Штрафы на дорогах могут вырасти в шесть раз

05 февраля 2004 года
00

Российским автомобилистам в очередной раз угрожают ужесточением правил дорожного движения и повышением штрафов

В конце января в ходе заседания правительственной комиссии по безопасности дорожного движения вице-премьер Владимир Яковлев выступил с предложением об ужесточении правил дорожного движения, а именно – контроля за соблюдением скоростного режима на автострадах. Вице-премьер предложил воспользоваться опытом Франции, на дорогах которой установлены автоматические электронные роботы-радары, измеряющие скорость движения автомобилей. Если прибор фиксирует превышение скорости, нарушитель получает по почте штрафную квитанцию, которая затем должна быть оплачена в любом банковском отделении. В России уже создана рабочая группа по изучению «опыта французских коллег». По мнению г-на Яковлева, внедрение подобной системы значительно повысит дисциплинированность на дорогах, упростит работу ГИБДД и вкупе с другими мерами поможет в целом повысить безопасность дорожного движения. Одновременно с внедрением различных технических новшеств правительство и ГУ ГИБДД РФ активно лоббируют увеличение штрафов не менее чем в 6 раз. Соответствующие поправки к Административному кодексу будут внесены в Госдуму уже в апреле этого года. Однако большинство экспертов полагает, что эти нововведения не дадут ожидаемого эффекта. Сделать российские дороги безопасными возможно только за счет применения целого комплекса разносторонних мер.

Озабоченность правительства вполне понятна. Если посмотреть статистику, то около 80% дорожно-транспортных происшествий происходит именно из-за нарушения правил дорожного движения. При этом число погибших в результате ДТП в нашей стране – одно из самых высоких в мире: в 2003 году эта цифра составила 35 тыс. человек (что касается общего экономического ущерба от аварий, то он оценивается в 360 млрд руб.). Такие высокие показатели смертности многие эксперты связывают в первую очередь с несоблюдением скоростного режима. В законопослушной Европе, где максимальный предел скорости в населенных пунктах составляет 50 км/ч. (на заседании комиссии, в частности, прозвучало предложение ввести в России тот же скоростной предел), число погибших в ДТП в десятки раз меньше. Для сравнения, в Швеции в 2003 г. эта цифра составила приблизительно 600 человек. В числе других серьезных нарушений правил дорожного движения, провоцирующих наиболее тяжелые по последствиям ДТП, – выезд на встречную полосу, проезд на красный свет светофора и вождение автомобиля в состоянии алкогольного опьянения. За любое из этих правонарушений во всем мире предусмотрены самые жесткие наказания и высокие штрафы.

«С моей точки зрения, высокая сумма штрафов очень эффективна в борьбе с нарушителями, – сказал RBC daily начальник управления безопасности дорожного движения Минтранса РФ Петр Лаврентьев, – экономные европейцы не хотят платить 135 евро за превышение скорости (именно такой штраф был введен во Франции с начала 2003 года за превышение скорости на каждые 5 км/ч.) или 3000 фунтов стерлингов за вождение в нетрезвом состоянии (такой штраф действует в Великобритании), поэтому соблюдают правила. А в России штрафы низкие, и этим во многом объясняется отсутствие дисциплины на дорогах». Вице-премьер мыслит приблизительно в этом же русле. «Весь мир пошел по этому пути – бить нарушителей деньгами», – подчеркнул Владимир Яковлев в ходе заседания комиссии. Сумму штрафов «нужно увеличить в разы», полагает вице-премьер.

Однако независимые эксперты полагают, что далеко не все так просто. Западным странам, в частности, незнакома извечная российская проблема, которая заключается во взятках со стороны сотрудников ГИБДД. В целом ГИБДД весьма пассивно выполняет свои непосредственные обязанности по обеспечению безопасности движения (речь идет не о бравых инспекторах, которых мы видим на самих улицах города, а о ведомстве в целом). Деятельность государственной инспекции носит скорее директивный характер – разрабатываются различные правила и указания, но в общем и целом за эффективным их исполнением никто не следит. Чтобы сделать борьбу за безопасность движения по-настоящему действенной, необходимо, прежде всего, вести учет правонарушений. В советские времена для этого была разработана система штрафных талонов, в современном варианте во всех развитых странах мира существует централизованная компьютерная база, в которой размещена информация по каждому владельцу водительских прав и соответственно по всем совершенным им правонарушениям. Это гораздо более перспективно, чем заниматься введением новых штрафов и увеличением числа постов ГАИ на дорогах.

Есть и другие «национальные» аспекты. «Безопасность дорожного движения во многом зависит и от степени совершенства самих дорожных условий, – сказал RBC daily начальник отдела безопасности дорожного движения РосдорНИИ Игорь Живописцев. – Сегодня Росавтодор при участии РосдорНИИ и ряда других профильных организаций разрабатывают программу под названием «Дороги XXI века», в которую включены все возможные способы усовершенствования качества российских дорог. Это и ремонт, и содержание, и реконструкция. Речь идет и об увеличении протяженности федеральной транспортной сети в целом». Дело в том, что по общим показателям автомобилизации (сейчас в РФ на 1000 человек приходится примерно 200 автомобилей) Россия постепенно приближается к среднеевропейским нормам, продолжает эксперт. А если рассматривать протяженность федеральной транспортной сети, то она составляет всего лишь 45,5 тыс. км, в то время как для нормального и эффективного функционирования необходимо ее увеличение хотя бы в 2 раза (до 100 тыс. км). Нехватка автодорог, естественно, приводит и к росту аварийности, поскольку дороги перегружены и не справляются с большими транспортными потоками. «По моим данным, – продолжает Игорь Живописцев, – 35% дорог федеральной транспортной сети объективно не справляются с движением транспорта».

Кроме того, по мнению опрошенных RBC daily экспертов, г-ну Яковлеву надо поработать и над повышением общей культуры вождения (а это неразрывно связано с уровнем культуры общества в целом). «Необходимо четко усвоить, что правила едины и их исполнение должно быть обязательным для всех (включая и президента, и саму милицию), – сказал RBC daily главный редактор газеты «Автомобильные известия» Олег Осипов. – Ни в одной стране мира невозможно себе представить ситуацию, когда машины с правительственными мигалками выезжают на встречную полосу или когда полицейские машины грубо нарушают правила, угрожая при этом жизни и безопасности всех участников движения». Конечно же, идеальных систем не существует. Каждая зарубежная страна пытается, насколько это возможно, адаптировать общие правила дорожного движения под свой национальный менталитет и местные особенности, продолжает эксперт. Но для властей и полиции во всех западных странах общим является стремление к предотвращению возможных дорожно-транспортных происшествий и нарушений. В России же ситуация на дорогах до сих пор напоминает детскую игру «казаки-разбойники» – поймать и наказать, и желательно подороже. До тех пор, пока не изменится такой подход, нельзя всерьез надеяться на повышение безопасности, несмотря на все дорогостоящие технические нововведения.

Отдел экономики


Елизавета Романова, 05.02.2004
Эта тема закрыта, так как последнее сообшение было оставлено больше года назад.