новое нано технологичное маштабированное освоение бабок, результат всем известен - зилов не будет, от мерсов не откажутся, пару млрд не наших исчезнут в непонятном направлении и вскоре появится очередной российский миллиардер
Тому, что в России стало вдвое больше миллиардеров, как сообщил Forbes, хочется, конечно, радоваться. [SPOILER]Приятно слышать и то, что те, кто уже были миллиардерами, удвоили свое состояние. Когда кому-то сопутствует успех, это приятно видеть. Тем более, во время кризиса. Несгибаемые люди! Смело идут наперекор обстоятельствам.
Некоторый, впрочем, остается осадок от этой новости. Что-то мешает гордиться достижениями отечественных предпринимателей. Наверное, новости о том, что сначала Минфин, а затем помощник президента Аркадий Дворкович предлагают увеличить пенсионный возраст в связи с рекордной дырой в Пенсионном фонде: его дефицит, по словам министра экономического развития Эльвиры Набиуллиной, вырастет до 1 трлн руб в этом году.
А поскольку бюджет у нас сейчас дефицитный, Минфин предлагает сдвинуть планку пенсионного возраста. В Британии, где не так давно и вовсе отменили пенсионный возраст, это бы еще было ничего. Но у нас, где в отдаленных регионах у пожилых людей кроме пенсии, нет зачастую больше никаких средств к существованию, предлагать такую штуку – отчаянный шаг.
Вот именно на этом фоне известие о том, что наши богатейшие бизнесмены заработали на $70 млрд больше, чем в прошлом году, как-то настораживает. Потому что $70 млрд – это вдвое больше, чем дыра в Пенсионном фонде.
Невольно хочется задаться вопросом, а нет ли взаимосвязи между кризисом и рекордами российского бизнеса? Некоторые эксперты считают, что есть.
«Рост числа и благосостояния российских миллиардеров напрямую связан с кризисом, – рассказал мне директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. – Дело в том, что главным способом борьбы с экономическими проблемами у нашего правительства были денежные вливания из Резервного фонда, в том числе на поддержку фондового рынка, который получил 175 млрд руб.» Рост акций компаний сделал их собственников богаче.
Это не самая эффективная политика, говорит Николаев. В такие моменты государство должно первым делом вкладывать деньги в инфраструктуру, ЖКХ, транспорт – всюду, где это дает максимальный мультипликативный эффект. У нас же происходит прямая поддержка спроса – через биржи труда, раздачу зарплат и пенсий. Хорошо, когда пенсии повышаются на 46%, но только это – не антикризисная мера. Напротив, теперь мы получили огромную дыру в бюджете: дефицит в размере 6,8% ВВП, и теперь вряд ли удастся от нее избавиться: выборы уже не за горами.
Решения, которые предлагают многие партии и движения левого толка, такие, как введение пропорциональной шкалы налогов, – тоже не панацея, считает Николаев: «Сама идея прогрессивной шкалы налогов имеет смысл. Но сегодня плоская шкала – неизбежное зло. Во время кризиса мы столкнулись с бегством капитала, которое продолжается до сих пор. Если бы мы ввели сейчас прогрессивную шкалу, этот отток приобрел и вовсе катастрофические масштабы».
Предприниматели, конечно, заработали упомянутые $70 млрд, потому что им позволили столько зарабатывать. Глупо ругать и Минфин за предложение повысить пенсионный возраст: чиновники ответят, что это не их министерство растранжирило деньги, а вот спрашивать за дефицит будут с них.
А если спросить Владимира Путина и Дмитрия Медведева, почему деньги были растранжирены, то они, скорее всего, вообще ничего не ответят. Во-первых, потому что сам вопрос удивит их: вот уже лет десять, как в России не принято требовать отчета за свои расходы. А во-вторых, они просто не знают ответа.
Ведь для того, чтобы просто заявить о повышении пенсий на 46%, много ума не надо. Но чтобы разработать механизм целевого расходования средств на инфраструктуру и производственные объекты, дающий максимальный эффект для страны, да еще и обеспечить, чтобы средства дошли в целости до пункта назначения, – тут надо иметь недюжинную компетенцию и управленческое мастерство. Клича «Россия – вперед!», пожалуй, мало.
+ + +
В свете изложенного читателей наверняка вновь заинтересует вторая реплика политолога С. Белковского «Бизнес-элита общества — национальный позор России» из «МК», которая сопровождается подзаголовком ««Затмение» Абрамовича и плач по Дерипаске»:
Намедни американские правящие круги заинтересовались трагической судьбой юриста Сергея Магнитского, погибшего в минувшем году в московской тюрьме. Председатель комиссии Конгресса по безопасности и сотрудничеству в Европе Бенджамен Кардин предложил запретить въезд в США 60 российским государственным людям, прямо или косвенно причастным к умерщвлению юриста. Среди этих 60 — кое-какие большие начальники из Генпрокуратуры, МВД и ФСБ, несколько следователей и оперативников рангом поменьше — и полтора десятка судей, штамповавших без тени смущения смертельные приговоры.
Мера, которую предлагает мистер Кардин, конечно, справедливая и, наверное, действенная. Всем ведь преуспевающим людям РФ хочется разъезжать по сверкающим заграницам, а не кормить социальных комаров в диких степях Забайкалья. Непонятно только одно: почему в «список Кардина» не попали заказчики убийства? Те, о которых я имел честь писать в первой части этих заметок, — совладельцы и топ-менеджеры инвестиционного банка под условным именем «Хренессанс Социал»? Ведь с их подачи вся магнитская каша и заварилась. Что с ними-то теперь будет?
