Развивающие занятия для детей от 1,5 до 2 лет

30 октября 2013 года
00
Ролевые игры.
  • 1. Положи куклу, мишку спать (качаем, поем а-а).
  • 2. Покорми, умой куклу.
  • 3. Шофер - отвези игрушку на машинке-грузовичке.
  • 4. Ближе к двум годам – игра с посудкой, в кухню.
  • 5. Стираем и развешиваем белье.
  • 6. Изображать других животных (ходить как мишка, прыгать и квакать как лягушка и т.п.).

РАЗВИТИЕ логики.
  • 1. «Собери только» (учиться выбрать из разбросанных предметов только определенные - по заданию мамы. Например – сложи в коробочку только шишки, только красные предметы и т.п.).
  • 2. Учиться сортировать предметы (по форме, по размеру, по цвету).
  • 3. Собирать простейшие пазлы или картинки разрезанные на части (в полтора года это будут пазлы из двух деталей, более сложные формы средний ребенок обычно учиться складывать самостоятельно после двух лет).
  • 4. Собери из частей – игры из мягких конструкторов (ковролин,фетр) или бумажных шаблонов, играя с которыми, ребенок учится складывать простейшие фигурки - домик, грибочек и т.п. из 2-3 деталей (самодельные конструкторы подойдут намного лучше, так как у мамы возникает возможность сделать конструктор, исходя из индивидуальных особенностей ребенка).
  • 5. Игры с рамками-вкладышами и их бумажными аналогами:
  • 6. Ближе к двум годам – собирание пирамидки из кубиков разного размера:
  • 7. Сложи стаканчики, построй башню из стаканчиков:
  • 8. Задание на усложненную классификацию по типу «найди большой желтый кружок», «найди маленький синий квадрат» (такие задания больше подойдут детям ближе к двум годам, при условии, что ребенок уже хорошо различает предметы по форме и цвету и освоил простейшую сортировку) .
  • 9. Игры со всевозможными сортерами.


РАЗВИТИЕ внимания.

  • 1. Игра в «Найди пару» - с носочками, варежками, карточками (лото).
  • 2. Игра «Что в этой комнате?» - по заданию мамы искать «что в этой комнате красное, твердое, мягкое и т.п.».
  • 3. Игра «Где в этой комнате»? (найди, где в этой комнате белый медвежонок, твоя любимая кукла и т.п.).
  • 4. «Найди по звуку» - мама прячет в комнате играющую музыкальную игрушку – малыш должен найти ее по звуку.
  • 5. «Найди маму» - игра в прятки (мама прячется так, чтобы найти ее было очень легко, иногда подсказывает – зовя малыша к себе).
  • 6. «Найди похожий узор» - разновидность игры «найди пару» - найди предметы (платочки, варежки, шапочки) с одинаковым узором (обычно для этого используют нарисованные или распечатанные пособия).

Изучение свойств предметов:
  • 1. Большой-маленький.
  • 2. Названия цветов (как базовых – синий, красный и т.п. так и нетипичных – салатовый, розовый и т.п.).
  • 3. Изучение геометрических фигур (круг, квадрат и т.п.).
  • 4. Один-много.
  • 5. Горячий-холодный.
  • 6. Высокий-низкий.
  • 7. Вверх-вниз.
  • 8. Предлоги.
  • 9. Грустный-веселый.
  • 10. Твердый-мягкий.
  • 11. Грязный-чистый.
  • 12. Спереди-сзади.
  • 13. Сухой–мокрый.
  • 14. Колючий.
  • 15. Гладкий.
  • 16. Шершавый.
  • 17. Легкий –тяжелый.

Лексические темы:
  • 1. Посуда.
  • 2. Рыбы.
  • 3. Растительность (деревья, кусты, трава, цветы, листья).
  • 4. Машины.
  • 5. Кораблик.
  • 6. Домики.
  • 7. Цветы.
  • 8. Грибы.
  • 9. Мой дом (кухня, ванная, туалет, прихожая, гостиная, спальня, детская, шкафы).
  • 10. Город (улицы, дома, дворики, проезжая часть, общественный транспорт, парки).
  • 11. Овощи, фрукты.
  • 12. Продукты, еда.
  • 13. Животные домашние.
  • 14. Животные дикие.
  • 15. Одежда.
  • 16. Мебель.
  • 17. Птицы.
  • 18. Части тела, части лица.
  • 19. Насекомые (муравей пчелка и т.п.).
  • 20. Солнышко, тучки, месяц, луна, звезды, дождь, снег, лужи.

