Круговое движение.
Практически во всех крупных городах нашей страны на пересечениях густых транспортных потоков имеются развязки с круговым движением. Несмотря на высокую стоимость их строительства, они обладают рядом преимуществ по сравнению с регулируемыми перекрестками, так как при достаточно высокой пропускной способности преодолеваются на небольших скоростях, надежно разделяют встречные транспортные потоки и тем самым исключают превышение скорости и лобовые столкновения, которые не редкость на больших регулируемых перекрестках.
Поскольку в Правилах дорожного движения нет специального раздела по проезду круговых развязок, повсеместно получивших название кольцо, многие водители на них испытывают затруднения и становятся авторами аварийных ситуаций. Такие затруднения - результат отношения многих водителей к кольцу, как к особому виду перекрестка. Однако это не так.
Кольцо - это несколько компактно расположенных перекрестков очень часто имеющих различные приоритеты для движения по одним и тем же направлениям. Чтобы избежать затруднений в определении приоритета при проезде кольца, нужно рассматривать его каждое пересечение с примыкающей дорогой как отдельный перекресток, проезд которого регулируется соответствующими знаками дорожного движения.
Подъезжая к кольцевой развязке, обратите внимание на висящие перед ней знаки дорожного движения и определите приоритеты транспортных потоков на въезде и предполагаемом месте выезда с кольца.
Если перед кольцом имеется только знак 4.3 "Круговое движение", подъезжающий имеет приоритет перед транспортными средствами движущимися по кольцу, поскольку это пересечение - нерегулируемый равнозначный перекресток и въезжающий на кольцо является для транспорта на кольце помехой справа. В результате транспорт на кольце должен остановиться и пропустить въезжающего. Въехав без помех на кольцо и двигаясь по нему вам придется также останавливаться на других его пересечениях и пропускать въезжающих.
Теперь остается вопрос о приоритете при съезде с кольца. Он регулируется пунктами ПДД для проезда и маневрирования на перекрестке равнозначных дорог. Поэтому, если вы двигались в правом ряду - съезжайте с кольца без помех, а если в левом, то заранее включив сигнал правого поворота перестройтесь в правый ряд кольца или без перестроения пропустите транспорт первого ряда, который продолжает движение по кольцу и выезжайте во второй ряд примыкающей дороги, чтобы не прижимать к бровке выезжающих с кольца в первом ряду.
В том случае, если перед кольцом висят знаки 4.3, 2.4 "Круговое движение" и "Уступите дорогу", нужно въезжать на кольцо пропустив транспорт, который по нему уже движется. Въезжать с правого ряда примыкающей дороги проще, поскольку достаточно, чтобы только этот ряд был свободен. Въехав на кольцо и не меняя ряда, вы можете ездить по нему сколько угодно: въезжающие на кольцо и съезжающие из его левых рядов автомобили должны пропускать вас, поскольку вы не маневрируя двигаетесь по главной дороге. Съезжать с кольца надо точно так же, как и в первом случае.
Если кольцевая развязка находится на пересечении различных по интенсивности транспортных потоков, часть ее может быть главной дорогой, а часть перекрестков, образованных кольцом и примыкающими к нему дорогами будут равнозначными. На въездах такого кольца кроме знака "Круговое движение" висят таблицы, указывающие на приоритет для въезжающих с различных направлений. Въезжая на второстепенную часть кольца, вы пользуетесь преимуществом, а, соответственно, на главную - должны уступить дорогу. Двигаясь по той части кольца и съезжая с него по направлению, которое на схеме перед въездом обозначено как главное, вы пользуетесь преимуществом даже перед тем транспортом, который продолжает движение по кольцу, поскольку этот транспорт, хотя и продолжает движение по кольцу, но покидает главную дорогу, выезжая на второстепенную часть кольца.
Особо нагруженные кольцевые развязки, склонные к образованию пробок в часы пик, могут дополняться светофорами, позволяющими группировать подъезжающие машины в сплошные потоки, ограниченные по длине временем зеленого сигнала и тем самым поднимающие среднюю скорость движения по кольцу вместе со значительным увеличением пропускной способности последнего.
Часто водители, едущие по внутренней части кольца, которое обозначено на въезде как главная дорога, ведут себя по отношению к транспорту, въехавшему в первый свободный ряд кольца достаточно бесцеремонно, хотя тот, въехав на кольцо, уже находится на главной дороге. Они, например, съезжают с кольца пересекая ему путь и видимо считая, что имеют право приоритета, так как раньше въехали на кольцо.
Мне не раз доводилось видеть, как водитель въехавшего на кольцо троллейбуса по многу раз дергался пытаясь продолжить движение на ближайшем от въезда пересечении, а у него под носом один за другим лихо съезжали с главной дороги на второстепенную легковые автомобили, а некоторые из них при этом возмущенно сигналили. Приходилось видеть и другого типа картины, когда следующий по первому ряду кольца автобус бил в бок автомобиль, пытающийся пересечь ему курс для съезда с кольца на второстепенную дорогу. Формально водитель автобуса был полностью прав.
С.С.Шопп. Август 1994г.
Дата публикации: 01.12.2001
Техника вождения
/есть о кольцах в правилах, нет о кольцах в правилах... считайте их хоть рогом бараним) но если по питерской поедешь прямо (например от центра) через кольцо по левой полосе и получишь в правую бочину от тоже едущего по питерской но сворачивающего на григорово - будешь виновником.