Другой Гришковец.

01 апреля 2006 года
00
Писатель Гришковец - всякий раз иной. Повесть «Рубашка» с тщательно выстроенным сюжетом и открытым финалом. «Реки» - неизвестно что: повесть, эссе, мемуар, поэма в прозе - где открыты и финал, и начало, и кульминация: прямо-таки распахнуты и бескрайни, как его Сибирь, о которой речь. Теперь - рассказы, тоже очень различные: и лирические монологи героя-автора («Другие»), и новелла на грани притчи («Погребение ангела»), и едва ли не анекдотическая зарисовка («Лечебная сила сна»), и психологическая история с тщательным и подробным погружением в глубины души («Планка»).
Повествование может идти и от первого, и от третьего лица, но это всегда безошибочно Гришковец. Общее в разных Гришковцах - читательское восприятие. Он (они?) вызывает внятную, сырую, честную эмоцию - просто смех и просто слезу.
От всего этого Гришковец литературный (как и Гришковец театральный), с трудом подпадает под привычную классификацию, на него не клеится этикетка. Он не встраивается, как не встроить ни в какое фиксированное искусство кусок жизни. Он отважно решился приблизить, даже попытаться совместить художество и нелепо-невнятную повседневность.
Гришковец пишет «как в жизни» - запинаясь, спотыкаясь, путаясь. В нем узнаешь свои, никогда никому не произнесенные слова, недодуманные мысли, невыраженные чувства. Попадания точны: болезненные, как укол, и радостные, как поцелуй. Такое встраивать никуда не хочется.
Обыденное и очень хорошо знакомое опознается как исповедальное и неожиданное.
«...Плохая и однообразная еда, грубость и унижение, унижение бессмысленными делами, которых было много. Оказывается, я привык к этому. Я даже привык всё это ненавидеть...»
Или уж совсем неопределимо-бытовое.
«Он готовил еду, комфортно звучало радио… Дима открыл бутылку вина, в голове летали какие-то спокойные, разрозненные слова типа: «неплохо» или «вот ведь…», или « ё-моё»... Дима позвонил одной своей знакомой, не дозвонился и успокоился окончательно».
Всё это при чтении не столько воспринимается, сколько узнается. Так с возрастом понимаешь, что если любишь путешествия, то постепенно попадание в знакомые места начинает волновать не меньше, а затем и больше, чем места новые. Узнавание становится ценнее новизны, переживание пережитого - значительнее первопроходчества. Это объяснимо: ты видишь себя изменившегося в старых декорациях, и по прежним отметинам строится график твоей души. Так персональные откровения Гришковца, совпадая с твоими, напоминая о твоих - будоражат и пополняют твое знание о себе. Его авторский личный опыт - благодаря точному художественному чутью - делается способом освоения нашего общего чувственного опыта.
При этом проза Гришковца - всегда конкретна и изобразительна. Стиль подчинен стремлению ухватить «кусок жизни» в его каждодневной правдивости.
«Сразу же меня отправили в учебный отряд («учебку») Тихоокеанского флота, чтобы изучить военную специальность. Полгода я должен был изучать торпеды...»
Разумеется, здесь не недосмотр: «изучать», а через пять слов - «изучить». Исправить было бы легче легкого. Но тут господствует принцип звучащего - то есть, жизненного - слова: звучание не боится повторов, рассказчик знает, что не обязательно и даже противопоказано всегда искать синонимы. Пишущий себя читает, рассказывающий себя слышит.
«Двоих сняли с поезда в Комсомольске-на-Амуре, одного с сильной температурой, другого из-за попытки украсть что-то на вокзале в Комсомольске-на-Амуре».
Опять повтор. Опять принцип звучания. Требование ритма важнее канонов стилистики. Кроме того - такое неловко даже произнести в приличном литературном обществе - автор хочет, чтобы его поняли. Нет, он не делает поблажек, не подлаживается, но и не возводит барьеров. Читатель чувствует, что ему доверяют.
В одном интервью Гришковец откровенно говорил о «страшной, изнурительной писательской работе, когда тебе не хватает скорости записывания, текст сочится через ручку очень медленно, а там в это время шевелятся мозги... То есть буквально не хватает скорости, и нужно еще удерживать объемы, чтобы они не ушли, не стерлись, не завис внутренний компьютер и так далее». Писательская манера и техника Гришковца - вся на преодолении этой «страшной» письменной работы: зря, что ли, он столько лет и так блистательно работает в устной словесности - своем ни на что не похожем театре.
Соблазнительно счесть, что именно непохожесть, особость Гришковца и обусловила ту мировоззренческую основу его нынешней прозы, которая обозначена в названии открывающего книгу рассказа - «Другие».
«Я помню, как я обнаружил, что есть другие. Другие люди! Помню, как случилось это, столь, казалось бы, очевидное открытие. Мне открылось, что все люди другие. Не такие же, как я, а другие. Все! И мир не населён мною, размноженным на миллиарды людей. Все другие люди они совершенно другие, а я другой для них. Вот так!»
Фирменный знак Гришковца - он не боится и не стесняется признаться в «очевидном открытии». По-настоящему существует только пережитое, а не узнанное.
То, что все другу другу - другие, надолго обескураживает и поражает, тем более что подтверждается многообразно на каждом шагу.
«Джамал не понимал и не собирался понимать, что перловая каша и макароны это еда, и ее можно есть».
Инакость так сильна, что речь идет едва ли не о видовом отличии одного человеческого существа от другого.
«Тот, кто знает отдаленные от цивилизации посёлки, в которых в основном живут разнообразные военные и печальные гражданские лица, он может себе этот посёлок представить. Типичный такой посёлок. А тот, кто не знает, тот не сможет представить себе этот ужас и безысходность. Не сможет, сколько бы я это ни описывал».
То же самое: можно посвятить толстые тома образу жизни земноводных или птиц, но прочувствовать это не дано.
Непреходящее ошеломление от того, что все другие, и ты другой - выстраивает книгу рассказов Гришковца. В трогательном «Погребении ангела», где картину внезапно открывшегося человеческого мира по-новому сдвигает смерть собаки. Или в завершающей сборник «Планке», где вообще никто никого не только не понимает, но и в принципе не может понять. Это мироощущение высказывается убедительно - и когда косвенно, опосредованно, и когда напрямую, как в первых рассказах.
«Впереди были два с половиной года. Но они казались бесконечными. Я почувствовал, что это всё навсегда. И даже не корабль и служба… А всё это… Всё это… Жизнь, наполненная какими-то обязанностями, занятиями, делами и людьми. Мне нужно будет жить среди и вместе со всеми людьми. Почему я раньше делал это и жил среди людей, но никогда не думал, что мне приходится это делать. А этот корабль, эту форму, которую я ношу, эту еду, которую я ем, правила, уставы, законы и даже слова придумали другие люди. А они ведь другие. Они другие! Они даже не то, что не такие, как я, они просто не я! И так было и так будет. Так я и буду жить…»
Так понимать, так чувствовать - и так жить. «Надо жить, дядя Ваня». Простое повседневное мужество. Об этом, по сути дела, новая книга Евгения Гришковца, нашедшего подходящие слова и, главное, верную интонацию - ей веришь.
У Гришковца удобная фамилия - так и следует называть тот непохожий жанр, в котором он работает, чем бы ни занимался, такой вид литературы и искусства. И этот жанр - Гришковец, «гришковец» - всякий раз другой: и в его писательском смысле, и в нашем читательском.