Творчество.
  • 1. Рисование: восковыми мелками, красками, фломастерами (лучше брать на водной основе (“washable”) – они хорошо отстирываются). Карандашами в этом возрасте деткам рисовать как правило трудновато – нужно делать сильное усилие, чтобы оставить след на бумаге, кроме того они быстро ломаются.
  • 2. Учить пользоваться красками – мыть кисточку после каждого цвета, смачивать кисточку в воде.
  • 3. Рисование пальчиками.
  • 4. Рисование губкой (полосочками и штампиками, вырезанными из губки для мыться посуды, для рисования губкой используется гуашь или пальчиковые краски).
  • 5. Рисование силуэтов: из листа бумаги делается трафарет - внутри листа вырезается простой силуэт - например, елочка, домик, грибочек. Трафарет накладывается на чистый лист бумаги, малыш разукрашивает окошко трафарета (силуэты елочки, грибочков и т.п.). В конце работы трафарет удаляется и на нижнем листе бумаги остается симпатичное детское творчество.
  • 6. В игровой форме начинать учиться рисовать линии (вертикальные, горизонтальные), ближе к 2 годам – кружки. Важно – навыки рисования линий и кругов в этом возрасте очень индивидуальные, кто-то учится этому позже, кто раньше, обязательно нужно учитывать интерес и способности малыша.
  • 7. Ближе к двум годам можно начинать осваивать раскрашивание (тоже очень индивидуально - все - таки большая часть детей успешно осваивают это умение где-то после двух). Учиться раскрашивать лучше красками – такая техника намного легче для ребенка. Можно начинать обучение, раскрашивая вырезанные из бумаги силуэты рыб, грибочков и т.п.
  • 8. Лепка из пластилина, теста – учить отщипывать комочки, прикреплять их к бумаге (выполнять композиции «покорми курочку зернышками, сделай собачке котлетку" и т.п.), делать колбаски, лепешечки, прятать в пластилин/тесто предметы и находить их, резать тесто ножичком, раскатывать скалочкой, оставлять на тесте отпечатки, вырезать фигурки специальными формочками (похожими на формочки от печенья). В описанных навыках лепки все также индивидуально – что-то ребенок легко усвоит в 1,5 года, что-то «придет» уже после двух – у всех по-разному.
  • 9. Аппликация из бумаги (различной фактуры), аппликация из рваной бумаги, аппликация из «скомканной» бумаги.
  • 10. Аппликация крупой.
  • 11. Аппликация на тесте (на тесто выкладываются различные предметы (фасоль, мозайка, желуди и т.п и вдавливаются в тесто - получаются интересные орнаменты).
  • 12. Поделки, сочетающие в себе различные техники (лепка и моделирование, аппликация и лепка и т.п.).

Творчество.

Рисование: восковыми мелками, красками, фломастерами (лучше брать на водной основе (“washable”) – они хорошо отстирываются). Карандашами в этом возрасте деткам рисовать как правило трудновато – нужно делать сильное усилие, чтобы оставить след на бумаге, кроме того они быстро ломаются.
Учить пользоваться красками – мыть кисточку после каждого цвета, смачивать кисточку в воде.
Рисование пальчиками.
Рисование губкой (полосочками и штампиками, вырезанными из губки для мыться посуды, для рисования губкой используется гуашь или пальчиковые краски).
Рисование силуэтов: из листа бумаги делается трафарет - внутри листа вырезается простой силуэт - например, елочка, домик, грибочек. Трафарет накладывается на чистый лист бумаги, малыш разукрашивает окошко трафарета (силуэты елочки, грибочков и т.п.). В конце работы трафарет удаляется и на нижнем листе бумаги остается симпатичное детское творчество.
В игровой форме начинать учиться рисовать линии (вертикальные, горизонтальные), ближе к 2 годам – кружки. Важно – навыки рисования линий и кругов в этом возрасте очень индивидуальные, кто-то учится этому позже, кто раньше, обязательно нужно учитывать интерес и способности малыша.
Ближе к двум годам можно начинать осваивать раскрашивание (тоже очень индивидуально - все - таки большая часть детей успешно осваивают это умение где-то после двух). Учиться раскрашивать лучше красками – такая техника намного легче для ребенка. Можно начинать обучение, раскрашивая вырезанные из бумаги силуэты рыб, грибочков и т.п.
Лепка из пластилина, теста – учить отщипывать комочки, прикреплять их к бумаге (выполнять композиции «покорми курочку зернышками, сделай собачке котлетку" и т.п.), делать колбаски, лепешечки, прятать в пластилин/тесто предметы и находить их, резать тесто ножичком, раскатывать скалочкой, оставлять на тесте отпечатки, вырезать фигурки специальными формочками (похожими на формочки от печенья). В описанных навыках лепки все также индивидуально – что-то ребенок легко усвоит в 1,5 года, что-то «придет» уже после двух – у всех по-разному.
Аппликация из бумаги (различной фактуры), аппликация из рваной бумаги, аппликация из «скомканной» бумаги.
10. Аппликация крупой.
11. Аппликация на тесте (на тесто выкладываются различные предметы (фасоль, мозайка, желуди и т.п и вдавливаются в тесто - получаются интересные орнаменты).
12. Поделки, сочетающие в себе различные техники (лепка и моделирование, аппликация и лепка и т.п.).

