Прикольно...

18 октября 2003 года
00
Узнают ли себя животные?

Согласно старинной легенде, к решению этого вопроса был причастен знаменитый полководец древности Александр Македонский. Однажды художник Апеллес нарисовал его портрет верхом. Но Александру не понравилось, как был изображен его любимый конь Буцефал. Чтобы указать художнику на его ошибки, Александр велел привести коня и поставить его рядом с картиной. Как только Буцефал увидел свое изображение, гласит легенда, он вскинул голову и громко заржал. «О, повелитель, – с улыбкой заметил Апеллес, – твоя лошадь, кажется, понимает в искусстве больше тебя!»

Поплатился ли художник за свою дерзость или Александру понравилась шутка, – об этом история умалчивает. Вопрос в другом. Действительно ли Буцефал узнал себя на картине? Способны ли лошади и другие животные узнавать себя и своих сородичей на картинах и прочих изображениях?

За решение этой задачи взялся в свое время немецкий зоопсихолог Бернгард Гржимек. Еще в молодости, будучи простым ветеринарным врачом, он решил проверить, способны ли животные узнавать свои изображения. Он знал, что у одного немецкого дрессировщика медведи обращались с чучелом косолапого, как с живым сородичем, а на раскрашенный силуэт зверя, выпиленный из фанеры, не обращали никакого внимания. Сам Гржимек решил начать именно с лошадей. Получив в свое распоряжение около сорока животных, он провел с ними серию опытов.

Для начала он выяснил, как ведут себя при встрече две незнакомые лошади, для чего выпускал их попарно в общий загон. Лошади всегда здоровались по одной схеме: шли навстречу друг другу, навострив уши, сходились, после чего взаимно обнюхивали сначала ноздри, потом хвост, дальше холку, шею и бока. Затем они становились рядом и в дальнейшем старались держаться вместе. Все пары незнакомых между собой лошадей соблюдали этот ритуал неукоснительно, во всех подробностях. Очевидно, так предписывают правила хорошего тона у лошадей.

Затем Гржимек поставил посреди манежа чучело лошади и по очереди подпускал подопытных лошадей к нему. И что же? Все они обходились с манекеном, как с живым сородичем. Иные даже заигрывали с чучелом, нежно покусывали его за шею или игриво цапали за ноги и основание хвоста, как принято у лошадей.

Тогда Гржимек поставил в манеже большой кусок картона с нарисованной на нем лошадью в натуральную величину. Нарисованной, кстати, очень примитивно. Но лошади все равно обращались с картиной по всем правилам лошадиного этикета: обнюхивали все полагающиеся места, а затем становились рядом. Так же они относились к схематическому изображению лошади – с прямоугольным телом, ногами-колоннами и головой, напоминающей коробку. В отличие от домашних лошадей, их дикие сородичи – зебры оказались чуть-чуть умней. На «схематичную» лошадь они не обращали внимания, хотя «настоящую» обнюхивали.

После этого Гржимек поставил в манеже картину с изображением собаки. Почти все лошади с опаской разглядывали ее, только одна подошла к нарисованной собаке и обнюхала ее голову. Итак, лошади узнают не только объемные, но и плоские изображения сородичей и других животных и соответственно с ними обращаются. А как другие животные?

Кошки и собаки, как известно, не обращают внимания на картины и свои отражения в зеркале. Но бывают исключения. Необычно вела себя, например, собака одной дамы из Геттингена. Вместе с хозяйкой она любила рассматривать иллюстрированный журнал о собаках. Фотографию каждой собаки она обнюхивала с головы до хвоста, а крупное изображение боксера расцарапывала когтями.

Два зеленых попугайчика упорно старались держаться поблизости от двух вышитых на картине попугаев, даже легонько покусывали их в то место, где был клюв. Так они ухаживают друг за другом. Один самец черного дрозда неоднократно подлетал к автомобилю на стоянке и затевал драку со своим собственным отражением в начищенном до блеска колпаке колеса. В предместье одного города в Чехии к жестяному аисту, украшавшему фонтан перед домом, однажды с н*** спустился живой аист. Критически осмотрев своего жестяного собрата, он затрещал клювом и, не получив ответа, злобно набросился на невежду. Он так яростно дрался со своим мнимым соперником, что в результате поранился о его железный клюв и, совершенно измученный, рухнул на землю рядом с ним.

