Три шкуры с мундира
Выплачивая «отступные» особистам из ФСБ и МВД, следаки и гаишники хотели скрыть следы собственных должностных преступлений, но возмутились неслыханной жадностью
Смена власти произошла в ГУВД Москвы после бойни, устроенной майором Евсюковым, — решением президента генерала Пронина сменил генерал Колокольцев. И теперь не проходит недели без каких-либо разоблачений, связанных с сотрудниками московской милиции: громкие отставки высокопоставленных офицеров, аресты и возбуждение уголовных дел… Только в отличие от прошлых лет, официальные лица ГУВД не скрываются от журналистов — моментально следуют весьма жесткие заявления. Все это означает только одно: генералу Колокольцеву досталось более чем тяжкое наследство, быть хранителем которого он не желает. Но также известно, насколько сильно сопротивление самой милицейской среды любым попыткам изменить существующий порядок вещей. Так что ситуация в московском ГУВД является, пожалуй, тестовой для всей системы МВД, которую приказано реформировать.
Отдел расследований
На прошлой неделе оперативниками управления «М» ФСБ (курируют милицию) были арестованы подполковник ФСБ Сергей Курицын и начальник криминальной милиции ОВД «Красносельский» Александр Кадынцев. Им инкриминируют вымогательство крупных взяток у сотрудников уголовного розыска из ОВД «Якиманка», ОВД «Красносельский» и ГИБДД УВД ЦАО. Другие фигуранты подались в бега. Однако Курицын и Кадынцев всего лишь исполнители. Пока за кадром остались режиссеры «разводок» из отделов собственной безопасности МВД и ФСБ. «Новая» узнала подробности этой громкой истории.
Коммерческое предложение
Все началось примерно два года назад. В отдел уголовного розыска ОВД «Якиманка» обратился бывший оперуполномоченный УВД ЦАО Евгений Маковецкий и предложил свои услуги по добыванию «палок»*. Схема была такова: Маковецкий на вокзалах находит бомжей, накачивает их дешевой водкой и уговаривает совершить грабеж или кражу на территории ОВД. Затем, когда «клиент» созреет, они вместе «идут на дело», где их уже поджидает засада с оперативниками. Разумеется, Маковецкий благополучно скрывается, а на запястьях бомжа защелкиваются наручники. Помимо преступников бывший опер обещал подыскивать вменяемых потерпевших и свидетелей. За каждое раскрытое «преступление» Маковецкий запросил по 2—3 тысячи рублей, в зависимости от сложности дела.
В отделе Маковецкого знали как облупленного. В свое время он здорово начудил в милиции, умудрившись несколько раз проиграть в рулетку служебную квартиру от МВД. Затем долгое время скрывался от долгов и вот объявился снова. Однако опера с «Якиманки» согласились с коммерческим предложением. К тому времени свои «агенты-палкоделы» окончательно сели на иглу или периодически исчезали вместе с выделенной на оперативные нужды наркотой, водкой и закуской.
Короче — дело пошло. Каждые сутки Маковецкий организовывал то кражу кошелька или сотового телефона, то ограбление палатки, то попытку угона автомобиля. А доблестные опера задерживали преступников на месте преступления. Вскоре на совещаниях в УВД ЦАО оперативников с «Якиманки» начали ставить в пример, присваивать очередные звания и награждать премиями. При этом милицейское руководство не интересовало, что потерпевшие и свидетели частенько путались в показаниях, а задержанные бомжи еле стояли на ногах и каждый раз рассказывали про какого-то подельника по имени Женя.
Особую пикантность всей ситуации придает то обстоятельство, что эти художества происходили фактически под окнами у министра Нургалиева. Поскольку здание Министерства внутренних дел расположено на территории ОВД «Якиманка».