(c) Петр Вайль
01 апреля 2006 года
00
20 минут назад разбудил звонок - это был мой друг, работающий в "Буквоеде". Сегодня туда завезли "Планку", возможно уже сегодня эта книга будет на развале. После обеда рву когти.=)

Цитировать — Сообщение №2
03 апреля 2006 года
00
Цитата:
Первоначальное сообщение от Mupy-Mup
20 минут назад разбудил звонок - это был мой друг, работающий в "Буквоеде". Сегодня туда завезли "Планку", возможно уже сегодня эта книга будет на развале. После обеда рву когти.=)


Приобрел данный сборник 31-ого в пятницу на ленинградском вокзале столицы нашей родины. Уже прочитано.
Имхо, ровненько, качественно, но не шедеврально.
Порадовал рассказ "Лечебная сила сна", прям себя там улицезрел:)


Цитировать — Сообщение №3
28 апреля 2006 года
00
Цитата:
Первоначальное сообщение от Рыбалка в Америке
Приобрел данный сборник 31-ого в пятницу на ленинградском вокзале столицы нашей родины. Уже прочитано.
Имхо, ровненько, качественно, но не шедеврально.
Порадовал рассказ "Лечебная сила сна", прям себя там улицезрел:)


Этот рассказ соответствует времени. Вот про "моряков и летчиков" он уже утомил писать. Скоро тошнить начнет.


Цитировать — Сообщение №4
28 апреля 2006 года
00
Гораздо интересней смотреть его спектакли. Советую.

Цитировать — Сообщение №5
28 апреля 2006 года
00
Цитата:
Первоначальное сообщение от Kun-Lao
Гораздо интересней смотреть его спектакли. Советую.


Рекомендую! Но тоже скоро сдуется. Как моряки, как летчики...
UPD: в "Планете" замечательно смотрелась девушка. Развитие в этом направлении очень интересует меня, но меньше чем "Гришковец без Гришковца".


Цитировать — Сообщение №6
28 апреля 2006 года
00
Если есть полная "Планета" и возможность скинуть на дату, будьте так любезны.. :) А то у нас на сегменте лежит, но не полностью.. Обрывается буквально на полуслове.. Обидно.

Цитировать — Сообщение №7
28 апреля 2006 года
00
У нас на новлайне лежит "Планета" с незапамятных времен.
Еще есть "Одновременно" и "Как я собаку съел".

Цитировать — Сообщение №8
28 апреля 2006 года
00
"Одновременно" и "Как я съел собаку" смотрела.. А вот "Планеты" нет.. И Новлайна тоже..

Цитировать — Сообщение №9
Эта тема закрыта, так как последнее сообшение было оставлено больше года назад.