Почему дети прилюдно ведут себя плохо? Привязанность.
Вот гости на пороге – и ребенок вдруг смущается, прячется за вас, вам стоит труда уговорить его выйти и поздороваться. Это поведение привязанности, он осторожен с чужими, не «своими», взрослыми и ищет защиты у родителя.
Вы сидите за столом, увлечены интересным разговором, а ребенок словно с цепи сорвался: шумит, бегает, дергает вас. Это поведение привязанности: он испытывает тревогу, видя, что вашим вниманием завладел чужой человек и хочет вашего внимания как подтверждения, что с вашими отношениями все в порядке.
Вы теряете терпение, сердитесь на него и выставляете из комнаты. Он громко плачет, бьется об дверь, начинается истерика. Это поведение привязанности: вы дали ему понять, что можете оборвать связь с ним, более того – символически прервали ее, закрыв дверь, он протестует изо всех сил, стараясь восстановить связь..
Вам становится его жалко, вы идет к нему, обнимаете, ведете умыться. Он еще какое-то время всхлипывает, потом обещает, что будет вести себя хорошо и вы разрешаете ему остаться. Вскоре он затихает, свернувшись калачиком у вас на коленях и правда больше не шалит. Это поведение привязанности – связь восстановлена, напряжение спало, страх отпустил, ребенок обессилен, а восстанавливать силы лучше всего рядом с родителем.
Возможно, вы никогда не думали об этом в таком ключе. Возможно, вам казалось, или вам говорили окружающие, что это все происходит потому, что ребенок избалованный, или невоспитанный, или вредничает, или перевозбудился. На самом деле все проще и все серьезней. Ему просто жизненно нужна связь с вами. Вот и все. Если это понимать и уметь видеть то, как состояние ваших отношений влияет на состояние и поведение ребенка, очень многие случаи «плохого» поведения предстанут своем в другом свете".
"Мы помним, что отношения ребенка с родителем для него еще более (чем для нас отношения с партнером — прим. ) значимы, он еще больше зависит о того, чтобы любовь родителя к нему была незыблема, как скала, чтобы эта связь не могла быть прервана ни ошибкой, ни глупостью, ни несовершенством характера, внешности, способностей. Попытка установить ребенку «планку ожиданий» ввергает его в глубочайший стресс, вызывает сильный протест. И вместо ожидаемого «педагогического эффекта» своих нотаций и вразумлений мы получаем явный или скрытый саботаж, а порой и парадоксальную реакцию: ребенок усиливает как раз то поведение или качество, которым мы часто бываем недовольны. Как это работает?
Представьте себе, что вы гуляете по тропе над пропастью (а это в некотором смысле вообще метафора нашей жизни), и страхует вас прочная веревка, которую держит с той стороны человек, которому вы абсолютно доверяете, больше, чем себе. Именно так воспринимает ребенок свою привязанность к родителю и родителя к нему. И вдруг вам кажется, что веревка ослабла, провисла как-то. Что случилось? Отпустил? забыл? бросил? Ушел? Спросить вы не можете, пойти разузнать тоже – страшно же шаг ступить, без страховки-то. Что вы будете делать?
Правильно, дергать за веревку, в надежде, что она просто немного провисла и сейчас снова натянется и станет прочной и надежной, как раньше. Дергать с замиранием сердца – а вдруг дернешь, и окажется, что на том конце ее выпустили? Но если не дернуть, то как узнать?
Вот именно это и делает ребенок, когда у него есть сомнение в прочности привязанности. Дергает за веревку. Снова пробует то именно поведение, которое, по опыту, ставит отношение к нему родителя под угрозу. «Ты по-прежнему мой взрослый? – словно спрашивает он. – Даже если я вот так делаю? Даже если я плохой? Я не могу жить в такой тревоге, ответь скорее, чтобы я знал точно».
... Если у родителя получается дать ребенку понять, что мол, ты, дорогой, конечно, наломал дров, но не волнуйся, я тебя по-прежнему люблю, я с тобой, можешь на меня рассчитывать, веревка прочна, – ребенок успокаивается и может изменить поведение. Если взрослый в ответ тоже заводится, сам попадает под власть тревоги «он теперь всегда будет так делать, я плохой родитель, я не справляюсь, он меня не слушается, это он назло, нужно быть пожестче с ним, чтоб неповадно было впредь» и все в таком роде, – вопрос ребенка не снимается, а только становится острее.
А значит, следует ждать чего? Ага, повторения и того самого, непереносимого для родителя поведения.
(Л.Петрановская "Если с ребенком трудно" )
А какой возраст ребенка? Если уже понимает, что плакать стыдно.