Маковецкий оказался настолько работоспособным, что некоторые «раскрытые преступления» стали продавать соседним милицейским конторам и в отдел розыска ГИБДД УВД ЦАО. В особых случаях, для улучшения показателей раскрываемости, «агента-палкодела» отдавали в аренду в другие округа. Разумеется, за отдельную плату. Пик оперативного творчества пришелся на июль — октябрь 2009 года. К этому времени с подачи Маковецкого уже были посажены 18 человек, заведено около 60 уголовных дел и задержаны 11 преступников, якобы находящихся в розыске. «Новая» раздобыла несколько оперативных сводок УВД ЦАО, где фигурировали поставляемые Маковецким бомжи с Трех вокзалов:
— 02.10.2009 г. в 06.55 обратилась гражданка О., 1971 г. р., о том, что по адресу: г. Москва, ул. Серафимовича, д. 5/16, неизвестный пытается совершить угон принадлежащей ей автомашины ВАЗ 21083 г. н. К *** МС 99. По адресу: ул. Серафимовича, д. 5/16, сотрудниками УР ОВД в момент совершения преступления задержан гр. Корязов Иван Николаевич, 1978 г. р., уроженец М. О., Воскресенский р-н, пос. Харлово, не работает. Корязов в содеянном изобличен полностью.
— 04.10.09 г. с заявлением обратился гр. К., 1988 г. р., о том, что в 23.30 по адресу: ул. Б. Полянка у д. 30, неизвестный гражданин открыто похитил принадлежащий ему сотовый телефон, после чего попытался скрыться. Сотрудниками ОВД задержан Топоров Алексей Валерьевич, 1975 г. р., прож.: Липецкая обл., Тербунский р-н, с. Яковлево. Не работает. Похищенное изъято.
— 08.10.09 г. в 18.10 с заявлением обратился гр. М., 1974 г. р., о том, что неизвестный тайно похитил принадлежащую ему сумку с личными вещами. В 18.20 сотрудниками УР ОВД по адресу: г. Москва, Ленинский проспект, д. 6, задержан гр. Фардзинов Геннадий Андреевич, 1981 г. р., урож. г. Владикавказа, не работает, который изобличен в совершении данного преступления. Похищенное изъято.
— 28.10.09 г. в 16.40 с заявлением обратился гр. Ш., 1976 г. р., о том, что в 16.30 неизвестный по адресу: г. Москва, Бродников пер, д. 10, стр. 2, тайно похитил два зеркала заднего вида с а/м «Ауди» А 3, г. н. К *** ТК 97, которой заявитель управляет по доверенности. Ущерб — 30 000 рублей. 28.10.09 г. в 17.00 сотрудниками УР ОВД задержан гр. Кривов Илья Андреевич, 1988 г. р., прож.: г. Ульяновск, б-р Львовского, д. 19, кв. 270, не работает, который изобличен в совершении данного преступления. Похищенное изъято.
Провал
Не забывали оперативники с «Якиманки» и собирать дань. Они настолько отвязались, что однажды наехали на бизнесменов, которых крышевало ФСБ. Поговаривают, что на стрелке между ментами и фээсбешниками дело чуть было не дошло до драки. Неудивительно, что вскоре ушлыми операми заинтересовалось управление «М» ФСБ. На прослушку были поставлены служебные и сотовые телефоны начальника криминальной милиции ОВД «Якиманка» Сергея Астахова (временно исполнял обязанности начальника ОВД), начальника уголовного розыска Олега Васильева и его зама Ивана Алушкина. Помимо начальства фиксировались разговоры оперуполномоченных ОУР Орехова, Шакирова, Костина, Гаврилова, двух инспекторов взвода розыска полка ДПС УВД ЦАО Доронина и Калько. Чуть позже в поле зрения фээсбешников попали опера отделов внутренних дел «Красносельский», «Басманный», «Хамовники» и «Таганский». Как выяснилось, за помощью к Маковецкому обращались не менее восьмидесяти оперов и гаишников по всей столице. Особенно интересными оказались беседы начальника ОУР с «Якиманки» Васильева. Он прямо по телефону отдавал приказы: «у кого и сколько взять бабла», «что должен сказать терпила и свидетель» и «передайте Маковецкому, что нужны еще две «палки» по грабежам».
Отработав милицейские связи, чекисты подвели к Маковецкому своего бомжа-наркомана с микрофончиком, который согласился вместе с ним ограбить торговую палатку. После того как преступление было зафиксировано в журнале учета ОВД «Якиманка», Маковецкого задержали в подпольном клубе игровых автоматов недалеко от Ленинградского вокзала. Отпираться он не стал и сразу дал расклады по 40 липовым уголовным делам. Его показания передали в УСБ ГУВД, и вскоре последовали оргвыводы.
