вооо...это уже интереснее на порядок такие мысли и описание дел...а про 120% канешна понимаю...часть американской культуры и менталитета тоже плотно вошла в Россию после 90-х... :)
честно говоря не знал, что так всё грустно там...но давай теперь разберемся вот в чем...
так ли это грустно...и так ли неправильно... ?
для начала пройдемся по истории всего Христианства...тут все выкладывать смысла нет, поэтому ходим по ссылкам:
История христианства: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D1%85%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0теперь смотрим историю Православия, историю РПЦ и ее структура (обратите внимание на даты):
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8Cоттуда по пунктам:
1.
Связывает своё возникновение с Крещением Руси, когда была создана Киевская митрополия Константинопольского патриархата. Статус автокефалии имеет де-факто
с 1448 года когда Московский поместный собор осудил Флорентийскую унию и поставил на Русскую митрополию Рязанского епископа Иону без предварительных согласований с Константинополем.
2.
В 1589 году патриарх Константинопольский Иеремия II своей Уложенной грамотой
формально подтвердил статус автокефалии и поставил
первого патриарха Московского и всея Руси Иова.
3.
В 1721 году император Пётр I учредил Духовную коллегию, впоследствии переименованную в Святейший Правительствующий Синод, который
стал постоянно действующим церковно-государственным органом управления — под верховной властью императора.
4. Патриаршество было восстановлено решением Всероссийского Поместного Собора
28 октября (11 ноября) 1917; первым патриархом в послесинодальный период был избран святитель Тихон (Беллавин), митрополит Московский.
5.
До февраля 1918 года
Русская церковь имела статус государственного института в Российской империи и выполняла ряд связанных с ним функций.
6.
После революции 1917 года Церковь пережила период гонений.
7. По смерти Патриарха Тихона
в 1925 году, Патриарший престол оставался вакантным
до сентября 1943 года, когда на него был избран митрополит Сергий (Страгородский).
8.
Существующие органы власти и структуры управления сложились в современном виде в середине 1940-х годов на основе признанной
в сентябре 1943 года государственными органами СССР лояльной коммунистическому режиму «староцерковной»
(в противоположность «обновленческому» крылу Российской Церкви) группы иерархов во главе с митрополитом Сергием (Страгородским). Наименование Русская православная церковь было принято как официальное и признано государством
осенью 1943 года, но без наделения статусом юридического лица. Последний был получен в полном объёме
30 мая 1991 года на основании Закона СССР от 1 октября 1990 года «О свободе совести и религиозных организациях» при регистрации Министерством юстиции РСФСР Гражданского устава Русской Православной Церкви.
Легитимность канонической преемственности современной РПЦ от синодальной Церкви
оспаривается альтернативными православными организациями русской традиции, которые обычно полагают Патриаршего Местоблюстителя Петра (Полянского) последним законным предстоятелем поместной Русской Церкви,
а создание современных церковных структу приписывают Сталину, Молотову и полковнику НКГБ Карпову.Современная структура Русской Православной Церкви (Московского Патриархата), порядок формирования её центральных и местных органов управления, их полномочия
определены Уставом Русской Православной Церкви, принятым Архиерейским собором 16 августа 2000 с поправками, принятыми 27 июня 2008 года на Архиерейском Соборе.
Устав Русской Православной Церкви — строго внутренний документ, не регистрировавшийся в Минюсте РФ, а посему
ничтожный с точки зрения действующего законодательства. По мнению протоиерея Павла Адельгейма (РПЦ) и других,
Устав РПЦ 2000 года в ряде своих положений противоречит как действующему российскому законодательству, так и церковному праву.
Ныне действующий, зарегистрированный в минюсте при перерегистрации религиозных объединений в соответствии с новым Федеральным законом
от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (см. пункт 4 статьи 27 Закона), Гражданский Устав РПЦ
нигде не публиковался (Гражданский Устав РПЦ (1991), зарегистрированный в Министерстве юстиции РФ 30 мая 1991 года, был опубликован «Журнале Московской Патриархии»).
Устав определяет Русскую Православную Церковь как «многонациональную Поместную Автокефальную Церковь, находящуюся в вероучительном единстве и молитвенно-каноническом общении с другими Поместными Православными Церквами».
C 17 мая 2007, вследствие подписания Патриархом Московским Алексием II и Первоиерархом РПЦЗ митрополитом Лавром Акта о каноническом общении, «Русская Православная Церковь Заграницей пребывает неотъемлемой самоуправляемой частью Поместной Русской Православной Церкви».
Смысл термина (названия) Поместная Русская Православная Церковь нигде не разъясняется.
Входящие в Русскую Православную Церковь Самоуправляемые Церкви, Экзархаты, епархии, Синодальные учреждения, благочиния, приходы, монастыри, братства, сестричества, Духовные учебные заведения, представительства и подворья
канонически составляют Московский Патриархат.
