7 апреля в российский кинопрокат вышла картина «Мастер и Маргарита», снятая в 1994 году и к теперешней премьере отреставрированная.
Чтобы рассказать о том, как в 90-е годы снималась экранизация романа Михаила Булгакова, на открытую встречу в Московский дом книги приехал режиссер ленты Юрий Кара и актер Олег Комаров.
Пролежав на полке 17 лет, фильм успел обрасти различными слухами, но ни один вымысел, как выяснилось, не идет в сравнение с реальными историями.
По мнению режиссера Юрия Кары, у книги есть ангел-хранитель, который «не дает глумиться» над произведением Булгакова. Режиссер вспомнил историю с Михаилом Левитиным, который хотел поставить спектакль, убрав всю линию Христа и оставив только московские сюжеты. Даром эта затея для режиссера не прошла: в один из дней работы практически одновременно прорвало батареи в кабинете режиссера и монтажной, где хранился снятый материал. «До сих пор говорят: художник Эрмитажа ходит и кропит все углы святой водой»,— посмеивается Юрий Кара.
Режиссеру эту историю поведал сам Левитин, который в первый съемочный день внезапно появился на площадке. Левитин, вспоминает Кара, «стал кричать, как поэт Бездомный: „Он появился, нечистая сила! У вас ничего не получится!“». После рассказа коллеги Юрий Кара позвал батюшку, который окропил всю съемочную группу, артистов и камеру святой водой. Около полугода освященная камера служила на съемках без перебоев, потом ее пришлось вернуть, и с новой аппаратурой, не получившей благословения, тут же начал появляться брак.
Впрочем, не только «нечистая сила» участвовала в создании картины, для кого-то съемки в фильме стали удачей. Олег Комаров, например, попал в ряды творческой группы фильма в качестве ассистента оператора совершенно случайно.
В родном городе Екатеринбурге он встретил своего друга Евгения Гребнева, которого только что пригласили снимать фильм. Именно он и уговорил тогда еще «простого КВНщика» подписаться на участие в работе над картиной. В беседе с корреспондентом GZT.RU актер охарактеризовал эту историю, как один из самых мистических случаев за время съемок.
Разговор о фильме не мог обойтись без упоминания о тех, кто в первую очередь оказывается в центре внимания зрителей: об актерах. Во время кастинга, по словам Юрия Кара, скучать не приходилось: «Звонок. „Я Вячеслав Невинный, буду играть у вас Кота“. Я говорю: „Но вы же большой“, а он— „Но кот же Бегемот!“».
Нелегко оказалось подобрать Иешуа, по словам режиссера, было много интересных проб. Юрий Кара объяснил, почему остановил свой выбор на «истовом» Николае Бурляеве: «Я уже по результату понял, что сыграть-то эту роль очень легко, но не каждому дано, потому что, чтобы сыграть дух, нужно отрешиться от всего земного».
Зато Маргарита, как оказалась, живет практически в каждой русской женщине. По словам режиссера, на эту роль было несметное количество претенденток со всей страны. «Они приезжали, требовали, чтобы я их всех посмотрел, и я с ужасом видел, что они все подходят»,— делится со слушателями Юрий Кара.
«Я бы хотел посмотреть на этого кабана»
«Снимать было трудно все»,— констатирует он. Где-то, как, например, в Израиле, вызовом становилась погода. Где-то актерам приходилось рисковать, снимая вживую трюки. Как один из ярких примеров трудного для съемки эпизода Олег Комаров назвал сцену бала у Сатаны. В работе над эпизодом принимало участие 500 человек массовки. «Это в первый день всем весело от того, что их нарядили в ведьм. А через неделю они начинают скучать и пить. Было очень трудно с этим бороться»,— делится своими воспоминаниями участник съемочной группы.
В качестве интересного для самого себя эпизода Олег Комаров назвал одну из нескольких эпизодических ролей, которые ему довелось сыграть в фильме. Актеру предложили сняться в виде кабана, на котором служанка Маргариты Наташа летела на бал. «Я, конечно, парил в павильоне, с меньшим риском для жизни, но на мне сидела обнаженная девушка!»— рассказывает Комаров. Один только грим для роли занял четыре часа, однако в итоге эпизод не войдет ни в одну из выпускаемых версий фильма, чем актер слегка раздосадован: «Очень жаль. Мне хотелось посмотреть, как все это выглядит со стороны. Я бы хотел посмотреть на этого кабана».
Фильм «для умного зрителя, которого в нашей стране еще не вытравили»
Отвечая на вопрос корреспондента GZT.RU о том, как современный зритель может отреагировать на фильм, снятый без уже привычных глазу компьютерных эффектов, режиссер Юрий Кара отметил, что зрители уже устали от спецэффектов, обрамляющих «совершенно пустые сюжеты». Компьютерная графика, по мнению режиссера, убила бы фильм в глазах тех, кто действительно любит Булгакова.
«Я считаю, что, может быть, первое впечатление будет несколько шокирующее, но пересмотрите еще раз, и вы увидите, что это очень умная книга для умного зрителя, которого в нашей стране еще не вытравили»,— объясняет режиссер.
Реставрация, которая потребовалась картине из-за совершенно ненадлежащих условий хранения, по словам режиссера, ничуть не испортила ленту. Все работы были направлены не на переделывание фильма, а на его восстановление, потребовавшееся после хранения в сыром помещении «рядом с помидорами, огурцами и патиссонами».