Проявив интерес к музыке Рахманинов уже в 4 года, обучался игре на фортепиано, а в 9 лет поступил на фортепианное отделение Санкт-Петербургской консерватории. В возрасте 13 лет Сергей Рахманинов был представлен П.И. Чайковскому, который позже принял большое участие в судьбе молодого музыканта.
После революции 1917 года, С.В. Рахманинов жил в США и в Швейцарии, гастролировал по Европе. Он был признан современниками выдающимся пианистом.
«Сергей Васильевич тратил огромные суммы на благотворительность, пересылал в Россию деньги в поддержку деятелей науки, артистов, писателей. Но в 1931 году стал одним из 110 известных эмигрантов, обратившихся с призывом к госдепартаменту США воздержаться от закупки советских товаров. В знак протеста против мракобесия и террора, что творились на его многострадальной родине. В ответ музыка Рахманинова, которая есть «отражение загнивающего мелкобуржуазного духа, особенно вредного в условиях острой борьбы на музыкальном фронте», перестала звучать и СССР».
(343x39, 1Kb)
Композитор Георгий Васильевич Свиридов о Сергее Васильевиче Рахманинове:
«..судьба С. В. Рахманинова, как судьба многих гениев, русских в особенности, в наш сложный век была очень трудной. Он вынужден был покинуть Родину, которую горячо любил, любил больше жизни. И Россия была, собственно, единственной темой его художественных произведений. Он вынужден был её покинуть, не спасая свои капиталы, а спасая свою жизнь, жизнь близких людей, ибо Рахманинов принадлежал к числу людей знатного рода - он был потомком молдавского господаря, то есть царя, и жизни его грозила опасность.
Его родные погибли во время бесчинств в послереволюционную эпоху. Рахманинов безумно страдал за границей и почти восемнадцать лет не мог сочинять. Здесь, в нашей стране, - и я тому живой свидетель, человек уже не молодой, - имя его было окружено официальным презрением. Он был единственным композитором, который в начале тридцатых годов декретом государства был официально запрещён. Его имя и его сочинения были изъяты из всех учебных заведений, из всех концертных программ. Его называли - как только его не называли! - и «фашист», и - особенно злодейски - «фашист в поповской рясе», и «охотнорядец», и хулиган... и т. д. Трудно себе представить, чтобы о художнике, чья музыка так высока, так прекрасна, можно было бы говорить такие кошмарные слова! Однако всё это было. Было потому, что гения убить невозможно. Невозможно убить и плоды его творчества. Его можно убить только самого».
(343x39, 1Kb)
У Сергея Васильевича любовь к Родине всегда ассоциировалась с Ивановкой Тамбовской губерни.
Как известно, последний раз Рахманинов посетил Ивановку в апреле 1917 года.Все 34 постройки некогда зажиточного его имения были разрушены, разграблены, преданы огню,первое, что увидел Рахманинов во время своего последнего визита в Ивановку, был зверски убитый любимый им пёс Левко.
Сердце Рахманинова этого выдержать не могло.
(343x39, 1Kb)
И кто же будет решать, переносить ли прах? Единственный наследник, внук Александр, умер три года назад, и перед смертью дал интервью: Могила Рахманинова была и останется в Америке. Есть письмо, в котором Сергей Васильевич просит о том, чтобы его похоронили в Соединённых Штатах
В той же могиле похоронены его жена и дочь.