Афиша: День сурка

15 декабря 2011 года
00

День сурка

Телевизионный комментатор Фил Коннорс каждый год приезжает в маленький городок в штате Пенсильвания на празднование Дня сурка. Но на этот раз веселье рискует зайти слишком далеко. Время сыграло с ним злую шутку: оно взяло да и остановилось.Теперь на календаре Фила чернеет одна и та же дата — 2 февраля, из которой он никак не может выбраться. Неунывающий ведущий пытается извлечь выгоду из своего комичного положения: впереди у него уйма времени и безмятежное предсказуемое будущее. Отныне с...

//afisha.novgorod.ru/event/?id=2027
Говорят, жизнь и время цикличны и развиваются по спирали. Все так или иначе повторяется, никогда - идентично, но вариативно-тождественно. А что случится с человеком, если поместить его в один и тот же день, который будет повторяться раз за разом, и даже смерть не в силах изменить ситуацию? В распоряжении нашего героя, желчного и пошловатого репортера средних лет, оказывается один такой день и городок Панксатони, куда он приезжает раз в год, чтобы снять репортаж о сурке, вылезающем из норки. Фил Коннорс (Билл Мюррей) ненавидит этот город, этого сурка, этот репортаж, и только компания молоденькой и восторженной напарницы Риты (Энди МакДауэлл) скрашивает ему опостылевшую реальность.
Правда, надежды на «выездной роман» стремительно тают еще в дороге: девушка оказывается не настолько наивной и слишком умненькой, чтобы попасться на банальности и непомерно раздутое эго Коннорса.
И вот так случается, что Фил обречен переживать День сурка постоянно и неизбывно, раз за разом, не понимая, как выскочить из этой ловушки, пытаясь изменить хоть что-то, уехать, скрыться, сбежать, покончить с собой, убить сурка и совершить другие глупости. Постепенно он понимает, что день сурка - не наказание, а дар, возможность на передышку, предложение (пусть и несколько навязчивое) остановиться и переосмыслить свою жизнь, понять, что же действительно важно становится для человека, когда у него впереди - вечность.
И только открыв в себе способность по-настоящему любить, Фил вырывается из 2 февраля и встречает рассвет нового дня совершенно другим человеком.

Фильм неоднозначный, несмотря на вполне определенный финал. Образы и аллегории довольно неочевидны, а сама ситуация настолько фантастична, что подразумевает обязательное присутствие тайного дна - и не одного. Из множества предположений о том, каким образом герою удалось выскочить из Дня, мне ещё нравится одно мистическое, смыкающееся с некоторыми древними верованиями, что именно секс с любимой женщиной открыл ему выход в реальный мир (женщина и секс как врата в другие миры).
Ну и фрейдистская подоплека, да, доставляет. С другой стороны, почему бы и нет?
Правда, все остальное тогда приходится рассматривать под настолько иным углом, что предпочтительнее оказывается простой и безыскусный вариант про великую силу любви. Вся прелесть в том, что никакого объяснения произошедшему так и не предлагается, так что зрителю приходится самому заставить работать свое вображение и строить теории.

Есть и еще одна причина, почему фильм был и остается настолько мега-популярным: многие ставят себя на место главного героя и задаются вопросом, что бы они делали, имея в запасе неограниченное время - по сути, вспомнить о том, что всегда откладывается в круговерти повседневности. Это не только шанс отдохнуть и отоспаться, но и прочитать гору книг, отложенных «на потом», шанс научиться чему-то новому - хоть через скакалочку прыгать, хоть на рояле играть, шанс проанализировать свою жизнь, не торопясь абсолютно никуда. Сделать выводы. Измениться.

Ну и напоследок - немудреная мораль о том, что человек, у которого нет ничего ему дорогого, живет впустую, и каждый день его - копия предыдущего.

Так что - будем жить!

Эта тема закрыта, так как последнее сообшение было оставлено больше года назад.