Тоже об изменениях и дополнениях
В связи с появлением новых видов продаж и развитием потребительского рынка закон, защищающий интересы потребителей, уже давно требовал обновления. Принятый не так давно закон "О техническом регулировании", регламентирующий вопросы безопасности и качества товаров, стал своего рода пусковым механизмом для разработки поправок в закон "О защите прав потребителей". О том, какие именно изменения планируется внести в этот закон корреспонденту БПИ Ульяне Власенко рассказала главный юридический советник Института национального проекта "Общественный договор" Диана Сорк.
По словам Дианы Сорк, основное внимание во время работы над поправками уделяется приведению закона "О защите прав потребителей" в соответствие с новым законом "О техническом регулировании", Гражданским кодексом, а также устранению прежних недоработок и пробелов, в частности, внесению редакционной и технической правки.
Однако не обошлось и без абсолютно новых положений, связанных в первую очередь с появлением новых видов обслуживания потребителей. В первую очередь речь идет о дистанционной продаже товара, т.е. продаже товара потребителю вне места торговли. Как пояснила Диана Сорк, "речь идет о тех случаях, когда покупатель, например, где-то на презентации заключает договор на приобретение туристической путевки, приходит домой и понимает, что на него было оказано мощное психологическое давление, и не заключить этот договор там было очень сложно. Либо покупатель заключает договор, посмотрев телепередачу вроде "Магазина на диване", и тогда товар, заказанный по телефону, ему привозят домой". Если спустя некоторое время после покупки покупатель понимает, что она ему не нужна, то у него, согласно законопроекту, появится право на отказ от договора, который заключен вне места стационарной торговли в течение 7 дней.
Другим принципиально новым положением является регулирование продажи генетически модифицированной продукции. Конечно, "потребителю нельзя запретить пользоваться генетически модифицированными продуктами, но он должен быть предупрежден о содержании этого продукта, и иметь возможность осознанно делать выбор", - говорит Диана Сорк. В законопроекте описаны требования к информации о такой продукции, несоблюдение которых повлечет за собой наложение на продавца административного взыскания.
Также, в случае принятия поправок в законе появится новый пункт, запрещающий ввоз на территорию России предназначенных для потребителя товаров в случае отсутствия на территории РФ зарегистрированного представительства иностранного изготовителя либо лица, которое принимает на себя ответственность перед потребителем. Как пояснила юрист, это связано с участившимися случаями покупки товаров иностранного происхождения, когда в случае их неисправности потребитель оказывается в ситуации, когда предъявить свои требования просто не к кому. "Предположим, покупатель приобрел автомобиль, и, если у него возникли проблемы, выясняется, что на территории России такого магазина уже нет, а зарегистрированного представительства на территории России нет. В данном случае претензии можно предъявлять только в головной офис компании, который находится за границей". Для потребителя эта очень хорошая норма, она предполагает дополнительную защиту, кроме того, в ее развитие правительством должен быть утвержден подробный перечень запрещенных к ввозу товаров, но, в любом случае, речь идет только о технически сложных товарах: автомобилях и бытовой техники. "Появление этого пункта не значит, что в России каждый завод должен зарегистрировать свое представительство, достаточно будет поручить зарегистрированной на территории РФ организации заниматься рассмотрением претензий", - пояснила Диана Сорк.
Впервые в законе будет сделана попытка установить запрет на так называемые пирамиды и разные пирамидальные схемы продаж. Диана Сорк рассказала, что в законопроекте "запрещается деятельность, направленная на передачу потребителям товаров и услуг или денежных средств, при которых изготовитель получает основной доход не от реализации товаров, а от привлечения новых участников деятельности. Это первоначальный текст статьи, весьма спорный и его нужно сильно дорабатывать". Но с тем, что такая статья нужна, согласны практически все эксперты и разработчики законопроекта. Причем, такие компании как Орифлэйм, Гербалайф под действие новых положений попадать не будут, поскольку относятся к компаниям с прямыми продажами. Речь идет о доходе, полученном путем привлечения средств, а не от продажи продукта.
Другой новый пункт, появившийся в законе, по мнению Дианы Сорк, касается больше юристов, поскольку речь идет о праве на возмещение неустойки за нарушение прав потребителя с отсрочкой по исполнению требования потребителя. В Гражданском кодексе есть право эту неустойку снизить, в связи с чем, суды, по истечению длительного срока сильно снижают сумму этих взысканий. И ответчику получается выгоднее три года тянуть время и после этого он фактически не несет никакого наказания. В законопроекте появились четкие критерии, по которым может быть снижена неустойка, и не учитывать эти критерии теперь суд не сможет, сумма неустойки будет зависеть от продолжительности просрочки, от степени нуждаемости потребителя в товаре, от последствий продажи некачественного товара потребителю.
