Королевский марс
Главный конструктор ОКБ-1 Сергей Павлович Королев (1907-1966) - символ отечественного ракетостроения и практической космонавтики. И в то же время есть аспекты его многогранной деятельности, которые для широкой публики остались практически неизвестными, в их числе - один из самых грандиозных проектов XX века - пилотируемая экспедиция на Марс. Факты и документы предоставлены непосредственным разработчиком марсианского проекта Владимиром Евграфовичем Бугровым. Прежде всего рассекреченная «совсекретная» рабочая тетрадь, содержащая черновые расчеты по всем принципиальным техническим вопросам проекта, - неопровержимое доказательство реальных разработок темы. Это позволяет по-новому взглянуть на некоторые эпизоды истории отечественной космонавтики и жизни гениального конструктора.
Цитируется по статье Марата Гельмана.
Марсианский проект Сергея Павловича -это вершина его творчества, к которой он целеустремленно шел всю жизнь. Еще до начала пилотируемых полетов, сразу после стартов первых спутников, Королев намечает фантастическую цель - разогнать корабль с человеком до второй космической скорости, вырваться за пределы земного тяготения и отправить его в околосолнечное пространство на другую планету.
После предварительных проработок, проведенных в руководимом С.П.Королевым ОКБ-1, 23 июня 1960 года выходит совместное постановление ЦК КПСС и СМ СССР «О создании мощных ракет-носителей, спутников, космических кораблей и освоении космического пространства в 1960-1967 годах». Оно, в частности, предписывало проведение работ по созданию новой космической ракетной системы со стартовой массой 1000-2000 тонн, обеспечивающей вывод на орбиту вокруг Земли тяжелого межпланетного корабля (ТМК) массой 60-80 т. Главным конструктором межпланетного ракетно-космического комплекса становится СП. Королев.
Надо отметить, что в ОКБ-1 рассматривались различные варианты межпланетных кораблей. Но разработанный Королевым на основании этого постановления проект экспедиции к Красной планете является единственным и официальным в нашей стране по настоящее время. В июле 1962 года Королев и межведомственная комиссия под председательством президента Академии наук СССР М.В. Келдыша утверждают состав эскизного проекта по ракете-носителю Н1. Основное ее назначение - пилотируемый полет на Марс, и задумывалась она как марсианская, а не как лунная, как сейчас ее представляют. Полеты на Луну рассматривались лишь как этап отработки марсианского путешествия.
В ОКБ-1 с 1960 по 1964 год, до выхода злополучного постановления правительства по Луне, марсианской экспедицией занимался проектный отдел № 9, руководимый заместителем и соратником СП. Королева - М.К. Ти-хонравовым - главным идеологом пилотируемого полета на Марс. А конкретнее - сектор под руководством Г.Ю. Максимова.
Облик марсианского пилотируемого ракетно-космического комплекса с различными весовыми характеристиками окончательно был сформирован к 1964 году - лишь на четвертый год проектирования. Он состоял из марсианского пилотируемого космического комплекса (МПКК) - для полета к Красной планете, высадки экипажа на ее поверхность и возвращения на Землю; межпланетного ракетного комплекса (МРК), где в качестве основного элемента использовалась сверхтяжелая трехступенчатая ракета-носитель Н1, а также технического, стартового комплексов и других наземных сооружений. МРК должен был выводить на околоземную монтажную орбиту семи десятипятитонные (в дальнейшем девяностопятитонные) блоки, из которых предполагалось собрать там марсианский комплекс. Для сборки МПКК на орбите был предусмотрен монтажный отсек сферической формы с шестью или восемью стыковочными узлами. К нему с одной стороны стыковались марсианский орбитальный комплекс (МОК) и марсианский посадочный комплекс (МПК), с другой - разгонный ракетный комплекс в виде центрального и 4-6 боковых модулей, который обеспечивал старт МПКК с монтажной орбиты и выведение его на траекторию полета к Марсу.
В состав МОК входили тяжелый межпланетный корабль и разгонный ракетный блок (РРБ) для разгона его с орбиты спутника Марса на траекторию полета к Земле, а МПК состоял из тормозных и посадочных устройств, посадочной ракеты и марсианского корабля с двухступенчатой взлетной ракетой и капсулой возвращения.
По расчетам специалистов, собрать (состыковать) на орбите комплекс массой в 400-500 тонн необходимо было при 4-6 запусках ракет-носителей Н1 в течение года. Все его составные части должны были проходить полный цикл проверок и испытаний, аналогичных заводским, выполняемых специальными бригадами космонавтов из числа опытных специалистов ОКБ-1, головного завода и космодрома. Бригады планировалось доставлять на орбиту на кораблях типа «Союз». После завершения предстартовой подготовки они возвращались на Землю.
Экипаж прибывал на ТМК заранее и лично проводил подготовку и запуск замкнутого биолого-технического комплекса, а также проверку всех систем корабля. Марсианский трехместный комплекс после выведения с околоземной орбиты на траекторию полета к Марсу совершал автономный полет, постоянно поддерживая ориентацию на Солнце и связь с Землей. Блок, в котором размещался экипаж при полете к Марсу и обратно, представлял собой единую конструкцию и понимался как собственно тяжелый межпланетный корабль. В его состав входили орбитальный модуль, корректирующая двигательная установка (КДУ) и возвращаемый на Землю спускаемый аппарат (СА) весом около двух тонн (почти 0,5% от начального веса комплекса на орбите искусственного спутника Земли).
Переход с траектории полета к Mapсу на орбиту его спутника в этом варианте проекта выполнялся за счет аэродинамического торможения комплекса в марсианской атмосфере. На орбите, после необходимых проверок и подготовки, два члена экипажа перемещались в капсулу возвращения марсианского корабля. Посадочный комплекс отделялся от орбитального, сходил с орбиты, спускался в атмосфере, тормозил и мягко садился на поверхность Марса.