождается тройня или третий ребёнок, то власть должна выделять такой семье субсидию на строительство дома. В каком объёме – нужно делать экспертную оценку, давайте пока начнём с 500 тысяч рублей. Считаю, это хорошая помощь молодой семье для строительства дома.
6. Ещё одна проблема. Посмотрите, какие детские игровые комплексы стоят у нас в детских садах – им по тридцать-сорок лет, они не только физически, но и морально устарели.
Нужно принимать программу установки современных игровых комплексов в детских садах. Выделять на это реальные деньги и реально ставить. Детские сады – это большая часть территории города. Нужно, чтобы детские сады были отремонтированы, а в их дворах стояли современные красивые игровые комплексы. Это важнейшая задача, которую необходимо решать.
7. Хотелось бы отметить настоятельную необходимость уделить серьёзное внимание состоянию здоровья детей.
Чем раньше выявляется какая-то патология у человека, тем легче решить проблему, возможно даже профилактическими методами.
Не всегда болезни проявляются и они видны, считаю, что комплексное обследование организма ребёнка, основных жизненно-важных органов, необходимо делать в самом раннем возрасте (с 3-4 лет) – развёрнутый анализ крови и так далее. Возможно, у ребёнка уже формируются какие-то патологические отклонения в организме, требующие вмешательства врача. Несмотря на то, что сейчас есть медицинские карты ребёнка, убеждён, там отражено далеко не всё, так как полное обследование проведено лишь небольшой части ребят. Если бы всё отражалось в карте, и была выстроена грамотная профилактическая работа – у нас не была бы такая плачевная ситуация, какую мы имеем с теми же призывниками.
Более трети призывников оказываются физически не способными пойти в вооружённые силы. Сейчас порог физического состояния новобранца снижен до максимально возможного уровня, но, несмотря на это, треть юношей не могут пройти даже такую облегчённую медицинскую комиссию. Эта треть молодого населения страны – наше будущее. Будущие работники наших предприятий, управленцы, работники правоохранительных органов, сферы образования и культуры. Поэтому считаю крайне важным: отслеживание отклонения в физическом здоровье детей на самом ранней стадии и серьёзное медицинское наблюдение.
Главное – это необходимо делать на бесплатной основе.
8. О системе управления.
Помните, я говорил о мотивации? Мотивация в работе любого чиновника, любого руководителя, любого работника – это создание ценного конечного продукта. Стоит провести ревизию всего чиновничьего аппарата, пропустив его через сито ценного конечного продукта.
Пусть каждый чиновник сядет и напишет: не свои трудовые обязанности, а что получается у него на выходе в результате его трудовой деятельности? Возможно, он производит то, что никому не нужно, кроме него самого.
Глава администрации должен сказать следующее: «Я хочу, чтобы ценный конечный продукт работы администрации – это довольный житель Великого Новгорода, понимающий, что власть его защищает и помогает, предоставляет комплекс услуг, которыми житель города доволен». Вот ценный конечный продукт, сформулированный властью. И дальше каждый чиновник на своем месте должен это определять. И, если в ходе его трудовой деятельности получается недовольство населения, непонимание того, что происходит – нужно ставить вопрос о трудовой деятельности такого чиновника.
9. Если коснуться экономических аспектов деятельности и развития, в первую очередь надо ставить вопрос об увеличении доходной части бюджета Великого Новгорода.
Самый лучший вариант увеличения дохода – убедить работодателей Великого Новгорода регулярно поднимать заработную плату своих работников.
Это объективный фактор – рост доходов населения и, соответственно, рост доходов бюджета.
Есть и субъективные факторы. Необходимо постоянно проводить инвентаризацию активов и анализ эффективности их использования. Эффективность использования муниципального имущества – основная задача, которая должна стоять перед администрацией. Всё имущество, которое есть в городе, должно эксплуатироваться и использоваться эффективно. Оно должно зарабатывать деньги и приносить доход. Сегодня это далеко не так.
Сегодня предприятие доводится до ручки, разоряется, а потом включается в программу приватизации по минимальной цене. Считаю, что продавать надо то, что стоит дорого и на этом зарабатывать.
Второе в вопросе экономики – нужно активно использовать все федеральные программы. Нужно пользоваться любой возможностью, чтобы привлечь федеральные деньги в регион и в город в частности.
Третье, что может муниципалитет и чем должен активно этим пользоваться – серьёзная поддержка и развитие малого и среднего бизнеса. Есть постулат, что лучшее участие власти – это неучастие, я с этим не согласен. Поддержка муниципальной власти должна быть. Не нужно изобретать велосипед, у нас в городе хорошо работает фонд поддержки малого и среднего предпринимательства.
Что нужно сделать? Увеличивать финансирование этого фонда и расширить его полномочия – поднять минимальную планку кредита и увеличить срок возврата. Сегодня фонд может давать кредит до миллиона рублей на один год, разрешить давать до пяти миллионов кредит на срок до пяти лет. За счёт этого востребованность кредитов резко вырастит, фонд будет активнее участвовать в развитии предпринимательства на территории города.
Следующее направление – создание бизнес-инкубатора, где-нибудь на Сырковском шоссе выстроить определённые ангары, складские, производственные площади, подвести туда инфраструктуру – сделать всё это силами и ресурсами бюджета, и давать возможность желающим развивать то или иное производство арендовать там от 100 до 500 квадратных метров площадей с подготовленной инфраструктурой, для того, чтобы сделать первый шаг. Кто будет способен – тот разовьётся, у кого ничего не получится – город от этого ничего не потеряет.
Теме жилищно-коммунального и дорожного хозяйства будет посвящена отдельная статья.
Жду Ваших предложений и замечаний. Благодарю за понимание и участие.
Источник: svetlov.nov.ru