РАЗВИТИЕ речи и артикуляции.

  • 1. Продолжать учиться звукоподражанию, учить как говорят животные (ква-ква, бум-бум и т.п.) - если малыш еще плохо говорит. Если развитие речи в норме – продолжаем осваивать те звукоподражания, которые еще не освоили – тренируем речевой аппарат (учимся произносить сложные звуки в простых звукосочетаниях).
  • 2. Учимся дуть (выдуваем мыльные пузыри, задуваем свечки, сдуваем ватные шарики и т.п.) – навык индивидуальный – у многих он развивается уже после двух лет.
  • 3. Выполнять пальчиковую гимнастику, развивать моторику.
  • «Мама-радио» - стараемся много говорить с ребенком, сопровождать обсуждением большинство действий и дел (давай одевать шапочку, штанишки, сейчас будем кушать, смотри, какой цветочек и т.п.). Стараемся говорить с ребенком медленно и четко (чем медленнее и четче в обычной жизни говорит мама, тем легче, быстрей и правильней начинает говорить ребенок. Представьте себе учительницу китайского, которая бубнит себе под нос со скоростью 300 слов в минуту - как быстро вы заговорите на китайском? ).
  • 4. Читать книги.
  • 5. Если ребенок говорит достаточное количество слов – совместно рассказывать стихи (мама начинает – «наша Таня громко…» ребенок продолжает– «плачет!») - обычно это возможно осуществить в среднем - к двум годам (у всех индивидуально).
  • 6. По возможности - побуждать ребенка к речи и звукоподражаниям (скажи "дай!", "скажи, что это", "скажи, как мяукает кошечка", и т.п.).
  • 7. Обыгрывать различные ситуации с игрушками, в процессе которых ребенок будет говорить простые слова и звукоподражания ("давай покачаем куклу, спой ей "а-а", "побибикай машинкой - "би-би", "попроси у мишки чашку, скажи, "дай, мишка!" и т.п.).

РАЗВИТИЕ музыкального слуха, чувства ритма.
  • 1. Логоритмика - танцы под музыку (например Железновых).
  • 2. Игра на детских музыкальных инструментах (в том числе самодельных).
  • 3. Знакомимся с понятиями «громко – тихо» (играем на ложках, барабане громко-тихо).
  • 4. Знакомимся с понятиями «быстрая - медленная музыка».
  • «Прислушайся! (прислушиваемся к разным звукам – как капает вода из крана, чирикают птицы, шумят деревья, едет машина и т.п.).
  • 5. Знакомимся с понятиями «шум – тишина».
  • 6. Прослушивание классической музыки фоном.
  • 7. Активное слушанье классической музыки – обсуждение («вот это быстрая и веселая музыка, она рассказывает нам как быстрые птички летают по небу, мы вот так быстро и весело танцуем под нее. А вот грустная, спокойная музыка, это кошечка скучает - мы вот так медленно танцуем под нее» – ребенок вслушивается в музыку, интуитивно начинает понимать, что у каждой музыки свой характер и особенности).
  • 8. Просить ребенка выполнять просьбы шепотом (развивает слух – "принеси куклу, дай мячик&quot.
  • Развитие сенсорики.

Игра с разными материалами – кусочками ткани разной фактуры, клубочками, щеткой и т.п.
  • 1. Аппликация из материалов разных фактур (гофрированной, бархатной, наждачной бумаги, ваты, ткани и т.п.).
  • 2. Ощупывание различных предметов дома (диван мягкий, пол твердый, чашка с чаем теплая, кефир из холодильника холодный, кошечка пушистая, щетка колючая и т.п.).
  • 3. Ощупывание природных материалов на улице – кора деревьев шершавая, вода мокрая, листик гладкий, стебель тысячелистника, одуванчик, верба – пушистые, железная скамейка твердая и холодная и т.п.)
  • 4. Играть в игру «найди пару» с кусочками ткани.