Остальные изменения, по словам Дианы Сорк, касаются приведения закона в соответствие с Гражданским кодексом и законом "О техническом регулировании". В соответствии с этими поправками повышается ответственность продавцов, а также определяется механизм отзыва с рынка непригодного товара. Кроме того, уточняется, какой именно срок для удовлетворения требований потребителя будет считаться "разумным", а когда требование необходимо выполнить "незамедлительно".
По словам Дианы Сорк, основное внимание во время работы над поправками уделяется приведению закона "О защите прав потребителей" в соответствие с новым законом "О техническом регулировании", Гражданским кодексом, а также устранению прежних недоработок и пробелов, в частности, внесению редакционной и технической правки.
Однако не обошлось и без абсолютно новых положений, связанных в первую очередь с появлением новых видов обслуживания потребителей. В первую очередь речь идет о дистанционной продаже товара, т.е. продаже товара потребителю вне места торговли. Как пояснила Диана Сорк, "речь идет о тех случаях, когда покупатель, например, где-то на презентации заключает договор на приобретение туристической путевки, приходит домой и понимает, что на него было оказано мощное психологическое давление, и не заключить этот договор там было очень сложно. Либо покупатель заключает договор, посмотрев телепередачу вроде "Магазина на диване", и тогда товар, заказанный по телефону, ему привозят домой". Если спустя некоторое время после покупки покупатель понимает, что она ему не нужна, то у него, согласно законопроекту, появится право на отказ от договора, который заключен вне места стационарной торговли в течение 7 дней.
Другим принципиально новым положением является регулирование продажи генетически модифицированной продукции. Конечно, "потребителю нельзя запретить пользоваться генетически модифицированными продуктами, но он должен быть предупрежден о содержании этого продукта, и иметь возможность осознанно делать выбор", - говорит Диана Сорк. В законопроекте описаны требования к информации о такой продукции, несоблюдение которых повлечет за собой наложение на продавца административного взыскания.
Также, в случае принятия поправок в законе появится новый пункт, запрещающий ввоз на территорию России предназначенных для потребителя товаров в случае отсутствия на территории РФ зарегистрированного представительства иностранного изготовителя либо лица, которое принимает на себя ответственность перед потребителем. Как пояснила юрист, это связано с участившимися случаями покупки товаров иностранного происхождения, когда в случае их неисправности потребитель оказывается в ситуации, когда предъявить свои требования просто не к кому. "Предположим, покупатель приобрел автомобиль, и, если у него возникли проблемы, выясняется, что на территории России такого магазина уже нет, а зарегистрированного представительства на территории России нет. В данном случае претензии можно предъявлять только в головной офис компании, который находится за границей". Для потребителя эта очень хорошая норма, она предполагает дополнительную защиту, кроме того, в ее развитие правительством должен быть утвержден подробный перечень запрещенных к ввозу товаров, но, в любом случае, речь идет только о технически сложных товарах: автомобилях и бытовой техники. "Появление этого пункта не значит, что в России каждый завод должен зарегистрировать свое представительство, достаточно будет поручить зарегистрированной на территории РФ организации заниматься рассмотрением претензий", - пояснила Диана Сорк.
Впервые в законе будет сделана попытка установить запрет на так называемые пирамиды и разные пирамидальные схемы продаж. Диана Сорк рассказала, что в законопроекте "запрещается деятельность, направленная на передачу потребителям товаров и услуг или денежных средств, при которых изготовитель получает основной доход не от реализации товаров, а от привлечения новых участников деятельности. Это первоначальный текст статьи, весьма спорный и его нужно сильно дорабатывать". Но с тем, что такая статья нужна, согласны практически все эксперты и разработчики законопроекта. Причем, такие компании как Орифлэйм, Гербалайф под действие новых положений попадать не будут, поскольку относятся к компаниям с прямыми продажами. Речь идет о доходе, полученном путем привлечения средств, а не от продажи продукта.
Другой новый пункт, появившийся в законе, по мнению Дианы Сорк, касается больше юристов, поскольку речь идет о праве на возмещение неустойки за нарушение прав потребителя с отсрочкой по исполнению требования потребителя. В Гражданском кодексе есть право эту неустойку снизить, в связи с чем, суды, по истечению длительного срока сильно снижают сумму этих взысканий. И ответчику получается выгоднее три года тянуть время и после этого он фактически не несет никакого наказания. В законопроекте появились четкие критерии, по которым может быть снижена неустойка, и не учитывать эти критерии теперь суд не сможет, сумма неустойки будет зависеть от продолжительности просрочки, от степени нуждаемости потребителя в товаре, от последствий продажи некачественного товара потребителю.
Остальные изменения, по словам Дианы Сорк, касаются приведения закона в соответствие с Гражданским кодексом и законом "О техническом регулировании". В соответствии с этими поправками повышается ответственность продавцов, а также определяется механизм отзыва с рынка непригодного товара. Кроме того, уточняется, какой именно срок для удовлетворения требований потребителя будет считаться "разумным", а когда требование необходимо выполнить "незамедлительно".