В канонической зависимости от РПЦ находятся автономные Японская Православная Церковь и Китайская Православная Церковь; последняя фактически прекратила своё существование в конце 1960-х годов.
Согласно Уставу Русской Православной Церкви,
высшими органами церковной власти и управления являются Поместный собор, Архиерейский собор и Священный Синод во главе с Патриархом, обладающие законодательными, исполнительными и судебными полномочиями — каждый в своей компетенции.Поместный Собор созывается в сроки, которые определяются Архиерейским собором или в исключительных случаях Патриархом и Священным Синодом, в составе архиереев, клириков, монашествующих и мирян. Собор решает все вопросы, касающиеся внутренней и внешней деятельности Церкви и избирает Патриарха.
Созван в январе 2009.
Архиерейский Собор составляют все правящие епископы Церкви, а также викарные епископы, возглавляющие Синодальные учреждения и Духовные Академии; по Уставу, созывается не реже одного раза в четыре года; является церковным судом высшей инстанции: в частности, первой и последней инстанцией по догматическим и каноническим отступлениям в деятельности Патриарха Московского и всея Руси.
Патриарх — Предстоятель Церкви имеет титул «Святейший Патриарх Московский и всея Руси». Ему принадлежит «первенство чести» среди епископата Русской Православной Церкви. Имя Патриарха возносится во время богослужения во всех храмах Русской Православной Церкви.
Являясь прямо и непосредственно правящим епископом города Москвы (Московская область находится в непосредственном управлении Патриаршего Наместника — митрополита Крутицкого и Коломенского), Патриарх
обладает определёнными общецерковными административными полномочиями: «вместе со Священным Синодом созывает Архиерейские Соборы, в исключительных случаях — Поместные Соборы, и председательствует на них; <…> заседания Священного Синода; несет ответственность за исполнение постановлений Соборов и Священного Синода; <…> издает указы об избрании и назначении епархиальных архиереев, руководителей Синодальных учреждений, викарных архиереев, ректоров Духовных школ и иных должностных лиц, назначаемых Священным Синодом <…>; награждает архиереев установленными титулами и высшими церковными отличиями;награждает клириков и мирян церковными наградами; утверждает присуждение учёных степеней и званий <…>». Патриарх — Священноархимандрит (Настоятель) Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, а также ряда других монастырей, имеющих статус Патриарших ставропигий.
В части внешних сношений Патриарх «сносится с Предстоятелями Православных Церквей во исполнение постановлений Соборов или Священного Синода, а равно и от своего имени;
представляет Русскую Православную Церковь в отношениях с высшими органами государственной власти и управления».
Сан Патриарха является пожизненным. Кандидатом для избрания в Патриархи может быть только архиерей (епископ) Русской Православной Церкви не моложе 40 лет, имеющий высшее богословское образование и достаточный опыт епархиального управления; вопрос гражданства (подданства) Уставом не оговорён.
Право суда над Патриархом, а также решение об уходе его на покой принадлежит Архиерейскому Собору. В случае кончины Патриарха или невозможности выполнения им своих обязанностей (уход на покой, нахождение под церковным судом и т. п.) Священный Синод под председательством старейшего по хиротонии постоянного члена Священного Синода
немедленно избирает из числа своих постоянных членов Местоблюстителя патриаршего престола. Процедура избрания Местоблюстителя устанавливается Священным Синодом.
Московская Патриархия — учреждение Русской Православной Церкви, объединяющее структуры, непосредственно руководимые Патриархом.
Священный Синод состоит из председателя — Патриарха (Местоблюстителя), семи постоянных и пяти временных членов — епархиальных архиереев.
Временные члены вызываются на полугодичные сессии из числа епархиальных архиеерев в порядке очередности.
Как правило, заседания Синода являются закрытыми. Рассматриваемые
вопросы решаются общим голосованием или большинством голосов. Воздержание от голосования не допускается.
Архиерейский Собор
26 июня 2008 года утвердил «Положение о церковном суде Русской Православной Церкви» и предложенные изменения в Уставе Русской Православной Церкви, согласно которым
судебная система РПЦ включает 3 инстанции: епархиальные суды, Общецерковный суд и Суд Архиерейского Собора, а также высшие церковно-судебные инстанции Русской Православной Церкви Заграницей и Самоуправляемых Церквей.
Конкретными сферами общецерковных дел ведают синодальные учреждения, которые создаются или упраздняются по решению Поместного или Архиерейского соборов Священным Синодом. Крупнейшее синодальное учреждение —
Отдел внешних церковных связей, играющий ведущую роль во всех контактах Патриархии как за рубежом, так и внутри РФ. Согласно Главе XIV Устава РПЦ, «высшая церковная власть осуществляет свою юрисдикцию» над «церковными учреждениями в дальнем зарубежье» через
Отдел внешних церковных связей.
