“К 70-летию подвига Николая Лошакова “

01 ноября 2013 года
00
Уважаемые маловишерцы, «интересующиеся военным краеведением», не сочтите за непосильный труд хотя бы один раз посмотреть «Чистое небо» и убедиться в ложности утверждения о том, что Чухрай снял кинофильм про «лётчика Астахова», якобы «бежавшего из немецкого плена на угнанном вражеском самолёте».

Это утверждение принадлежит некоторым «биографам» Лошакова, которые за десятилетия так и не удосужились ознакомиться ни с содержанием упомянутого фильма (1961), ни со сценарием Д.Я. Храбровицкого «Чистое небо: кинороман» (1963), ни с воспоминаниями Г.Н. Чухрая «Мое кино» (2002).

Астахов никакого вражеского самолёта из немецкого плена не угонял. Более того, указанному «кинодвойнику» (вернувшемуся после войны из Бухенвальда) не удалось совершить даже наземный побег из плена – см.:

к/ф «Чистое небо»: «...я бежал, а меня поймали и собаками рвали на мне мясо...»;

книгу Г.Н. Чухрая «Мое кино»: «Астахов, военный летчик, был сбит вражеским самолетом. ... попал в плен. ... он пытается удрать из плена, но попытка кончается неудачей»,

а также киносценарий Д.Я. Храбровицкого «Чистое небо» (о содержании которого «биографы» Николая Кузьмича предпочитают не упоминать):
«Погоди, - запротестовал председательствующий. - Нужно, чтобы она поняла. ...
...
- ... как он сам говорит, он работал на немецком аэродроме. Так или не так?
- Так, - согласилась Саша.
- Иными словами, сотрудничал с немцами?
- Это же все неправда! – воскликнула Саша, – Он хотел оттуда бежать.
- Почему не бежал?
-Но вы же знаете!
- Вот то-то и оно, что не знаем. И ты не знаешь. ...».

Кроме этого, не сложно обнаружить более двух десятков других существенных несоответствий кино-судьбы Астахова и реальной биографии Лошакова...
= =
02 мая 2018 года
00
О подвиге лётчика-истребителя Лошакова страна узнала не в 1961 году, а гораздо раньше – вскоре после его реабилитации, состоявшейся 06.11.1958 г., когда в газете Военно-воздушных сил «Советская авиация», являвшейся органом Министерства обороны Союза ССР, 25.12.1958 г. вышла статья «К своим на вражеском самолете».

Затем последовали публикации в таких центральных газетах с многомиллионными тиражами как: «Советская Россия» (1959); «Труд» (1959); «Комсомольская правда» (1960); «Красная звезда» (1960); «Правда» (1960) и т.п.

Статьи в центральных и местных газетах дополнил короткометражный документальный фильм «Продолжение подвига», снятый не в «1960», а «спустя 18 лет» в 1961 году Вениамином (а не «Ю.») Михайловичем Соломоником.

Цитировать — Сообщение №2Россия
02 мая 2018 года
00
Утверждение директора краеведческого музея Исаевой о том, что Лошаков (отсидевший, как «враг народа», 2 года, а затем ждавший возможной реабилитации еще 13, заработавший в шахте силикоз и умерший всего лишь в 60 лет) якобы «прожил долгую и счастливую жизнь», выглядит странно.

В августе 1945 года Лошаков был освобожден по амнистии – без одновременного снятия судимости – и оставлен работать (по вольному найму) в Транспортном управлении дежурным по станции Службы движения, в сентябре – зачислен на должность пилота, в октябре – перемещен мотористом, а в ноябре – назначен начальником Центрального аэропорта авиаотряда комбината «Воркутуголь» НКВД СССР.

В данной связи следует отметить то, что Лошаков был не единственным «врагом народа», которого назначали на должность пилота в авиации НКВД, не дожидаясь реабилитации.

В январе 1948 года Лошаков по собственному желанию перевелся в Сыктывкарский отдельный авиаотряд Гражданского Воздушного Флота – «Временно... до регулярных полетов» – на должность и.о. начальника аэропорта Воркуты, а в декабре вернулся на комбинат «Воркутуголь» (находившийся до 1953 года в ведении МВД СССР).

Наиболее вероятной причиной того, что после зачисления на должность пилота, Лошаков был назначен мотористом, а затем начальником аэропорта авиаотряда, наряду с явными организаторскими способностями, является то, что – по воспоминаниям близких – в результате полученных ранений с неизвлеченным осколком, левая рука в локтевом суставе у него до конца не разгибалась. Как рассказывал Лошаков: «Летать мне больше не пришлось. … Болели израненные руки и ноги – в полете из неволи над передним краем противника еще одна пуля застряла в руке. Несколько лет был начальником аэропорта в Воркуте. Обидно стало. Другие летают, а сам остаешься на земле…» (Красная звезда. - 17.06.1960).

Среди летчиков, преждевременно и не по собственной воле расставшихся с летной работой, встречать людей, утверждавших, что они «прожили… счастливую жизнь», не доводилось.

Говоря о «счастливой жизни» Лошакова, необходимо заметить, что в феврале 1950 года над ним вновь возникла угроза лишения свободы – по невыясненной причине начальника ИТС шахты № 5 Лошакова уволили по ст. 47 «д» КЗоТ РСФСР, применявшейся «в случае пребывания нанявшегося под стражей более двух месяцев». Через три месяца в Трудовую книжку внесли отметку: «Запись № 6 [об увольнении – Ю. Д.] считать недействительной», трудоустроив его «рабочим очистного забоя» и затем направив на 6 -месячные Курсы техников-ответственников.

В одном из писем 1952 года, адресованных матери и сестре, Николай Кузьмич рассказывал о своем неважном здоровье, добавляя: «…здесь я работаю вот уже 9-й год, а в условиях Севера для южанина это очень много».

Со временем, судя по двум записям в Трудовой книжке о причинах увольнения в 1970 и 1981 годах, проблемы со здоровьем усугублялись.

Кроме того, как рассказал в одном из фильмов коми-документалистов исследователь А.А. Попов, имели место и случаи несправедливого отношения руководства комбината «Воркутауголь» к начальнику добычного участка Лошакову при решении производственных вопросов.

Цитировать — Сообщение №3Россия
02 мая 2018 года
00
В фильме «Продолжение подвига» (1961) «рассказывается о дерзком побеге Н. К. Лошакова и И. А. Денисюка из плена». Однако с начала семидесятых годов Лошаков стал публично упоминать третьего соучастника побега:

- в частности, один из воркутинских журналистов в репортажной статье, посвященной встрече Лошакова с учениками и учителями школы № 12, сообщил о его побеге следующее: «... Оказавшись раненым и попав немецкий плен, он сумел не только бежать из фашистской неволи, но и завладеть с двумя товарищами вражеским самолетом. На нем они перелетели через линию фронта и вернулись к своим» (Чайка С. Живая легенда // Заполярье. – 23.02.1972);

- более того, корреспондент республиканской молодежной газеты, рассказывая об одном из публичных выступлений Николая Кузьмича перед военнослужащими Сыктывкарского гарнизона, назвала третьего участника перелета на «Шторхе» (а не на «Штольхе») – пленного Георгия Зотова (Борисевич Т. Урок мужества // Молодежь Севера. – 02.11.1977).

Цитировать — Сообщение №4Россия
Эта тема закрыта, так как последнее сообшение было оставлено больше года назад.