Технология MER – летающие радары увидят автомобили за углом
Знаменитое агентство перспективных оборонных разработок DARPA запустило новый проект по созданию летающих радаров, способных эффективно отслеживать движущиеся цели с использованием отраженного от зданий сигнала. По расчетам проектировщиков, для полного радарного покрытия города площадью в 1000 кв.км, такого как Багдад, будет достаточно всего трех беспилотных самолетов-разведчиков.
Слежение за движущимися автомобилями является одной из самых острых задач для современных разведывательных систем. Подавляющее большинство систем слежения используют традиционные радарные технологии, которые определяют цель только в зоне прямой видимости. Задумка участников проекта MER (Multipath Exploitation Radar – радар с многолучевым сигналом) состоит в том, чтобы эффективно использовать отраженный от зданий сигнал, который в традиционных системах отсеивается, как шум. Чтобы «заглянуть за угол», система MER должна построить трехмерную модель города, в котором ведется слежка за автомобилями – эту модель, при отсутствии готовой, предполагается строить с помощью лидаров, которые уже установлены на многих разведывательных БПЛА. Лидар представляют собой комплекс лазерного сканирования с определением целей и расстояний до них.
Итак, когда у радара есть трехмерная модель города, в котором движется цель, и полный набор сигналов, отраженных от цели и от зданий, перекрывающих прямую видимость, вычислительный комплекс должен рассчитать текущее положение цели, скорость и направление движения. В рамках проекта также планируется создать алгоритм, способный отслеживать сразу несколько целей с помощью одного радарного комплекса. Кроме того, новая система будет совместима с уже имеющимися радарами для отслеживания движущихся целей.
Система MER будет построена на использовании радиоволн так называемого Ku-диапазона, охватывающего частоты от 12 до 18 гигагерц. Такой радар сможет отличать друг от друга даже очень похожие автомобили, определяя мельчайшие различия в частотных характеристиках принятого сигнала при отражении от таких деталей, как люк или боковое зеркало. В рамках начальных исследовательских работ ученые собираются установить прототип радара на автомобиль, чтобы ездить с ним по городу и тестировать алгоритмы обнаружения целей с помощью заранее созданной трехмерной модели.
Интересна реакция на новый проект DARPA со стороны шведских военных, чья страна является одним из признанных лидеров в области радарных технологий. Айн Суме (Ain Sume) из шведского агентства оборонных разработок заявил, что идея проекта MER основана на хорошо известных и изученных физических принципах. Команда Суме уже разработала радар, который может определять наличие людей за углом по отражениям сигнала от противоположной стены. По словам Суме, разработка радара MER может занять немалое время, поскольку перед разработчиками стоят две очень крупные задачи – сохранение изображения при переключении из режима прямой видимости в режим приема отраженных сигналов и обратно, а также формирование уникальных «отпечатков пальца» для каждого из отслеживаемых автомобилей.
Слежение за движущимися автомобилями является одной из самых острых задач для современных разведывательных систем. Подавляющее большинство систем слежения используют традиционные радарные технологии, которые определяют цель только в зоне прямой видимости. Задумка участников проекта MER (Multipath Exploitation Radar – радар с многолучевым сигналом) состоит в том, чтобы эффективно использовать отраженный от зданий сигнал, который в традиционных системах отсеивается, как шум. Чтобы «заглянуть за угол», система MER должна построить трехмерную модель города, в котором ведется слежка за автомобилями – эту модель, при отсутствии готовой, предполагается строить с помощью лидаров, которые уже установлены на многих разведывательных БПЛА. Лидар представляют собой комплекс лазерного сканирования с определением целей и расстояний до них.
Итак, когда у радара есть трехмерная модель города, в котором движется цель, и полный набор сигналов, отраженных от цели и от зданий, перекрывающих прямую видимость, вычислительный комплекс должен рассчитать текущее положение цели, скорость и направление движения. В рамках проекта также планируется создать алгоритм, способный отслеживать сразу несколько целей с помощью одного радарного комплекса. Кроме того, новая система будет совместима с уже имеющимися радарами для отслеживания движущихся целей.
Система MER будет построена на использовании радиоволн так называемого Ku-диапазона, охватывающего частоты от 12 до 18 гигагерц. Такой радар сможет отличать друг от друга даже очень похожие автомобили, определяя мельчайшие различия в частотных характеристиках принятого сигнала при отражении от таких деталей, как люк или боковое зеркало. В рамках начальных исследовательских работ ученые собираются установить прототип радара на автомобиль, чтобы ездить с ним по городу и тестировать алгоритмы обнаружения целей с помощью заранее созданной трехмерной модели.
Интересна реакция на новый проект DARPA со стороны шведских военных, чья страна является одним из признанных лидеров в области радарных технологий. Айн Суме (Ain Sume) из шведского агентства оборонных разработок заявил, что идея проекта MER основана на хорошо известных и изученных физических принципах. Команда Суме уже разработала радар, который может определять наличие людей за углом по отражениям сигнала от противоположной стены. По словам Суме, разработка радара MER может занять немалое время, поскольку перед разработчиками стоят две очень крупные задачи – сохранение изображения при переключении из режима прямой видимости в режим приема отраженных сигналов и обратно, а также формирование уникальных «отпечатков пальца» для каждого из отслеживаемых автомобилей.
А их снабдят полосатыми палками и мигалками?