Приказом начальника ГУВД Колокольцева руководство ОВД «Якиманка» и несколько оперов были отстранены от занимаемых должностей. Одним из первых собирались арестовать Васильева, но он успел податься в бега. Хотя известно, что накануне майор собирал своих подчиненных и пригрозил расправой тем, кто будет откровенничать со следствием.
Разводка
Необходимо сказать, что отстраненным от должностей рядовым оперативникам уголовная ответственность, скорее всего, не грозила. Васильев, отдававший приказы, сбежал, а начальники поменьше быстренько распихались по другим милицейским конторам. Согласно существующей практике, одним операм собирались объявить выговор, других тихо уволить по собственному желанию. Но не тут-то было!
Кому именно принадлежала идея развести опальных оперов, можно только догадываться. В деле много действующих лиц из числа сотрудников МВД и ФСБ. Однако на сегодня известно, что в разводках самое непосредственное участие принимал старший оперуполномоченный по особо важным делам ОСБ УВД ЦАО (отдел собственной безопасности) Марат Ахмяров. В «особку» он пришел из отдела по расследованию квартирных краж. По версии следствия, Ахмяров предложил замять якобы возбужденное уголовное дело. Цена вопроса: с гаишников — по 30 тыс. долларов. А с оперов — по «десятке» за каждую липовую «палку» в показаниях Маковецкого. Итого — 400 тыс. долларов.
Свою долю сразу заплатили гаишники (сейчас один арестован) и несколько оперативников. А вот с некоторыми вышла заминка, поскольку нужной суммы у них не нашлось. Время шло, а денег все не было. Тогда к делу подключились еще двое разводил — начальник криминальной милиции ОВД «Красносельский» Кадынцев и его старый знакомец — подполковник ФСБ из технической службы Курицын. «Новой» известна фамилия и третьего подельника из УСБ ГУВД, но в интересах следствия нас просили ее не называть.
В кабинете на Лубянке чекист Курицын помахал ксивой перед носом оперов и заявил, что за отдельную плату готов решить все вопросы с ФСБ. Иначе бедолаги сядут надолго.
Если про Курицына ходят разные слухи, то Кадынцев вырос в милицейской семье. Его отец раньше преподавал в Академии управления МВД, а мать работала в Главном командовании внутренних войск МВД РФ. Еще недавно Кадынцев руководил уголовным розыском в УВД ЦАО и его планировали в скором времени назначить начальником ОВД.
— Гнида! — кипятился один из опальных оперативников. — На своих же ребятах, которые зарабатывали ему «палки», решил нажиться.
Но вымогатели явно перегнули теперь уже другую палку. Кто-то написал заявление в управление «М» ФСБ. По другим данным, чекисты сами вышли на оперативников и предъявили телефонные прослушки, где они обговаривали условия передачи денег. При получении второго транша в размере 1 млн 200 тыс. рублей Курицына и Кадынцева задержали (обоих тут же задним числом уволили из органов).
К сожалению, оэсбэшника Ахмярова арестовать не удалось. Он ушел буквально из-под носа оперативников и сейчас скрывается где-то в Крыму (уволен задним числом, при себе имеет травматический пистолет и удостоверение МВД РФ). А жаль, особист мог бы многое рассказать. Например, по чьему указанию действовал и кто еще из сотрудников ОСБ ЦАО, УСБ ГУВД и ФСБ участвовал в преступной цепочке. Одна надежда на арестованных Курицына и Кадынцева. И если они заговорят, полетят такие головы, что мало не покажется. Попутно решается вопрос о привлечении к уголовной ответственности следователя и прокурора, которые слили информацию разводилам.
Кстати, в конце прошлой недели Маковецкого видели в центре столицы под охраной сотрудников ФСБ. Поговаривают, что он вспоминает все новые и новые эпизоды липовых уголовных дел. А это значит, что в ближайшее время следует ожидать новых громких арестов.