Все равно рано или поздно приходится ломать ребенка. Оставляешь в садике, сначала у ребенка паника, что его оставили на совсем. Воспитатели ходят и внушают деткам, что за ними придут родители. Да и родители объясняют, что ты тут поспишь, покушаешь и мама/папа придет за тобой. Сначала дети все как один скучают, зовут, боятся. Но потом ведь родители не обманывают, приходят, детки привыкают, что да, тут целый день торчишь, но за мной обязательно придут.
Ребенок дома играет один, я рядышком шью и слышу: "Мама пидет, мама пидет". Настолько привык к этой фразе, что даже когда я рядом, но он играет не со мной, все равно себя успокаивает, что мама придет. Не считаю, что это не нормально, когда ребенок привязан к маме, наоборот, хорошие, здоровые отношения в раннем детстве, способствуют самостоятельности ребенка в дальнейшем.
Мы с августа ходим. Хотя ходим громко сказано, неделю походил, неделю поболел... Но начало было ужасно тяжелое для обеих сторон. Вернее ребенка начиная с 3-4 дня достаточно быстро отвлекали, а нам-то каждый день шрам на сердце. Зато сейчас идет хорошо, а встречает еще лучше! Пока не было проблемы забрать, бежит и на ходу кречит "пока-пока" )))
А вот у luisa действительно получается странная реакция именно на педагога? С другими взрослыми ребенок остается?
Я против профилактик, промываний и т.п., если дело не касается посещения поликлиники. Иммунитет должен сам бороться и справляться. Если постоянно за него делать его работу - обленится же совсем.
А вот чтобы ребенок САМ уходил, ну это как-то да... У нас пока маленькие, конечно, но нужно лично подойти и забрать.
А какой возраст ребенка? Если уже понимает, что плакать стыдно.
не могу сказать, ему 3,9, но чтоб он все понимал, не знаю, наверное, скорее не понимает. Но в тоже время сам может сказать на какого-нибудь сверстника или малыша, если он плачет, что он не воспитанный, так плохо себя ведет, вот и пойми, что у него в голове
А вот у luisa действительно получается странная реакция именно на педагога? С другими взрослыми ребенок остается?[/quote]
нет, у него со всеми так, не только на этого педагога реакция, на тренировку пошли, там тоже самое, я сначала его впихнула, потом минут через 10 заглядываю, а он там давится слезами, но не плачет, глотает все с закрытым ртом, все свои рыдания, я не выдержала, позвала его, он подбежал и как разревелся, а я еще и отругала его, что так не красиво себя ведет (
О, я из садика тоже пыталась убежать вместе с группой единомышленников, сейчас уже не помню, но вроде чего-то мы сами в последний момент передумали. А еще помню, что меня из садика как-то пришел дедушка забирать, а ему меня не "выдали", сказали, что родители не предупреждали (мобильников тогда не было, позвонить проблематично было)
Мы с августа ходим. Хотя ходим громко сказано, неделю походил, неделю поболел... Но начало было ужасно тяжелое для обеих сторон. Вернее ребенка начиная с 3-4 дня достаточно быстро отвлекали, а нам-то каждый день шрам на сердце. Зато сейчас идет хорошо, а встречает еще лучше! Пока не было проблемы забрать, бежит и на ходу кречит "пока-пока" )))
А вот у luisa действительно получается странная реакция именно на педагога? С другими взрослыми ребенок остается?
Вот и мы примерно так же ходим. Но мы сейчас прямо активную программу построили, чтобы не болеть зимой. закаливаемся по возрасту (обливаем ножки и ручки прохладной водой), голопопим навоздухе почаще, устраиваем воздушные ванны, дома прохладно, воздух всегда увлажнен, проветриваем часто, не кутаем, одеваем по погоде, пьем витамины и всякие травки, едим почаще фрукты и ягоды витаминные, из медицинских средств разве что нос мажу и периодически в совсем критичных случаях после контакта с больным ребенком могу еще промыть соленой морской водой, но это вобщем-то тоже вполне естественные меры профилактики.
Думаю вам надо побольше проводить профилактических работ, что мама или папа если и уходят, то обязательно возвращаются! У нас в садике самая популярная фраза "Мама придет". И ведь каждый раз приходила, потом привык и уже не боится, знает, что точно придет ))))
Все равно рано или поздно приходится ломать ребенка. Оставляешь в садике, сначала у ребенка паника, что его оставили на совсем. Воспитатели ходят и внушают деткам, что за ними придут родители. Да и родители объясняют, что ты тут поспишь, покушаешь и мама/папа придет за тобой. Сначала дети все как один скучают, зовут, боятся. Но потом ведь родители не обманывают, приходят, детки привыкают, что да, тут целый день торчишь, но за мной обязательно придут.
У нас до истерик все доходило, а два месяца истерик - это как-то чересчур. Мы даже к неврологу ходили, в итоге вышли от него с диагнозом СДВГ и назначением проводить курс приема тенотена по два месяца каждые полгода. Но уже через месяц все намного лучше стало - спокойнее стал, управляемее.