Ниже Путина и лысый
Полной неожиданностью выдвижение Михаила Фрадкова назвать нельзя: экономисты предвидели, что президент может вытащить на свет какую-нибудь «темную лошадку». А приметил Фрадкова Путин во время саммитов Россия – ЕС в Санкт-Петербурге летом и в Риме в ноябре прошлого года.
Единственная пока интересная версия о причинах назначения Фрадкова вторым человеком в государстве прозвучала в Думе: Михаил Ефимович ниже Владимира Путина ростом и совершенно лысый; на его фоне – в отличие от фона в виде статного, с ухоженной головой Михаила Касьянова – президент и претендент в президенты смотрится очень солидно.
Рядовые граждане в лучшем случае могут вспомнить имя нового премьера (если, конечно, его утвердит Государственная дума) в связи с его работой в налоговой полиции. Михаил Фрадков действительно в течение двух лет – с марта 2001-го по март 2003-го – возглавлял Федеральную службу налоговой полиции.
Он успел прославиться неординарными действиями: при Фрадкове получило широкое распространение такое явление, как «маски-шоу». Налоговые проверки крупных компаний проводились с фантазией – из этого делалось целое представление, которое начиналось с того, что в офисы неожиданно врывались люди в масках и камуфляже.
А в декабре 2002 года Михаил Фрадков подписал очень оригинальный приказ – «Об организации и формах работы по предупреждению преступлений и правонарушений». В соответствии с этим документом предлагалось выявлять «лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений и правонарушений» и «оказывать на них и окружающую их среду воздействие с целью изменения поведения личности от антиобщественного к законопослушному».
Предлагалось воздействовать и на их коллег по работе, и на членов их семей, а также «создать вокруг объекта профилактики обстановку нетерпимости, в том числе в сотрудничестве со средствами массовой информации».
Впрочем, несмотря на все усилия и обещания, потрясти страну раскрытием крупных налоговых махинаций Фрадкову не удалось. И не потому, что недобросовестные олигархи были неуловимы – просто многие из них были Фрадкову друзьями и партнерами. До того как стать главным налоговым полицейским страны, он проявлял потрясающую активность на экономическом поприще.
Начав в 1970-х с работы в аппарате советника по экономическим вопросам при посольстве СССР в Индии, в 1992 году Фрадков дорос до поста заместителя министра внешнеэкономических связей и торговли, а в 1997 году возглавил это министерство. До 1998 года, когда министерство было упразднено, оно наладило тесные связи с олигархами.
Самые тесные отношения, как писала российская пресса, связали Михаила Фрадкова с руководителей «Альфа-групп» Михаилом Фридманом. Компания буквально расцвела и выросла до масштабов империи за несколько лет пребывания Михаила Фрадкова на министерском посту.
Попутно МВЭС развило и собственное хозяйство. С советских времен за ним остались внешнеэкономические предприятия «Союзнефтеэкспорт» (70% экспорта советской нефти), «Техмашимпорт», «Новоэкспорт», «Продинторг», «Тяжпромэкспорт», «Технопромимпорт», «Технопромэкспорт».
Руководство МВЭС начало их приватизацию. Схемы участия в ней первых лиц МВЭС неизвестны. Однако пресса писала, что чиновники не остались в накладе и называла «верхом искусства присваивания госимущества» приватизацию государственной нефтяной компании «Нафта-Москва» (в нее преобразовали «Союзнефтеэкспорт»); сейчас она практически перестала заниматься нефтеторговлей и управляет активами, в том числе чуть не стала собственником итальянской команды «Рома».
Но репутация чиновников оставалась незапятнанной. Только однажды Михаил Фрадков оказался в центре скандала. В 1995 году в МВЭС нагрянули специалисты контрольного управления администрации президента и Министерства финансов России.
В ходе ревизии они насчитали, что министерские чиновники за 1994 год незаконно истратили на себя более 4,9 млрд рублей.
Из них выплачивали премии министерским руководителям – по десять должностных окладов в год, выдавали материальную помощь на покупку квартир и строительство дач. Помимо тогдашнего министра Олега Давыдова документы о выдаче этих денег подписывал его зам Михаил Фрадков. Себе он выписал деньги на цемент, кирпичи и брус – строил особняк на Рублево-Успенском шоссе.
Ревизоры обнаружили на счетах, выписанных на его имя, 120 млн рублей. Но дело замяли. А Михаила Фрадкова, никак не пострадавшего от этого скандала, с тех пор стали называть «очень осмотрительным» специалистом.
Решения президента в последнее время у всех вызывают только восторг. В пятницу кандидатуру Фрадкова должна утвердить Госдума.
Парламентское большинство в лице «Единой России» уже сегодня обозначило свою позицию. Комментируя предложение Владмира Путина, Борис Грызлов, бывший министр внутренних дел, а ныне председатель Государственной думы, назвал Михаила Фрадкова «искренним, справедливым борцом с коррупцией. Михаил Фрадков – это высокопрофессиональный человек, который всю жизнь работал в Минторговли, Министерстве внешнеэкономических связей, был директором налоговой полиции. Он экономист, юрист и защитил кандидатскую диссертацию в области экономики».
За время нахождения Фрадкова при ЕС состоялось два российско-европейских саммита – в Санкт-Петербурге и в Риме. Важнейшими стратегическими вопросами на этот срок стали переговоры по вступлению России в ВТО и создание общего европейского экономического пространства. Ни в том ни в другом успеха (если не считать успехом подписание деклараций) Россия пока не достигла.
На последнем саммите, который состоялся 6 ноября 2003 года в Риме, были подписаны соглашения по взаимодействию России и стран ЕС в области наук и технологий, а также в правоохранительной сфере.
Надо полагать, что Владимир Путин именно на этой встрече приметил Михаила Фрадкова, выступавшего организатором римского саммита.
Правда, важная инициатива России по переходу на безвизовый режим взаимных поездок граждан России и ЕС документального выражения не получила. В 2003 году состоялось несколько визитов представителей ЕС, занимающихся отраслевыми вопросами взаимоотношений стран ЕС и России, были достигнуты устные договоренности о сотрудничестве России и ЕС в сфере энергоресурсов, однако никаких соглашений, согласно данным европравительства, также не было достигнуто.
Не решил Михаил Фрадков и критически важного для нынешней российской экономики вопроса о статусе торговых договоров с теми восточноевропейскими и бывшими советскими странами, которые 1 мая 2004 года вступят в ЕС.
http://www.gazeta.ru/firstplace.shtml