Палки, палки, палки…
Сколько уже писалось и говорилось, что погоня за «палками» развращает милицию и порождает все новые и новые фальсификации уголовных дел. Что ради добывания мнимых показателей милиционеры давно забросили реальную борьбу с преступностью, работу с агентурой и уже не проводят многоходовых оперативно-разыскных мероприятий. Им не нужны ценные агенты и осведомители, с которыми нужно кропотливо работать. В большой цене «палкоделы» типа Маковецкого или наркоманы, готовые ради дозы взять на себя любое преступление. По признанию московских оперов, 70% всех раскрытых уголовных дел — это их же подставы.
Опросив действующих и бывших московских оперативников, «Новая» выяснила, что при каждом ОВД работают 5—6 «палкоделов». В большинстве случаев это наркоманы со стажем, хронические алкоголики, тунеядцы либо бомжи. Для поддержания «работоспособности» им периодически выдаются наркотики, спиртное и небольшие суммы денег, взятые из общаков, которые имеются при отделах уголовного розыска. В свою очередь, милицейские общаки пополняются за счет отстежек коммерсантов, «добровольных» взносов потерпевших, задержанных и т. д.
Имеется еще одна пикантная подробность. Большинство сотрудников уголовного розыска УВД ЦАО не имеют легальной регистрации и проживают в полуподвалах или в домах под снос. К примеру, половина все того же отдела на Якиманке обосновалась в аварийном доме по адресу: ул. Даниловская, д. 6. Дом давно снят с городского баланса, и помимо милиционеров в нем обитают бомжи, гастарбайтеры, привокзальные кидалы, проститутки и наркоманы. Квартирную плату собирает некий гражданин, представляющийся работником местной управы.
Господин Нургалиев! Вы кем хотите остаться в народной памяти: министром на бронированном «Мерседесе» S 600 L за 20 млн рублей, при котором в МВД окончательно все прогнило? Или генералом, которого добрым словом будет вспоминать не одно поколение россиян и сотрудников милиции? Ликвидируйте «палочную» систему в МВД и займитесь наконец реальной борьбой с преступностью и профилактикой правонарушений. Нам не нужны ваши «палки» и дутые показатели — ими от ножа или пули не прикроешься!
* На милицейском жаргоне — «раскрытые преступления».
А в это время
Тем временем продолжается скрытое противостояние между начальником ГУВД Москвы Владимиром Колокольцевым и начальником УВД ЦАО Петром Павлюком. 9 апреля 2010 года за неудовлетворительную работу с личным составом Колокольцев отстранил Павлюка от должности, но тот по-прежнему «рулит» управлением и проводит селекторные совещания. Мало того, начальник УВД ЦАО запретил покидать кабинет своему заму по кадрам Быкову, который был отправлен в отставку после ДТП с участием его подчиненного — старшего участкового ОВД «Басманный» Александра Разумных. Тогда в дымину пьяный участковый на личном «Мерседесе» сбил женщину. (Что интересно, в УВД ЦАО про порок Разумных давно знали и даже шутили, что «Саша всегда приходил на службу в трех ипостасях: пьяный, очень пьяный и никакой».) А до этого были арестованы четыре оперативника из ОВД на Пресне — одни прикрывали налетчиков на инкассаторов, другие бомбили бордели с проститутками и вымогали у сутенеров деньги.
Сколько еще удержится в своем кресле генерал Павлюк, неизвестно. По нашим данным, о ситуации в ближайшее время может быть проинформирован президент. Павлюк же через своих кураторов в руководстве МВД и ФСБ старается решить вопрос в свою пользу: начальник УВД ЦАО — очень серьезная должность, чтобы отпускать с нее «своего человека».
Комментарии
Пресс-служба ГУВД г. Москвы:
— Что касается уголовных дел, возбужденных в отношении сотрудников УВД ЦАО, то их расследованием занимается Следственное управление при прокуратуре г. Москвы. Поэтому мы никак не можем прокомментировать ни ход расследования, ни существо предъявленных обвинений, тем более что все это составляет тайну следствия.
По поводу сведений об отставке начальника УВД ЦАО Петра Павлюка можем сообщить следующее: приказа на этот счет нет, генерал Павлюк в настоящее время находится в отпуске.