Что пишут британские газеты о Мих.Мих.Прусаке

07 апреля 2005 года
00
Взято отсюда

Новгородская область - магнит для инвесторов ("The Financial Times", Великобритания)
Нил Бакли (Neil Buckley), 06 апреля 2005

При г-не Прусаке Новгородская область - ее столица была официально переименована в Великий Новгород, чтобы подчеркнуть отличие от Нижнего Новгорода, расположенного в 500 милях на восток - прославилась не только поддержкой малого бизнеса, но и умением работать с инвесторами. За 10 лет область - по территории она превосходит Данию, но население составляет всего 700000 человек - сумела привлечь иностранные инвестиции на общую сумму в 1 миллиард долларов.

Борис Ельцин назначил г-на Прусака губернатором в 1991 г. - тогда ему был всего 31 год. Он понимал, что Новгороду следует налаживать контакты с зарубежными компаниями: местная промышленность была представлена в основном заводами по производству электроники, намертво привязанными к хиреющему военно-промышленному комплексу. Внутренних источников инвестиций просто не существовало.

Поэтому в ходе зарубежных поездок г-н Прусак неустанно 'рекламировал' достоинства Новгорода, в том числе его удобное расположение - у главной дороги, связывающей Санкт-Петербург и Москву. Он освободил иностранных инвесторов от местных налогов на весь период, пока их производство не станет рентабельным. Но, самое главное - он бросил на чашу весов свой личный авторитет, гарантируя иностранным компаниям стабильность в регионе.

Так, в 1996 г. он напрямую вел с лордом Кэдбери (Lord Cadbury), тогдашним главой кондитерской фирмы 'Cadbury Schweppes', переговоры о строительстве фабрики по производству шоколада в Чудово - в часе езды от Новгорода: компания вложила в проект 120 миллионов долларов. 'У каждого есть номер моего мобильного телефона, - рассказывает г-н Прусак. - Главная цель всей нашей команды - привлекать инвестиции'.

Среди других инвесторов можно назвать южнокорейскую фирму 'Samsung', и ряд корпораций из разных стран - от США до Австралии.

Завод 'Cadbury' в Чудово, и фабрика стоимостью в 110 миллионов долларов, открытая в 1999 г. в Новгороде датской компанией 'Dandy', специализирующейся на производстве жевательной резинки, сегодня объединены под одной корпоративной 'крышей': в 2002 г. 'Cadbury' стала владельцем 'Dandy'. Российский филиал фирмы теперь именуется 'Dirol Cadbury': в него включено название главного брэнда 'Dandy'.

Илья Блинов, менеджер 'Dirol Cadbury' по производству, рассказывает, что представители 'Cadbury' побывали на 100 различных объектах в России, подбирая место для своего завода. Новгород устроил их по техническим показателям, но главное - там фирме оказали самый благожелательный прием. 'Если в одном месте вам говорят, что для получения необходимого разрешения требуется 30 дней, а в другом обещают все сделать за 15, вы, естественно, пойдете туда, где работают быстрее', - говорит г-н Блинов.

За 10 лет работы в России 'Dirol Cadbury' пришлось столкнуться с кол***ниями спроса (потребители утратили интерес к импортному шоколаду и переключились на традиционные российские марки), а также с дефолтом 1998 г., из-за которого производство в Чудово остановилось на полтора месяца. Однако на сегодняшний день объем производства на заводе в Чудово вырос с 7500-8000 тонн в 1997 г. до 13000 тонн, и 'Cadbury' называет Россию в числе шести наиболее динамично развивающихся рынков. Что же касается 'Dirol', то он, наряду с американским брэндом 'Wrigley', господствует на российском рынке жевательной резинки.

Однако успех имеет и теневые стороны. По словам г-на Блинова, из-за ограниченности местных трудовых ресурсов - безработица в области не превышает 1% - у фирмы могут возникнуть проблемы с рабочей силой. Некоторые квалифицированные работники, устроившиеся на фабрику 'Dirol' в период высокой безработицы, увольняются, поскольку им предлагают более высокие должности в новых фирмах. Порой 'Dirol Cadbury' бывает трудно привлечь новых работников из-за нехватки жилья.

Г-ну Прусаку не дает покоя другая проблема: несмотря на успехи в привлечении инвестиций, 80% собираемых налогов область отдает Москве: в 1990е гг. это соотношение составляло 50 на 50. В результате у него не остается денег на модернизацию инфраструктуры. Систему распределения налоговых поступлений между центром и регионами, по его словам, необходимо пересмотреть: 'Нужно как можно скорее изменить бюджетную политику. Иначе гражданское общество не построишь'.
Эта тема закрыта, так как последнее сообшение было оставлено больше года назад.