Гимнастика и развитие координации.
  • 1. Логоритмика – танцы под музыку Железновых и др.
  • 2. «Пройди по комнате, не задевая предметов» - передвижение по комнате, загроможденной различными препятствиями.
  • 3. Учиться ходить по дорожке (из книжек, ленточек и т.п.).
  • 4. Перешагивать препятствия (высоко поднимая ноги).
  • 5. Катать мячики, машинки.
  • 6. Кидать мячики.
  • 7. Учиться прыгать на месте (можно учиться прыгать на фитболе или батуте).
  • 8. Бить по мячу ногой.
  • 9. Ползать по лабиринту (покупному или самодельному - из стульев и т.п.).
  • 10. Лазать: на детской площадке (горки, стеночки и т.п.) и дома: на спорткомплексе, на диван - с дивана, забираться на стул и т.п.
  • 11. Учиться переносить различные предметы на подносе.
  • 12. На улице – побольше ходить (но не заставлять ребенка ходить, если он не хочет). Если ребенок отказывается идти – значит устал или не может! К трем годам малыш окрепнет и сам с удовольствием будет топать на значительные расстояния (проверено миллионами мам трехлетних детей ), если торопить события и «заставлять» ребенка ходить - это может негативно сказаться на развитии суставов и костей.
  • 13. Ходить по наклонным поверхностям - в горку, с горки, по пандусу, по лестнице.
  • 14. Толкать тележку, игрушечную коляску.
  • 15. Тянуть за собой предметы на веревочке.
  • 16. Играть с мамой в догонялки.
  • 17. Игры на фитболе по возрасту.
  • 18. Простая зарядка по возрасту, сопровождающаяся потешками.
  • 19. Ходьба по массажным коврикам и массирующим поверхностям (камушкам, каштанам, песку, траве и т.п.).
  • 20. Учиться водить с мамой хоровод (ближе к 2 годам).
  • 21. Висеть на кольцах, перекладинах, ходить на руках.
  • 23. Учиться катать машинку через “тоннель”.
  • 24. Играть в разные способы ходьбы (как мишка, широко расставив руки и ноги; как зайчик, подпрыгивая; как лошадка, поднимая ноги; как солдат, маршируя).
  • 25. Ловить выпущенные мамой мыльные пузыри и лопать их.

Развивающие упражнения в быту.

(Выполнять, исходя из способностей ребенка, значительную роль играет интерес малыша, если не интересно – ребенок может отказаться выполнять задания).
  • 1. Учиться есть ложкой (у всех индивидуально, упор делаем на слово «учиться» - т.е. важен процесс, а не результат, не нужно форсировать события. Очень хорошо помогает освоить еду с помощью ложки игра «пересыпь крупу ложкой из мисочки в чашечку»).
  • 2. Пить из трубочки, из чашки.
  • 3. Учиться соблюдать чистоту во время еды («учиться» - концентрироваться на процессе, а не на результате, показывать, что пролитое нужно вытереть, рассыпанное собрать, что лучше не проливать на одежду и т.п. Не ругать за неопрятность, но учить опрятности.)
  • 4. Учиться вытирать со стола.
  • 5. Учиться собирать губкой воду и отжимать губку.
  • 6. Переносить легкие, но крупногабаритные предметы ("помоги поставить тазик на место&quot.
  • 7. Поливать цветы (лучше всего из леечки летом на улице – не страшно облиться и залить все кругом).
  • 8. Помогать маме развесить белье (подать одежду, повесить одежду и прикрепить прищепкой).
  • 9. Помогать маме готовить кашу – насыпать крупу в кастрюлю, с помощью мамы открывать кран (клапан) и мыть крупу, наливать воду в кашу.
  • 10. Снимать шапку, варежки (некоторым по силам снять носки и штаны).
  • 11. Помогать маме разбирать сумки после магазина (учить названия продуктов, запоминать места где они лежат, класть их вместе с мамой на место).

Социальные навыки.


Все указанные ниже рекомендации очень индивидуальны, главный критерий обучения социальным навыкам в этом возрасте – большинство действий должны совершаться легко, а если есть затруднения – значит конкретно для вашего малыша еще не пришло время осваивать такие навыки.
  • 1. Здороваться и прощаться (ручкой или голосом).
  • 2. Жалеть (совершать действия по просьбе мамы – гладить, по-настоящему сопереживать чужое горе ребенок научится позже).
  • 3. Делиться и меняться (не настаивать и не заставлять. Просто учить, показывать собственным примером). Не давить на ребенка, если он не хочет отдавать игрушку – уважать его право играть своими игрушками.
  • 4. Помогать маме (для мамы это будет шуточная помощь, для ребенка - настоящая) – вешать белье, приносить предметы и т.п.
Эта тема закрыта, так как последнее сообшение было оставлено больше года назад.