Да понятно что, блин. С благородным выражением глаз они поедут на очередной межпланетный конгресс в Нью-Йорк (или в другие мировые бизнес-столицы), чтобы рассказать, как в далекой варварской РФ государство угнетает солидный и честный бизнес. Этот бизнес так хочет сделать всем хорошо, но кровавая менточекистская власть, изрыгающая неизжитый совок во всех его проявлениях, — не дает.
Любимая песня нашего крупного капитала: мы такие созидательные, эффективные и продуктивные, но темные госсилы нас злобно гнетут и чуть что — норовят отнять последнюю рубашку с витиеватыми инициалами на манжетах.
Да-да. Примеров такого гнета довольно много. Вот, помню, в 2005 году тираническое государство РФ отобрало у независимого бизнесмена Романа Абрамовича нефтяную компанию «Сибнефть». Точнее, было так. «Газпром», в котором контрольный пакет акций принадлежит «государству силовиков», купил у структур, неизбывно близких к Абрамовичу, контрольный пакет «Сибнефти» за 13,1 млрд. долларов США. При том, что в 1995 году «Сибнефть» была продана тем же государством РФ тем же структурам Абрамовича за целых 100 млн. долларов США. То есть на сделке с Россией некий частный бизнесмен заработал одним ударом 13 миллиардов долларов. Притом оплату государственники произвели только живыми деньгами (чего в современном мире почти не бывает) и на офшорные, ясно кажется, счета. А по всему миру сразу пополз сокровенный шепот: нагнули нашего Рому, отобрали нефтяной бизнес. Он всю жизнь этот бизнес по крупицам из ничего собирал, а мундироносные злодеи — взяли и слямзили.
Нынче у Романа Абрамовича назревает очередное несчастье. В середине апреля 2010 года отправилась в первое плавание его яхта Eclipse («Затмение») стоимостью больше 400 миллионов евро. С адмиральской каютой площадью 500 метров, футбольным полем, собственной системой ПРО и даже оборудованием против папарацци — чтобы никто вдруг не узнал, зачем и куда Абрамович плывет. Наверняка солидный бизнесмен построил себе «Затмение» под жестким государственным нажимом. Потому что лет через несколько, когда окончательно сгниет в Севастополе наш Черноморский флот, его новым флагманом станет яхта Eclipse. Больше некому. А Абрамовича, того гляди, забреют в адмиралы. Ой-вей! Как в такой ситуации вообще можно бизнес делать?..
А вот еще была история. В прошлом году. В северо-западном нашем городе Пикалево. Где из-за эффективности олигархов надолго остановились три завода. Один из которых — цементный — принадлежал социально ответственному капиталисту Олегу Дерипаске (он же «Русский алюминий»). Люди без зарплаты сидели больше полугода, потом не выдержали и перекрыли большую дорогу. Ту самую, по которой наш крупный бизнес ведет нас в развитой капитализм. И тогда беспардонное государство, которое хлебом не корми — дай бизнес зачморить, поручило одному окологосударственному банку срочно выдать Дерипаске кредит. Чтобы бизнесмен мог погасить свою задолженность деньгами налогоплательщиков. Еще государство заставило поставщиков цементного завода поставлять ему сырье на условиях, выгодных только покупателю, т.е. все тому же Дерипаске. Вот такая госрасправа с Дерипаской случилась.
И сразу же в нескольких многомудрых «Уолл-стрит джорнэлах» и «Файненшл таймсах» вышли тревожные статьи: опять российское государство унизило бизнес и поставило его на колени! Ведь Путин так свирепо сказал Дерипаске: «Ручку отдайте!» (Авторучку, с помощью которой бизнесмен получил кучу чужих денег.) Читая это все, Дерипаска должен был умирать от хохота. К счастью, капиталист выжил.
Когда в сентябре 2008-го грянул кризис (о котором суперпрозорливый бизнес заранее не догадывался и предупреждений никаких не слушал), весь наш крупный капитал стал в очередь за кредитами к тому самому государству. И получил все что хотел. На очень спокойных условиях. А на следующий день раздался нечеловеческий вопль: Кремль специально навязывает несчастным бизнесменам многомиллиардные кредиты, чтобы забрать у них все! Под предлогом кризиса грядет гигантский передел собственности!
К сожалению или к счастью, никакого передела не случилось. Грабительское государство потом кредиты всем своевременно пролонгировало. На неопределенный срок.
Когда говорят, что у нас в России бизнес обязан быть лоялен государству, а то… — это все хорошо, но бессмысленно. Бизнес у нас не может быть нелоялен государству, ибо он и есть государство. Наше государство давно превратилось в орудие удовлетворения интересов бизнеса. Не наоборот.
На всяческих обедах в честь грядущей модернизации или вечерах памяти либерализма наши бизнесмены очень любят оплакивать русскую демократию. Забывая в эти слезливые минуты, что именно они-то демократию, по большому счету, и погубили. Решив еще в 1990-е, что шальные деньги, свалившиеся на них из дырявых федеральных карманов, любят оглушительную тишину, которая с говорливой демократией несовместима.
Когда нашему бизнесу стало ясно, что защитить результаты коррупционной приватизации в условиях свободных выборов не удастся — «глупое русское быдло свободно выберет не тех, кого надо», — была сделана ставка на авторитаризм. Эта ставка сыграла. Может быть, не для нас, но для них — точно.
И если когда-нибудь наши дети все-таки захотят переделать эту евразийскую Нигерию в европейскую страну, сильную и свободную, им придется прежде всего отделить бизнес от государства. А государство — от бизнеса. Другого выхода нет.[/SPOILER]