Живший у Гржимека ручной волк принял зеркало за окно и попытался через него выскочить наружу. Своего изображения он словно не заметил. Зато дикие кошки, как мелкие, так и крупные – львы и тигры, живо реагируют на свои отражения и очень интересуются дичью на киноэкране, если им показывают фильм. Способны они также узнавать изображения сородичей на картинках, если те выполнены в натуральную величину.

Обезьяны шимпанзе, самые близкие родственники человека, узнают себя и в зеркале и на картинках, независимо от величины последних. Живо реагируют они также на изображения других животных, а нарисованные фрукты поначалу даже пытаются схватить. Но даже они всегда принимают свое изображение за других обезьян и реагируют на них соответственно своему темпераменту. Только ручные орангутаны никогда не пытаются угрожать своему отражению в зеркале или как-то с ним общаться. Они просто сидят и наблюдают за ним, а если видят на шкуре какой-то непорядок, например приставший мусор или соломку, то стараются навести чистоту. Видимо, они понимают, что это именно их отражение.

Четверть века спустя Гржимек, уже ученый с мировым именем, решил повторить свой опыт, на этот раз с дикими африканскими животными. Вместе с молодым английским зоологом Йеном Дуглас-Гамильтоном они отправились в национальный парк «Озеро Маньяра» в Танзании. Вначале группе львов они продемонстрировали пластиковый макет зебры в натуральную величину. Львы подкрались к макету, набросились на него и разорвали. Другому львиному прайду исследователи предъявили надувного льва, тоже размером с настоящего. Все львы восприняли его как живого сородича. Самцы долго гипнотизировали его взглядом, как поступают при встрече незнакомые львы. К надувной игрушке пыталась подойти молодая львица, но самцы ее отогнали. Потом перед макетом зоологи положили кусок мяса. Одна львица сразу начала подкрадываться, но схватить мясо поначалу не решалась – первым всегда ест лев – и сделала это только после того, как ветер повалил надувного льва.

После этого ученые взялись за носорогов. Гржимек, спрятавшись за огромным надувным макетом этого зверя, толкал его навстречу носорогу настоящему. Тот повел себя так же, как поступил бы при встрече со своим живым соперником. А африканские черные носороги друг с другом почти никогда не дерутся всерьез, обычно все ограничивается взаимным запугиванием. Так вышло и на этот раз. Больше получаса настоящий носорог и надувной, управляемый Гржимеком, пританцовывали друг против друга – шаг вперед, шаг назад, пока наблюдателям эта процедура не надоела.

Наконец приступили к опытам со слонами. Надувным макетом слона теперь управлял молодой зоолог. Когда он пытался подойти к стаду диких животных, те всегда отступали и скрывались. Исследователи решили, что слонов пугал белый цвет макета. Цвет изменили, вымазали надувного слона грязью. На этот раз живые слоны подходили гораздо ближе и даже начинали угрожать чужаку. Но потом что-то заставляло их насторожиться и они убегали, вблизи они все равно замечали и чуяли человека. А возможно, их настораживало отсутствие характерного «бурчанья», которое слоны всегда издают при встрече друг с другом.

Все подобные опыты преследуют одну цель – узнать, как животные видят мир вокруг себя, что в дальнейшем может помочь более точно с ними общаться. Итак, удалось узнать, что разные животные реагируют на свои изображения по-разному. Одни узнают как чучела, так и нарисованных сородичей – даже если те нарисованы примитивно. Другие узнают только объемные изображения, игнорируя плоские. А для третьих решающее значение имеют запах или характерные движения либо звуки. Причем из каждого правила есть свои исключения. Если хотите, можете проверить, к какой категории принадлежит ваш собственный домашний любимец. Может, и откроете что-нибудь новое.

Эта тема закрыта, так как последнее сообшение было оставлено больше года назад.