Кроме выпуска автомобилей и борьбы силами правительства за их сбыт, у АвтоВАЗа есть еще одна особенность существования. Цены на Жигули являются точкой отсчета для многих участников рынка. С оглядкой на них свои прайс-листы выравнивают иностранные игроки в сегменте «С», а вслед за ними и все прочие буквы автомобильного бизнес-алфавита, за исключением ушедших в отрыв премиальных брендов. Поэтому когда ВАЗ поднимает стоимость машин хоть на пару процентов, с небольшим интервалом это делают многие другие вокруг. При чем свой порыв они оправдывают как раз поведением тольяттинцев. То есть влияние на рынок наш ВАЗ оказывает не только количеством выпущенных автомобилей, своей долей в сегменте, но и ценником.
При этом наш главный производитель всегда делает вид, что это вынужденная мера и сам по доброй воле он бы ни за что не пошел на повышение. Среди оправданий случаются экзотические, вроде подскочившей цены на металл, бывают более-менее логичные, вроде неизбежной оплаты ЖКХ, а встречаются и откровенно издевательские, например, инфляция. Все эти причины, конечно же присутствуют, но всякий раз вызывают вопрос – почему потребители дешевеют, а товар дорожает? Инфляция, она бьет по всем одинаково, но завод выкручивается, вкладывая ее в отпускную цену автомобиля, а потребитель вынужден оплачивать ее дважды – свою личную, и еще заводскую.
Но есть у роста цен на Жигули и положительные последствия. Чем эти автомобили дороже, тем не логичней их покупка, а заодно и не всем по карману. С нелогичностью все понятно. Зачем при сопоставимой стоимости брать то, что заведомо хуже? Следовательно, жадная оголтелость ВАЗа отпугивает часть людей, перераспределяя их в пользу ближайших конкурентов.
С недоступностью так же просто. От приобретения Жигулей отказываются те, кто тянулся к ним из последних сил, напрягаясь финансами, но не успел и остался без новенькой Пятерки из-за подъема ценника на пару процентов. После чего благополучно отправился на вторичный рынок и взял себе иномарку недосягаемого качества и удовольствия.
Поэтому удорожание Жигулей – скорее благо. Пусть дорожают. Это и людей спасет побольше, и заводу не поможет. К тому же, иностранцы умеют вовремя останавливаться и уже бывало, что ВАЗ ценник задрал, а конкуренты подумали-подумали, и впрямую ничего делать не стали. Хотя своего все равно не упустили. Имея возможности для маневра, они сняли одни комплектации и стали привозить или производить у нас в стране другие комплектации, сравнить которые напрямую не получится. Вроде бы ценник изменился, но без прямого сравнения. Нехорошо. Но Жигулям-то хуже…
http://autorambler.ru/journal/events/04.02.2011/560965687/