C 31 марта 2009 года существует также Секретариат Московской Патриархии по зарубежным учреждениям — «в помощь Патриарху Московскому и всея Руси для осуществления канонического, архипастырского, административного, финансового и хозяйственного попечения о зарубежных учреждениях Русской Православной Церкви».
С 22 ноября 1990 года существуют Отдел по религиозному образованию и катехизации (глава Отдела — архимандрит Иоанн (Экономцев)) и
Отдел по церковной благотворительности и социальному служению (глава — митрополит Сергий (Фомин)).
В июле 1995 был создан Синодальный Отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениям, возглавляемый с 17 июля 2001 года протоиереем Димитрием Смирновым.
31 марта 2009 года решением Священного Синода
был образован Синодальный отдел по взаимодействию Церкви и общества, во главе которого был назначен протоиерей Всеволод Чаплин.
Основная территориальная единица — епархия, возглавляемая епархиальным архиереем (епископом) и
объединяющая находящиеся на данной территории приходы (приходские общины), объединённые в благочиния и монастыри. Границы епархий определяются Священным Синодом
с учётом административно-территориального деления областей, краёв, республик. Органами епархиального управления являются Епархиальное собрание и Епархиальный совет, при содействии которых архиерей управляет епархией.
Основная структурная единица церковного устройства —
приход — община православных христиан, состоящая из клира и мирян (прихожан), объединённых при храме. Во главе прихода стоит
настоятель храма,
назначаемый епархиальным архиереем для духовного руководства верующими и управления причтом и приходом.
Органами приходского управления являются возглавляемое настоятелем Приходское собрание, Приходской совет (исполнительный орган, подотчетный Приходскому собранию, состоящий из председателя — церковного старосты, его помощника и казначея) и Ревизионная комиссия.
Каждый приход, монастырь, епархиальное управление или учебное заведение зарегистрировано Росрегистрацией как самостоятельное юридическое лицо, которое, с точки зрения законодательства РФ, вправе самостоятельно распоряжаться своим имуществом.
Однако, глава XV Устава гласит:
«Порядок владения, пользования и распоряжения имуществом, принадлежащим Русской Православной Церкви на правах собственности, пользования и на иных законных основаниях определяется настоящим Уставом, правилами, утвержденными Священным Синодом и „Положением о церковном имуществе“».
Никакой информации о реальном существовании документа с таким названием нет. Пункты же 18-й — 20-й и 26-й — 30-й указанной главы Устава определяют Русскую Православную Церковь
как конечного обладателя прав собственности и распоряжения имуществом, находящимся в ведении её епархий, приходов, монастырей, Духовных учебных заведений, братств и сестричеств.
Существенная исторически беспрецедентная особенность положения РПЦ
после 1991 года (распада СССР) — транснациональный характер её исключительной юрисдикции в пределах бывшего СССР (без Грузии):
впервые за всю историю своего бытия Московский Патриархат полагает своей «канонической территорией» (термин был введён в оборот в 1989 году) территорию множества суверенных и независимых государств. Как следствие, её административно-канонические подразделения (см. выше), находясь в разных странах, функционируют в весьма различных государственно-правовых, общественно-политических и конфессионально-культурных условиях.
_____________________________________
РПЦ не ведёт учёта количества своих членов или посещаемости богослужений.
_____________________________________
Из доклада Патриарха Алексия II на Архиерейском Соборе
24 июня 2008 года: «В 2007 г. только
55 епархиальных управлений перечислили взносы в Московскую Патриархию на общецерковные нужды, причем размер взносов некоторых епархий настолько мал, что сопоставим со взносом маленьких храмов Москвы, расположенных в центре, где почти нет жителей. За период, прошедший после Архиерейского Собора 2004 г., расходная часть общецерковного бюджета увеличилась на
55 %. Основные затраты связаны с содержанием духовных учебных заведений —
46 %, а взносы епархий покрывают
лишь 29 % этих расходов или ровно половину годовой сметы МДАиС.
За прошедший год все вместе взятые епархии перечислили в общецерковный бюджет в 3 раза меньше, чем храмы Москвы.»
это, что касается истории и структуры РПЦ...я думаю есть о чем подумать, особенно в свете заявлений Патриарха о тысячелетней истории Православия на Руси...как бы априори "подрузамевая" канешна и РПЦ...так как "57% православных" скорее всего таких моментов вообще не знают...
странно, но многие даты в выстраивании структуры РПЦ вообще стоят после 1989 г...а часть дат - после избрания нового патриарха, т.е. 2009 г... :)
я этого не знал...спорю, что и многие из вас удивились... :)
особенно понравился пункт
"РПЦ не ведёт учёта количества своих членов или посещаемости богослужений"...т.е. РПЦ, законодательно отделенная от государства, учитывает только данные государственной переписи населения и указания этим населением пункта "Вероисповедание"...кстати вспомните, как эта перепись проводилась, и какие пункты мы еще там указывали... :)
но так как РПЦ идет к нам, значит мы идем к РПЦ... :)